Ученые научились перепрограммировать клетки на омоложение

Известно, что старение происходит на клеточном уровне по мере накопления ошибок во время её деления. Саму молекулу ДНК эти изменения не затрагивают, однако приводят к отклонениям в регуляции генов и истощению стволовых клеток. Но что если вмешаться в код и исправить нарушенные звенья? Ученые из Стэнфордского университета попытались ответить на этот вопрос.

Фото: nature.com

Исследования показали, что ядерное перепрограммирование может омолодить клетки до состояния, свойственного для эмбриона. С помощью воздействия специального белка NKX3-1 клетки начинают трансформироваться и синхронизироваться со стволовыми. Благодаря этому методу в лабораторных условиях ученым удалось продлить жизнь мышам, которые были подвержены редчайшему генетическому заболеванию преждевременного старения (Прогерия). Однако, как будет работать ядерное программирование на людях, состарившихся естественным путем – пока неизвестно.

Проблема в том, что естественное старение с генетической точки зрения более сложный процесс, обусловленный медленным, но прогрессирующим накоплением ошибок. Кроме того, отсутствуют доказательства того, что тот же омолаживающий эффект может быть достигнут с помощью клеток, выделенных из пожилых людей. Хотя на данный момент ученые научились определить первозданную структуру молекулы РНК.

«Мы провели парное массовое РНК-секвенирование для трех групп: молодых клеток, необработанных в возрасте и обработанных в возрасте, — отметили в своем докладе ученые из Стэнфорда. — Сравнивая транскриптомы молодых и пожилых клеток, мы обнаружили в РНК фибробластов различия в 961 гене (5,85% от общего количества) и 748 различий в эндотелиальных клетках (4,80%).