С течением времени компании и используемые ими системы становятся все более интегрированными, формируя специальные отраслевые бездоверительные сети, и в основе этого эволюционного шага лежит технология блокчейна.
Корпоративная интеграция
Крупные организации используют большое количество приложений, функционирующих в разных подразделениях и используемых для обмена данными и функционалом с целью обеспечения единого и согласованного способа работы. Процесс связи таких приложений внутри одной организации называется Корпоративной интеграцией приложений (EAI).
Аналогично, компаниям необходимо передавать информацию друг другу. Им нужно интегрировать и автоматизировать основные бизнес-процессы, выходящие за рамки одной организации. Это процесс является расширением EAI и достигается путем обмена структурированными сообщениями, использующими общепринятый стандарт сообщений, который называется корпоративной или B2B-интеграцией.
По сути, оба термина описывают процесс интеграции данных и функционала, которыми обмениваются между собой системы или участники. А поскольку системы и бизнес-процессы в организациях эволюционируют, меняется и технология, лежащая в основе B2B-объединений.
Эволюция интеграции
Каждый год какой-то вид технологии интеграций становится мейнстримом. Технологии постепенно эволюционируют и надстраиваются друг над другом. Однако вместо того, чтобы рассматривать отдельные технологии по годам, попробуем отследить прогресс их развития за десятилетия и понять, почему следующим этапом технологии может стать блокчейн.
Рассмотрим основные технологические прорывы на каждом этапе эволюции, перечисленные в представленной выше таблице.
Интеграция данных
Это один из самых ранних механизмов доступа к информации разными системами, наиболее яркими примерами которого являются:
— Единая база данных – используется для интеграции систем внутри организаций;
— Обмен файлами – применяется для обмена информацией внутри и между организациями. Использование универсальных протоколов передачи файлов наподобие FTP обеспечивает обмен данными приложений между компьютерами и операционными системами.
Оба эти подхода осуществляются не в реальном времени, основаны на пакетах и имеют ограничения в отношении масштабирования и надежности.
Интеграция функционала
В отличие от интеграции данных, следующие методы обеспечивают обмен данными и функционалом в режиме реального времени:
— Удаленный вызов процедур обладает значительным преимуществом над основанной на сокетах интеграции, скрывая сложность сетевой конфигурации и маршалинга данных. Тем не менее, этот метод представляет собой двухточечную клиент-серверную архитектуру раннего поколения, зависимую от языка программирования.
— Посредник запроса объектов (с имплементациями CORBA, DCOM, RMI) представляет компонент брокера, позволяющий множеству приложений на разных языках повторно использовать одну и ту же инфраструктуру и взаимодействовать друг с другом одноранговым способом.
— Обмен сообщениями представляет собой временную развязку между приложениями и обеспечивает гарантированную доставку асинхронных сообщений.
Все вышеописанные оптимизации ориентированы главным образом на системную интеграцию. От пакетов к обмену данными в режиме реального времени, от двухточечной архитектуры к одноранговой, от синхронности к асинхронности – все эти методы не контролируют того, обмен каким видом данных они производят, и не поверяют их. С другой стороны, эта ранняя инфраструктура уже обеспечивала B2B-интеграции, но при этом не понимала ни данных, ни бизнес-процесса, частью которого она являлась.
Сервис-ориентированная архитектура (SOA)
Основные аспекты SOA, связанные с нашей задачей — стандарты web-сервисов, использующие форматы XML, SOAP и WSDL. Эти стандарты в комбинации с реализациями ESB (сервисная шина предприятия) и BPM (управление бизнес-процессами) заставляют интеграции фокусироваться на семантике бизнес-интеграции, тогда как более ранние технологии главным образом обеспечивали интеграцию систем.
Web-сервисы позволяют системам обмениваться данными не вслепую, а использовать читаемые компьютерами контракты и определения интерфейсов. Такие контракты позволят системе понимать и подтверждать данные до взаимодействия с другой системой.
В эту группу также можно включить архитектуру микрослужб, поскольку, по сути, она создает и улучшает архитектуры SOA и ESB.
Именно на этом этапе распределенные системы получают общие стандарты и определения контрактов.
Основанная на блокчейне интеграция
Хотя обмен данными в общих протоколах и стандартах является положительным моментом, сервисные контракты на дают представления о бизнес-процессах, скрывающихся за контрактами и функционирующими в удаленных системах.
Иногда участниками одного бизнес-процесса бывают сразу несколько сторон, каждая из которых является владельцем процесса. Перспектива для хорошего функционирования такого многостороннего взаимодействия заключается в прозрачности общего процесса и его текущего состояния. Все это может обеспечить технология блокчейна.
Данная модель расширяет использование общих протоколов и сервисных контрактов до общего бизнес-процесса. В блокчейне все участники работают с одним бизнес-процессом в виде смарт-контрактов. Однако для того, чтобы подтвердить запросы и прийти к общему результату бизнес-процессам необходимо общее состояние, и это достигается при помощи распределенного реестра.
В этом отношении блокчейн можно рассматривать в качестве следующего этапа в эволюции интеграций. Сети блокчейна действуют как распределенные концепции ESB и BPM, функционирующие не внутри одной организации, а между несколькими компаниями.
Сначала протоколы (например, FTP), затем API-контракты (WSDL, SOAP), а сейчас сами бизнес-процессы (смарт-контракты) и их данные выходят за пределы организаций, в общее пространство, и становятся частью интеграционной инфраструктуры.
