Как события последних лет сказались на российских DNS-провайдерах

С 2021 года российский рынок ИТ кардинально изменился. Страну покинули ведущие мировые вендоры, сделав вопрос импортозамещения острым, как никогда раньше. Однако в медиа часто опускаются новости о довольно крупных, но важных сегментах рынка, влияние которых на отрасль не так очевидно, но критически важно. Один из таких сегментов — рынок DNS-провайдеров. Мы поговорили с Product Owner EdgeЦентр Никитой Демянчуком о том, как сильно изменилась ситуация с DNS в России с 2021 года, как изменились требования клиентов и что ждет это направление в ближайшем будущем. 

российские DNS-провайдеры

Краткий обзор рынка DNS

Как изменился рынок DNS и CDN с 2021? 

За последние пару лет многие клиенты перешли от зарубежных провайдеров к местным, особенно из-за рисков и необходимости защиты от DDoS-атак. Если говорить о технологических изменениях, то они не были слишком значительными. Больше всего клиенты начали обращать внимание на оценку рисков и выбирают провайдера, исходя из этого.

На сколько сегментирован и раздроблен рынок?

Сложно сказать точно, так как никто не проводит подробной аналитики в этой области. Многие российские пользователи предпочитают Cloudflare, так как это популярный и бесплатный сервис с различными дополнительными функциями.

Конечно, нельзя забывать о местных игроках, таких как NIC.RU, Яндекс, Reg.ru и других, хотя они и менее популярны по сравнению с Cloudflare. Тут также стоит помнить, что использование Cloudflare, или любого другого зарубежного сервиса, несет в себе определенные риски, в том числе риск блокировки ресурса Роскомнадзором, что может привести к недоступности многих сайтов, использующих их CDN или DNS.

Насколько была велика зависимость российского бизнеса от зарубежных DNS-провайдеров до 2021 года? 

Как правило, крупный бизнес стремится разворачивать DNS-серверы внутри своей инфраструктуры и неохотно пользуется облачными сервисами. Поэтому инфраструктура DNS часто разворачивается внутри их собственного контура, но это не всегда удобно. Крупный бизнес, заинтересованный в облачных услугах, предпочитает работать с уже знакомыми поставщиками. Например, они не будут искать специализированного провайдера для DNS-хостинга в Amazon, если уже пользуются услугами Яндекса.

 

 

А как это устроено со средним и мелким бизнесом?

Чем меньше бизнес, тем меньше он хочет тратить, а многие регистраторы доменных имен предлагают DNS-хостинг бесплатно. Например, на рег.ру, RU-CENTER и других подобных платформах вы можете купить домен и управлять им в рамках того же регистратора. Но функциональность таких сервисов ограничена добавлением и управлением записями, а также некоторыми базовыми опциями. Для мелкого или среднего бизнеса, или специалиста, который занимается сайтами или SEO, этого зачастую бывает достаточно, пока не возникнет какая-то специфическая задача.

Потребности и запросы рынка

Какие специфические задачи могут возникнуть у бизнеса?

Если у вас в какой-то момент становится очень много доменов, скажем, из SEO-специалиста или вебмастера с десятком сайтов, вы вдруг вырастаете до тысяч сайтов, то  появляется необходимость как-то управлять этими доменам. Через личный кабинет это может быть неудобно. В таких случаях специалисты начинают интегрироваться с API текущего поставщика или искать другие решения, которые могут поддерживать инструменты управления DNS на уровне кода, например, OctoDNS или Terraform. Кто-то может написать свою обертку для API-поставщика, и у нас были такие случаи, но они встречаются редко. Чаще всего о смене поставщика задумываются, когда текущий уже не удовлетворяет по функционалу или не предоставляет нужные дополнительные опции.

Учитывая существование бесплатных провайдеров и относительную стабильность на рынке DNS, чем провайдеры выделяются на фоне конкурентов?

Расскажу на примере EdgeЦентр. Мы предлагаем балансировку по географическому признаку: в зависимости от местоположения пользователя, который отправляет запрос, мы можем отдавать адреса разных серверов. Например, для домена с двумя разными наборами IP-адресов, мы можем настроить роутинг запросов в зависимости от того, откуда они приходят. Это может быть не только географическое положение, но и ASN номер автономной системы, IP-адрес пользователя или его подсеть. Геобалансировка востребованная функция, важная для распределения онлайн-инфраструктуры бизнеса, хотя в последнее время, с учетом геополитических событий, она стала менее актуальной из-за локализации бизнеса.

