Интернет и цифровые технологии становятся частью повседневной жизни большинства россиян. Как часто люди выходят в интернет, для каких целей и какими цифровыми навыками они владеют? «Компьютерра» проанализировала данные о том, как развивается цифровая грамотность в стране и какие группы населения показывают наибольшую активность в онлайн-среде.
Население в цифровой реальности
Согласно совместному отчету Минцифры, Росстата и ВШЭ, уровень доступа к интернету в домашних хозяйствах с 2010 года по 2022 год вырос с 48,4% до 86,6% от общего числа домашних хозяйств.
При этом 93,5% россиян в возрасте от 15 до 74 лет хотя бы раз в жизни пользовались интернетом, а 84,9% делают это каждый день или практически ежедневно. Для сравнения, в США этот показатель составляет 84%, в Италии — 82%, а в Турции, Польше и Португалии — 80% (по данным Евростата на 2022 год).
Среди городских жителей чаще встречаются активные пользователи интернета — 86,8% против 79% в сельской местности. А вот тех, кто никогда не пользовался «всемирной паутиной», ожидаемо, больше в селе — 10,6% против 6,5% горожан. Также среди сельских жителей немного больше тех, кто выходит в интернет примерно раз в неделю — 5,7% против 4,6%.
Чаще всего россияне пользуются интернетом с мобильных телефонов и смартфонов — 82,3%. Реже в интернет выходят с ноутбуков — 39,2%, стационарных компьютеров — 34,4%, планшетов — 22,8% и телевизоров — 19%. Практически всё население, пользующееся интернетом, делает это дома — 98,3%. А вот на работе глобальную сеть используют лишь чуть больше половины россиян — 56,2%.
Для чего россияне используют интернет
Подавляющее большинство россиян пользуются интернетом для совершения аудио- и видеозвонков — 87,6% населения в возрасте от 15 до 74 лет, использовавших интернет за последние три месяца. Интересно, что этот показатель является одним из самых высоких в Европе. Чаще пользуются интернет-звонками только на Кипре, в Сербии и Турции — по 91% в каждой из стран.
Далее в топе целей выхода в интернет расположились соцсети — 74,5% и мессенджеры — 70,5%. Для просмотра новостей и сведений о погоде интернет используют 66% россиян, для проведения банковских операций — 62%. Такие данные приведены в совместном отчете Минцифры, Росстата и ВШЭ.
Для поиска информации о товарах и услугах интернет нужен 60,1%, а вот для покупки товаров и услуг — 51,5%. Другая половина населения пока не решается совершать покупки в интернете. А вот для отправки и получения электронной почты интернет используют меньше половины россиян — 46,1%.
Для записи к врачу интернет используют 40,5% населения. Для сравнения, в Германии этот показатель составляет 20%, в Великобритании — 22%, а на Кипре — всего 7% (по данным Евростата). Для поиска информации о здоровье или услугах медицинских организаций интернетом пользуются 36,9% россиян, для просмотра онлайн-телевидения — 35,8%, а для получения каких-либо знаний и справок из онлайн-энциклопедий (таких как Википедия) — 32,6%.
Реже всего россияне пользуются интернетом для поиска жилья для аренды — 4,7%, публикации мнений по общественным и политическим проблемам (4,2%), участия в профессиональных сетях (3,7%), а также ведения блога (3,4%).
Интересно, что для поиска вакансий интернет используют всего 6% населения. Это один из самых низких показателей в Европе — видимо, в российском обществе все еще преобладают традиционные методы поиска работы и жилья. В Дании этот показатель составляет 37%, в Финляндии — 35%, в Норвегии — 30%. Хотя, например, в Германии значение не сильно отличается от российского — 8%.
Общий уровень цифровой грамотности россиян
Согласно результатам исследования НАФИ, по итогам 2023 года индекс цифровой грамотности россиян составил 71 п.п. При этом показатель совсем не изменился по сравнению с 2022 годом. А вот несколько лет назад, еще в 2018 году, индекс цифровой грамотности населения был гораздо ниже — 52 п.п.
Уровень цифровой грамотности у мужчин немного выше, чем у женщин — 72 п.п. против 70 п.п. Кроме того, показатель выше у россиян в возрасте от 35 до 54 лет (73 п.п.), а у молодежи в возрасте от 18 до 24 лет, наоборот, ниже — 69 п.п. Зависит уровень цифровой грамотности и от места проживания — у жителей маленьких городов и сел индекс составляет 71 п.п., а в городах-миллионниках он достигает 75 п.п.
