Компактное автономное устройство позволяет наносить защитные цинковые покрытия на месте монтажа зданий и ремонта автомобилей.
При строительстве домов и ремонте автомобилей часто используют сварку. Она разрушает защитное покрытие металла, поэтому несущие конструкции зданий и детали машин могут ржаветь. Для борьбы с коррозией используют различные методы защиты, но, как правило, они недостаточно эффективны и экономически выгодны: некоторые из них можно применять только в производственных условиях.
Специалисты Пермского Политеха разработали прототип мобильного устройства, с помощью которого можно наносить защитные цинковые покрытия на месте монтажа зданий и ремонта автомобилей. Аппарат может пригодиться компаниям-застройщикам, а также станциях техобслуживания машин и автосервисам.
Компактное устройство состоит из корпуса для источника тока с выбором режимов работы, рукоятки, которая подает электролит к цинковому наконечнику, и зажима для соединения устройства с поверхностью металла. Первый режим работы обеспечивает лучшее «сцепление» первого слоя цинка с металлом, а второй ускоряет нанесение следующих слоев.
Ученые провели серию экспериментов, чтобы подтвердить работоспособность устройства и качество полученных покрытий. Они нанесли «защиту» на подготовленные образцы в виде металлических пластин и получили цинковый слой серебристо-серого цвета с голубым оттенком толщиной около 35 микрометров. Затем исследователи сравнили результат с лакокрасочными слоями и покрытиями, полученными в результате холодного цинкования. Для этого они испытали их на стойкость.
В результате на образце, который получили пермские ученые, не было повреждений, образовался только дополнительный тонкий слой защитного покрытия в виде оксида цинка. На поверхности других покрытий появились дефекты, которые составили от 5 до 18 процентов.
«Нанесение покрытия с помощью нашего устройства показало высокие результаты. В отличие от других способов защиты, электролитический метод более экономичен и позволяет сократить расход цинка. Наша разработка поможет сделать его более доступным для пользователей», — поясняет научный консультант проекта, старший преподаватель кафедры строительного производства и геотехники Пермского Политеха, инженер промышленного и гражданского строительства Алла Гришина.
Чтобы обеспечить эффективную защиту конструкций от повреждений, ученые рекомендуют использовать электролитический метод с помощью нового устройства совместно с лакокрасочным покрытием. По словам разработчиков, цена за готовое устройство составит около 10—15 тысяч рублей.