С использованием блокчейна модели общих данных и бизнес-процессов перемещаются в общие корпоративные сети. Стоит отметить, что этот шаг не подходит для всех без исключения компаний и вряд ли войдет в мейнстрим. Он возможен только если все участники сети обладают одинаковым пониманием моделей данных и бизнес-процессов. Таким образом, это решение можно применять только в определенных отраслях, где процессы можно стандартизировать, например, это могут быть финансы, цепочки поставок, здравоохранение.
Поколения интеграций
Рассмотрим подробнее эволюцию B2B-интеграции и ее основные этапы.
Первое поколение: протоколы интеграции систем
Это поколение интеграционной технологии предшествует CORBA и SOA и главным образом обеспечивает обмен данными в общих протоколах, но без понимания данных, контрактов и бизнес-процессов:
— Интеграционная модель: клиент-сервер, когда серверный компонент контролируется одним участником; в качестве примера можно привести базы данных, файловые серверы, брокеры сообщений.
— Явная общая инфраструктура: низкоуровневые системные протоколы и прикладные программные интерфейсы API, например, FTP.
— Неявная, не совместная инфраструктура: контракты приложений, форматы данных и бизнес-процессы не являются частью общей интеграционной инфраструктуры.
Второе поколение: контракты интеграции приложений
Это поколение интеграционной технологии использует систему протоколов предыдущих лет и позволяет приложениям совместно использовать интерфейсы API в виде универсальных контрактов. Это следующий уровень интеграции, когда оба приложения понимают данные, их структуру, условия возможных ошибок, но не понимают бизнес-процессов и их текущего состояния в других системах:
— Интеграционная модель: клиент-серверная модель с API, описанная контрактами.
— Явная общая инфраструктура: протоколы, контракты приложений и определения API.
— Неявная, не совместная инфраструктура: бизнес-процессы и удаленное состояние являются закрытыми.
Третье поколение: распределенные бизнес-процессы
Основанное на блокчейне поколение, которому еще только предстоит доказать себя в качестве надежной корпоративной архитекторы, идет на шаг дальше. Оно использует пиринговый протокол и предоставляет доступ к бизнес-процессам и состоянию нескольким системам, контролируемым участниками, не полагающимися друг на друга. Если предыдущие поколения интеграций требовали понимания протокола или API, это поколение полагается на общее понимание полного бизнес-процесса и его текущего состояния. Только в этом случае оно имеет смысл и выполняет функцию распределенной сети бизнес-процесса между организациями:
— Интеграционная модель: многосторонняя, одноранговая интеграция, основанная на формировании корпоративных сетей с распределенными бизнес-процессами.
— Явная общая инфраструктура: бизнес-процесс и его требуемое состояние.
— Неявная, не совместная инфраструктура: другое, не относящееся к процессу состояние.
Существует множество блокчейн-проектов, использующих разные подходы для решения проблем бизнес-интеграции. Приведем в пример несколько наиболее популярных и интересных проектов открытого исходного кода, ориентированных на пространство B2B -интеграций:
— Hyperledger Fabric является одним из наиболее популярных и продвинутых блокчейн-проектов. Изначально он был разработан компанией IBM, а сейчас принадлежит Linux Foundation.
— Hyperledger Sawtooth — еще один распределенный проект Linux Foundation, разработанный компанией Intel. Он популярен благодаря своей модульности и полной взаимозаменяемости компонентов.
— Quorum представляет собой корпоративный проект на базе блокчейна Ethereum.
— Corda – проект создан поверх существующих межплатформенных технологий на базе JVM (виртуальной машины Java) и позволяет организациям взаимодействовать с контрактами и обменным курсом.
На данный момент функционирует достаточно много корпоративных сетей, основанных на вышеописанных проектах, и все они позволяют организациям-участникам взаимодействовать друг с другом, используя новую интеграционную модель.
Помимо полностью основанных на блокчейне проектов, существуют также гибридные решения. Например, Unibright представляет собой проект, направленный на объединение внутренних бизнес-процессов, использующих знакомые стандарты наподобие BPMN с сетями блокчейна через автоматическую генерацию смарт-контрактов. Смарт-контракты можно создавать для публичных или частных блокчейнов, которые могут действовать в качестве еще одной интеграционной основы среди организаций.
В последнее время мы наблюдаем большое количество блокчейн-экспериментов в разных сферах жизни. И если публичные (открытые) блокчейны привлекают внимание, обещая изменить мир, то закрытые и доверяемые блокчейны обещают меньше, но уверенно идут вперед.
Заключение
Корпоративная интеграция имеет ряд нюансов. Интеграционные проблемы внутри одной организации, где все системы контролируются одной компанией, а участники испытывают по отношению друг к другу определенную степень доверия, чаще всего решаются при помощи современных архитектур ESB, BPM и архитектур микроуслуг. Однако в случае с многосторонней B2B-интеграцией возникают дополнительные проблемы. Такие системы контролируются несколькими организациями, не обеспечивают прозрачности и не доверяют друг другу. В данном случае мы наблюдаем, как организации экспериментируют с основанной на блокчейне технологией, полагающейся не только на совместное использование протоколов и контрактов, но также бизнес-процессов и состояния.
Эта тенденция совпадает с общим направлением, в котором развивается интеграция: от совместного использования минимальных протоколов до общих контрактов, API и, наконец, бизнес-процессов.
Такая совместная интеграционная структура предлагает новые прозрачные модели интеграции, в которых частные бизнес-процессы превращаются в совместно используемую, согласованную модель взаимодействия с открытым исходным кодом. Это может мотивировать организации делиться бизнес-процессами и формировать сети, в полной мере используя преимущество совместной инновации, стандартизации и более глубокой интеграции.