По уровню цифровой грамотности исследователи делят население на три группы: начальный, базовый и продвинутый уровни. Самой многочисленной группой являются россияне с базовым уровнем — 63% населения. Чаще всего это девушки в возрасте до 24 лет, студентки, госслужащие или работающие в бюджетных учреждениях.
К начальному уровню цифровой грамотности относится всего 4% населения. Как правило, это подростки или пенсионеры без высшего образования, проживающие в крупных городах с развитой инфраструктурой и плотной информационной средой.
К продвинутому уровню аналитики относят 33% россиян. Типичный портрет представителя этой группы — мужчина в возрасте от 25 до 45 лет с высшим образованием, работающий квалифицированным специалистом или руководителем и проживающий в городе-миллионнике.
Отмечается, что за минувший год сократилась группа с базовым уровнем цифровой грамотности. При этом отток из нее произошел в основном в группу с продвинутым уровнем. Заметнее всего уровень цифровых компетенций вырос у работающих россиян — с 24% до 36%, как правило, в возрасте от 35 до 54 лет и проживающих в городах-миллионниках.
Цифровые навыки населения
Индекс цифровой грамотности россиян, используемый в исследованиях НАФИ, включает пять подындексов:
- «Информационная грамотность» включает в себя умение искать информацию в интернете, работать с различными видами данных и оценивать достоверность сведений. Этот подындекс является самым развитым у населения и составляет 73 п. п.
- «Коммуникативная грамотность» отражает навыки использования онлайн-сервисов и девайсов для общения, а также соблюдение норм общения в интернете. Данный подындекс также является одним из самых развитых и составляет 72 п. п.
- «Создание цифрового контента» демонстрирует умения создавать и редактировать цифровой контент, а также понимание принципов авторского права. Этот подындекс наименее развитый среди россиян — 68 п. п.
- «Цифровая безопасность» включает умение человека оценивать риски мошенничества, обеспечивать безопасность персональных данных, а также понимание негативного влияния гаджетов на окружающую среду, физическое и психическое здоровье. Данный подындекс является одним из не самых развитых и составляет 70 п. п.
- «Навыки решения проблем в цифровой среде» отражает навыки пользования мобильными приложениями и компьютерным ПО для повседневных задач, а также умение решать аппаратные и программные проблемы. Этот подындекс составляет 72 п. п.
Согласно совместному отчету Минцифры, Росстата и ВШЭ, самым распространенным цифровым навыком среди россиян является отправка электронных писем с прикрепленными файлами. Этим умением обладает 64,8% населения в возрасте от 15 лет и старше. При этом среди сельских жителей только 55,1% умеет отправлять e-mail с вложениями. Интересно проследить и корреляцию по возрасту — среди россиян в возрасте от 15 до 34 лет таким навыком обладают чуть больше 80%, в возрасте 55–64 лет — уже 58,5%, а в возрастной группе 65–74 лет — 36,1%. Среди тех, кто старше 75 лет, лишь 9,6% умеют отправлять электронные письма с вложениями.
Работать с текстовыми редакторами умеют 42,3% россиян. При этом в возрастной группе 15–24 лет этот показатель составляет 72,7%, а среди жителей 25–34 лет — уже 54,9%. Кроме того, этим навыком чаще обладают женщины — 43,7% против 40,6% мужчин.
Навыками работы с электронными таблицами обладает 25,8% россиян. Среди молодежи традиционно данный показатель выше — 52,5% в группе от 15 до 24 лет. Здесь женщины опять немного опередили мужчин — 27,1% против 24,2%.
Пользоваться программами для редактирования фото-, видео- и аудиофайлов умеют 23,4% населения, а подключать и устанавливать новые устройства — 15,1%. При этом в возрастных категориях от 15 до 44 лет процент превышает средний и традиционно уменьшается с увеличением возраста. Навыками использования фото-, видео- и аудиоредакторов немного чаще обладают мужчины — 24% против 23%, а вот подключать новые девайсы умеют лишь 12,1% женщин против 18,7% мужчин.
Наименее распространенным цифровым навыком среди россиян является самостоятельное написание программного обеспечения. Таким умением может похвастаться лишь 1% населения. Вопреки сложившейся тенденции, чаще всего этот навык встречается не у молодежи в возрасте от 15 до 24 лет (1,7%), а в возрастной группе 25—34 лет (2%).