Ученые создали прибор для искусственного зрения

В рамках исследования мозговой имплант для «искусственного» зрения установили 58-летней женщине, которая перестала видеть 16 лет назад. Благодаря новой технологии женщина начала различать простые фигуры.

Результаты работы ученых из Испании, Голландии и США опубликовало издание The Journal of Clinical Investigation. Принцип работы нового прибора основан на мини-электродах, которые имплантируют в зрительную кору мозга. Они стимулируют находящиеся рядом нейроны, благодаря чему человек может видеть белые точки «фосфены» из которых формируются очертания предметов. Прибор работает вместе со специальными очками, в которые встроена камера.

В эксперименте участвовала Берна Гомес, прежде работавшая учительницей. После операции женщина начала видеть очертания фигур и некоторые буквы. По словам исследователей пациентка смогла увидеть буквы I, L, C, V и O.

Как рассказал один из организаторов исследования, профессор Эдуардо Фернандес, результаты имплантации прибора для «искусственного» зрения его очень впечатлили. Новая технология показала себя как безопасный и эффективный способ восстановить «рудиментарную форму зрения». При этом Эдуардо Фернандес добавил, что работы еще не завершились, а ученым предстоит решить ряд проблем, чтобы усовершенствовать новую технологию.

Успех первого эксперимента позволяет планировать дальнейшие исследования. По словам группы ученых, в следующий раз они будут использовать более сложных технологии, которые будут передавать нейронам все более сложные изображения. Испытания запланированы до весны 2024 года. В их финансировании принимают участие университеты и государственные ведомства, включая Министерство науки и инноваций Испании, а также фонды.

Ученые надеются, что их разработка поможет вернуть зрение 148 миллионам людей. Именно столько незрячих пациентов насчитывается во всем мире. Среди самых распространенных причин потери зрения — глаукома и возрастная атрофия глазных нервов. Благодаря новым имплантам ученым удалось «исключить» глаза из зрительной цепочки. Люди смогут получать изображение окружающей обстановки напрямую в мозг. Это позволит видеть автомобили, двери, узнавать собеседников и видеть другие объекты реального мира. Это поможет социализировать и сделать более независимыми людей, которые потеряли зрение.