Иностранное ПО в госкомпаниях: быть или не быть?

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) создает рабочую группу по импортозамещению ПО в госкомпаниях. Об этом сообщает «КоммерсантЪ».

Соответствующее письмо было направлено в Ассоциацию разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт», которая выступает против идеи РСПП локализовывать иностранный софт и включать его в реестр российского ПО, дающего преференции при госзакупках.

Как говорится в письме РСПП, при переходе на российское ПО госкомпании несут двойные расходы из-за внедрения новых и списания старых ИТ-систем, испытывают трудности при взаимодействии с иностранными компаниями, так как «не все отечественное ПО соответствует международным стандартам», а некоторые классы ПО в реестре не соответствуют требованиям безопасности критической информационной инфраструктуры России.

В результате в РСПП вместо поддержки идеи АРПП предложили ей вступить в союз и «принимать активное участие в выработке консолидированной позиции российского бизнеса по вопросам импортозамещения ПО».

Рабочая группа будет создана при комитете по цифровой экономике РСПП, который возглавляет глава «Ростелекома» Михаил Осеевский. В нее войдут в основном представители госкомпаний, которые являются членами РСПП. Планируется участие в работе представителей Минкомсвязи, ФАС и других ведомств. Первое заседание состоится в середине июля.

По словам директора АНО «Центр компетенций по импортозамещению» Ильи Массуха, который возглавит группу, она займется организацией тестирования российских решений в госкомпаниях, а также составлением требований к иностранным разработчикам, которые хотят локализовать производство в России, для включения программных продуктов в реестр.

Он не считает нужным отказывать иностранцам. «Если исключим возможность манипулирования правами на интеллектуальную собственность, найдем, что локализовать»,— говорит он. Для обсуждения вопроса создадут подгруппу, куда войдут немецкая SAP, американская Oracle, французская Schneider Electric, индийская HCL и «все желающие».

В Минкомсвязи «приветствуют локализацию зарубежного ПО». Закон предусматривает возможность лицензионных отчислений в пользу зарубежных правообладателей в размере не более 30%, минимум 50% в итоговой цепочке владения юрлицом должны принадлежать гражданам РФ или ЕАЭС, уточнили в министерстве.

Политику импортозамещения в ИТ в России активно начали проводить с 2016 года, но российские производители не раз жаловались, что заказчики все еще активно закупают иностранное ПО. Идея локализации иностранного софта для включения его в реестр была предложена в апреле на заседании комитета РСПП по цифровой экономике с участием представителей «Газпром нефти», «Роснано», «Роскосмоса», «Ростеха», «Росатома», ОАО РЖД и ВТБ. Тогда говорили об этом как о компромиссе, который «решит проблему навязанного импортозамещения».

В АРПП не согласны с РСПП. «Включение в реестр ПО иностранного происхождения любой степени локализации будет нести угрозу для безопасности государства»,— уверен исполнительный директор АРПП Ренат Лашин. Перспективу войти в РСПП там не рассматривают. Локализация тех классов ПО, где есть отечественные аналоги, «будет фактически уничтожать российских разработчиков», подчеркивает управляющий директор «Росплатформы» Владимир Рубанов. «Как ни оформляй права, если нет компетенции и ею перестанут делиться, развивать продукт не получится»,— добавляет заместитель гендиректора Postgres Professional Иван Панченко. Он подчеркивает, что Oracle, Intel, IBM и другие уже «открывали и закрывали центры разработки в России, но отечественной ИТ-отрасли это ничего не дало».

26 июня АРПП «Отечественный софт» направила письмо в департамент по конкурентной политике Москвы с жалобой. Департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы объявил закупку офисных программ Microsoft на 99,3 млн руб. По мнению российских разработчиков, закупка может «нанести существенный ущерб» заказчику и ставит вопрос о «нецелевом использовании бюджетных средств».

АРПП требует признать незаконным требование поставки конкретного ПО. Ассоциация обращает внимание, что Microsoft с 1 июля 2019 года вносит изменения в программы корпоративного лицензирования, при этом лицензии, на которые объявлена закупка, перестанут действовать.

Это не первая жалоба российских разработчиков на госзакупки, в которых указан конкретный софт Microsoft. В московском управлении Федеральной антимонопольной службы (УФАС) сообщили, что уже получали жалобу на эту закупку.

Очевидно, АРПП считает, что российские офисные пакеты не уступают по функциональности зарубежным программам. На данный момент в реестре отечественного ПО есть два офисных пакета: «МойОфис» «Новых облачных технологий» (НОТ) и «Р7-Офис» «Новых коммуникационных технологий».

В жалобе указано, что в описании объекта для закупки обоснована невозможность закупки российского ПО и перечислены технические характеристики, которые у российских продуктов якобы отсутствуют, хотя на самом деле многие их них уже реализованы, например возможность поиска по словам в напечатанном тексте. Однако комиссия УФАС пришла к выводу о необоснованности жалобы, так как у заказчика было основание для закупки конкретного товара.

Несмотря на усилия АСПП и российских разработчиков, общая сумма госзакупок иностранного офисного ПО только с начала 2019 года превышает 515 млн руб. Это «в десятки раз больше» закупок отечественных аналогов, оценил операционный директор АРПП Ренат Лашин.

В мэрии Москвы уже пытались пользоваться российскими офисными программами, но опыт оказался негативным. В октябре 2018 года тот же департамент информационных технологий Москвы жаловался в Минкомсвязь на многочисленные «дефекты» приложения «МойОфис Почта», пишет «Коммерсантъ».

Приложение «МойОфис Почта» компании НОТ содержит 33 «дефекта», не позволяющих использовать его в качестве электронной почты столичного правительства, говорилось в письме руководителя ДИТ.

На текущий момент замечания, связанные с функциональностью „МойОфис Почта” устранены. При этом часть замечаний, касались не функциональности, а именно различий с иностранными аналогами.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях