Издатели СМИ в 2018 г. заработали на интернет-рекламе 14 млрд руб., что на 13% больше, чем годом ранее. Это данные Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), которая публикует общепризнанную оценку рекламного рынка страны. 

Как сообщают “Ведомости”, доходы издателей от рекламы в печатных версиях продолжают падать: в 2018 г. их выручка по этой статье снизилась на 12% до 18 млрд руб. Таким образом, доходы издателей в печати и в сети вскоре могут сравняться. Но пока рост интернет-рекламы не компенсирует издателям падение бюджетов в печатных версиях. Всего издатели заработали в 2018 г. 32 млрд руб., что на 3% меньше, чем в 2017 г.

В целом рекламодатели тратят в интернете больше, чем в любом другом медиа: в прошлом году онлайн-бюджеты увеличились на 22% до 203 млрд руб. Для сравнения: на ТВ рекламодатели потратили 187 млрд руб., что на 9% больше, чем годом ранее.

АКАР также разбила СМИ на три типа: те, кто зарабатывают только на рекламе в печатных версиях, те, кто зарабатывают только в сети, и смешанный тип. Больше всего зарабатывают издательства последнего типа (22 млрд руб.), чистые онлайн-СМИ заработали 4,7 млрд руб., а чистые офлайн-СМИ – 5,5 млрд руб. Аналогичную разбивку по типам СМИ ассоциация давала и по итогам 2017 г.

Хотя интернет сейчас действительно самый крупный медиасегмент российского рекламного рынка, далеко не у всех рекламодателей он находится в приоритете, пишет РБК. Например, у крупнейших рекламодателей в категории FMCG основные бюджеты телевизионные, у многих локальных рекламодателей — в наружной рекламе, — утверждают эксперты.

Помимо затрат на рекламу в основных медиа АКАР также оценивает расходы на маркетинговые услуги. Объем этого сегмента в 2018-м превысил 115 млрд руб., что на 12% больше, чем в 2017 году.

С учетом рекламных бюджетов, израсходованных на создание креативных решений, производство рекламной продукции и оплату услуг рекламных агентств, суммарный объем российского рынка маркетинговых коммуникаций составил 810–830 млрд руб.

Подводя итоги 2018-го, комиссия экспертов ассоциации представила новую сегментацию рекламного рынка — по типу контента — и оценила, в частности, объемы рекламы, собираемые при распространении аудио-, видео- и издательского контента как в традиционных средах, так и в digital-среде. Согласно результатам такого анализа, на весь рекламный видеоконтент рекламодатели в прошлом году потратили 198 млрд руб., что на 10% выше уровня 2017-го. Почти весь этот бюджет — 94% — пришелся на ТВ. Однако более высокий рост расходов рекламодателей (на 21%, до 10 млрд руб.) зафиксирован в категории онлайн-видео. В этом сегменте учитывались бюджеты от видеорекламы в контенте онлайн-кинотеатров и сайтов телекомпаний, на видеохостингах, а также в лицензированных плеерах в социальных сетях.

Крупнейшие игроки сегмента интернет-рекламы «Яндекс» и Mail.Ru Group. Доходы от рекламы «Яндекса», сегодня крупнейшей компании Рунета, росли вместе с рынком: ее рекламная выручка по итогам 2018 года увеличилась на 22%, до 101,1 млрд руб.

Доходы Mail.Ru Group продолжили расти быстрее рынка. В 2018 году рекламная выручка владельца портала Mail.Ru, соцсетей «Одноклассники» и «ВКонтакте», мессенджера TamTam и других проектов увеличилась на 38,6%, до 31,9 млрд руб. Годом ранее динамика этого показателя у Mail.Ru Group равнялась 29%, доходы от рекламы составили при этом 23,8 млрд руб.

По итогам 2018 года доля «Яндекса» в сегменте интернет-рекламы равнялась 49,8%, Mail.Ru Group — 15,7%. Доля «Яндекса» на всем российском рекламном рынке за указанный период составила 21,5%, Mail.Ru Group — 6,5%.

Топ-10 рекламодателей в сегменте онлайн-видео в 2018 году возглавляет нелегальное онлайн-казино Azino777, на его долю приходится 4,8% от общего количества показов, — это больше, чем у таких рекламодателей, как Danone, «Яндекс» и «Вымпелком», следует из данных Mediascope.

Наиболее высокую динамику — рост на 18%, до 4,7 млрд руб. — показали компании, работающие исключительно в цифровой среде. Самыми уязвимыми продолжают быть издания, работающие только в бумажном формате: за год при падении рекламных бюджетов на 22% их доля в общих рекламных издательских бюджетах снизилась с 21 до 17% и будет продолжать падать, прогнозируют в АКАР. Совмещение «принт+digital» позволило удержать объемы рекламных доходов на уровне 2017 года — 21,8 млрд руб.