Некоторые планеты могут быть более пригодны для жизни, чем Земля

Земля не обязательно лучшая планета во Вселенной. Исследователи определили две дюжины планет за пределами Солнечной системы, на которых могут быть условия, более подходящие для жизни, чем на Земле. Некоторые из этих планет находятся на орбите вокруг звезд, возможно, даже лучше Солнца.

Фото: news.wsu.edu

Исследование провели ученые из Вашингтонского университета (США). В работе подробно описываются характеристики потенциальных «сверхобитаемых» планет. Эти планеты старше, немного больше, теплее и, возможно, более влажные, чем Земля. Жизнь также может легче развиваться на планетах, которые вращаются вокруг более медленно меняющихся звезд с большей продолжительностью жизни, чем Солнце.

Все 24 главных претендента на звание «сверхобитаемая» планета находятся на расстоянии более 100 световых лет от Земли. Ученые говорят, что в будущих исследованиях за объектами можно будет наблюдать, например, с космического телескопа Джеймса Уэбба, космической обсерватории LUVOIR и космического телескопа PLATO.

«С появлением следующего поколения космических телескопов мы получим больше информации, поэтому важно выбрать некоторые цели заранее, пишут авторы. Мы должны сосредоточиться на изучении определенных планетах, на которых есть наиболее многообещающие условия для возникновения и развития жизни. Однако нужно быть осторожнее, чтобы не застрять в поисках второй Земли, потому что могут быть планеты, более подходящие для жизни, чем наша».

В ходе исследования группа ученых определила критерии сверхобитаемости и провела по ним поиск среди 4500 известных экзопланет за пределами нашей солнечной системы. Пригодность для проживания не означает, что на этих планетах определенно есть жизнь, там просто есть условия, способствующие появлению жизни.

Исследователи выбрали планетно-звездные системы с планетами, которые входят в земную группу и вращаются в пределах обитаемой зоны родительской звезды.

Хотя Солнце является центром нашей солнечной системы, у него относительно короткая продолжительность жизни менее 10 миллиардов лет. На появление и развитие на Земле сложной формы жизни потребовалось почти 4 млрд лет. Многие звезды, похожие на Солнце, могли просто не дожить до момента появления сложной жизни.

Исследователи рассмотрели более холодные, менее яркие и карликовые звезды, которые имеют преимущество в продолжительности жизни от 20 до 70 млрд лет. Это позволило бы планетам, вращающимся вокруг орбиты, стать старше, и дало бы жизни больше времени для развития до того уровня, который в настоящее время наблюдается на Земле.

Однако, чтобы быть обитаемыми, планеты не должны быть слишком старыми.Земле около 4,5 млрд лет, но исследователи утверждают, что оптимальным местом для жизни является планета, возраст которой составляет от 5 до 8 млрд лет.

Размер и масса тоже имеют значение. Планета, которая на 10% больше Земли, должна иметь более пригодную для жизни территорию. Планеты, которые примерно в 1,5 раза больше массы Земли, дольше сохраняют внутреннее нагревание за счет радиоактивного распада, а также будет иметь более сильную гравитацию, чтобы поддерживать атмосферу в течение более длительного периода времени.

Вода ключ к жизни. Авторы утверждают, что большее количество воды создает наиболее благоприятную среду для жизни. Немного более высокая температура, примерно на 5 градусов °C выше, чем на Земле, вместе с дополнительной влажностью также будет лучше для жизни. Сочетание тепла и влаги на Земле приводит к широкому биоразнообразию в тропических дождевых районах, чем в более холодных и засушливых.

Среди 24 кандидатов на «сверхобитаемую» планету ни одна из них не соответствует всем критериям, но один объект обладает четырьмя критическими характеристиками. Ученые говорят, что она, возможно, гораздо более комфортна для жизни, чем Земля.

Исследование было опубликовано в журнале Astrobiology.