Ученые зафиксировали первый космический плазменный ураган над Землей

Ученым удалось зафиксировать плазменный ураган на границе атмосферы Земли и космоса, который сопровождался полярным сиянием. До этого ничего подобного исследователи не наблюдали. Подробности изучения необычного явления были опубликованы в журнале Nature Communications.

Фото: nature.com

Как правило, ураганы образуются в нижнем слое атмосферы Земли над теплыми морями, когда теплый влажный воздух поднимается вверх, в результате чего возникает область низкого давления. Ранее считалось, что образование ураганов в верхних слоях атмосферы невозможно, потому что там воздух сухой и разреженный, а температура его растет с высотой. Соответственно, подходящих условий для возникновения воздушных вихрей нет.

Однако ученые наблюдали на границе атмосферы и космоса настоящий ураган, диаметром почти в 1000 км. При этом ураган имел множество спиральных рукавов, а из-за того, что вместо дождя вниз сыпались ускоренные электроны, вихрь сопровождался мощным полярным свечением. Ураган длился около 8 часов.

Фото: nature.com

«До сих пор не было уверенности в существовании ураганов из космической плазмы, поэтому наши доказательства представляют собой нечто невероятное», — говорит автор исследования Майк Локвуд. «Тропические штормы связаны с огромным количеством энергии, а потому космические ураганы также должны быть вызваны необычайно интенсивной и быстрой передачей энергии солнечного ветра и заряженных частиц в верхние слои атмосферы Земли».

Интересно, что космический ураган произошел в период низкой геомагнитной активности. Это скорее всего говорит о том, что подобные штормы могут быть относительно частым явлением не только над Землей, но и на других планетах в нашей солнечной системе и за ее пределами.