Группа инженеров из Института математических наук Куранта Нью-Йоркского университета разработала алгоритм Pyrorank, который должен изменить практику поиска информации и справиться с «проклятием информационного пузыря».
Что известно
За последние десятилетия поисковая выдача превратилась в маркетинговый инструмент. Софтверные гиганты типа Google или владельцев соцсетей «подкрутили» алгоритмы так, чтобы пользователь получал результаты, основанные на его социальном профиле, интересах и предыдущих действиях. Удобно для продажников, но не полезно для людей: так алгоритмы незаметно заперли каждого из нас в «информационном пузыре», в который не попадает ничего нового.
Этот феномен раньше всех зафиксировал и описал интернет-активист Илай Парайзер в своей книге «Пузыри фильтров», изданной в 2011 году.
Илай Парайзер предупреждал в своей книге, что информационные пузыри «закрывают нас от новых идей, предметов и важной информации» и «создают впечатление, что наши узкие собственные интересы и есть все, что существует и окружает нас». Это наносит потенциальный вред как личности, так и обществу в целом: «невидимый алгоритм редактирования в сети» может «ограничить получение новой информации и сузить рамки разнообразия этой информации». Согласно Парайзеру, вредное воздействие «пузыря фильтров» на общество состоит в подрыве формирования «гражданского мнения», оно делает людей более уязвимыми для «пропаганды и манипуляций».
Почему это важно
Алгоритм Pyrorank призван прорвать этот «пузырь» и вывести пользователей из бесконечного цикла повторяющихся рекомендаций, снизив влияние профилей пользователей на поисковую систему, при это сохранить важные и разнообразные результаы. Чтобы сделать вещи более нейтральными и менее предвзятыми, Pyrorank добавляет больше нового и самого актуального контента в систему рекомендаций.
Уже проведены практические испытания, в которых Pyrorank обскакал существующие поисковые алгоритмы, выдав результаты, не похожие на предыдущие, на ответы для других похожих пользователей и на прошлые покупки в интернете.
Если этот алгоритм будет выпущен в открытый мир, он способен усложнить жизнь маркетологам, но улучшит пользовательский опыт. А также даст шанс маленьким компаниям и независимым СМИ попасться на глаза нужной аудитории без вливания баснословных бюджетов в контекстную рекламу и непосильной конкуренции с крупным бизнесом.