Мы также предлагаем failover проверку доступности серверов клиента. Допустим, у клиента четыре сервера с одинаковым содержимым для обслуживания пользователей. Мы проверяем доступность всех этих серверов и, если один из них перестает отвечать на наши запросы, мы временно исключаем его из распределения трафика и распределяем между оставшимися серверами.

За счет таких возможностей мы можем выгодно отстраиваться от конкурентов, занимая топовые позиции в своем сегменте.

Какому бизнесу может понадобится такая сложная и специфическая функциональность? 

Практически любая компания может оказаться заинтересованной, но это осознание приходит не сразу. Малый бизнес также может заинтересоваться, особенно, если он осознает связанные риски. Если ваш сервис чувствителен к простоям, и необходимо поддерживать постоянную работоспособность, то эти услуги будут особенно актуальны. Так что и малый, и крупный бизнес могут быть заинтересованы, но для крупного бизнеса простои обычно обходятся дороже.

Есть ли заметная разница в стоимости между платными и бесплатными вариантами DNS-сервисов?

Провайдеры обычно тарифицируют услуги в зависимости от количества доменов или объема запросов. Цены на DNS обычно невелики, так как трудно конкурировать с бесплатными сервисами. Для малого и среднего бизнеса стоимость может начинаться от 350 до 500 рублей, но для крупного бизнеса цены, естественно, выше. В этом случае, в отличие от бесплатных сервисов, клиенты платят за обслуживание, снижение рисков, качественную техподдержку, помощь, за удобные инструменты и прочее.

Путь к технологическому суверенитету и процесс импортозамещения

Повлиял ли процесс «массового» импортозамещения в России на рынок DNS?

Недавно компания GoDaddy запретила пользователям из России пользоваться своими услугами, что стало серьезной проблемой для многих, кто использовал сервис для DNS и регистрации доменов. По сути, единственный способ избежать таких рисков — переход на работу с российскими провайдерами.

Как регулируется рынок DNS в России? Есть ли специфические законы или правила для регистраторов и провайдеров?

Существует реестр, в который вносят данные о владельцах доменов при их регистрации. Так что в какой-то мере информация контролируется, хотя никто и не мешает вводить недостоверные данные. На данный момент за этим, вероятно, никто не следит.

Какие риски есть при регистрации доменов через зарубежные сервисы?

Да, пользование зарубежными сервисами безусловно несет в себе определенные риски. Один из них — возможность блокировки. Например, раньше случаи блокировки Cloudflare были более частыми и масштабными, а сейчас к этому относятся более сторожно. Это связано с тем, что Cloudflare — это не только DNS-провайдер, но и провайдер CDN, распределенной сети доставки данных, которой пользуются многие компании. Если Роскомнадзор блокирует CDN Cloudflare, это может привести к недоступности многих популярных сайтов.

Насколько я знаю, Cloudflare заявил, что не планирует уходить из России, но и не собирается активно вовлекаться в местный рынок. Однако, не смотря на заявления, зарубежный провайдер облачных услуг все еще предлагает свои услуги в РФ через посредников.

Почему люди продолжают пользоваться услугами зарубежных компаний, несмотря на риски?

Это связано с привычкой и удобством. Люди продолжают пользоваться услугами, пока они работают. Владельцы маленьких веб-сайтов, как правило, не ищут альтернатив до тех пор, пока не получат критическое уведомление, как это произошло с GoDaddy.

На сколько активно бизнес переходит на сервисы российских компаний?

Таких кейсов сейчас немало. Основные причины перехода, которые мы может отметить в EdgeЦентр, часто связаны с неудобствами в оплате услуг, проблемами с поддержкой со стороны зарубежных провайдеров, а также с оценкой рисков и желанием перейти на местную инфраструктуру.

Некоторые компании начинают ценить идею приземления на местной инфраструктуре, особенно после того, как зарубежные провайдеры закрывают свои точки присутствия в России. Это может существенно повлиять на качество услуг, особенно если пользователи компании распределены по всей стране.

Готов ли российский рынок к полному переходу на местных CDN- DNS-провайдеров? 

Многие компании годами использовали услуги зарубежных провайдеров, например, Amazon. Смена провайдера требует изменений в устоявшихся процессах и может вызывать сопротивление. DNS — довольно старая и отлаженная технология, она редко требует глобальных изменений.

С CDN дело обстоит сложнее, так как раздача контента требует более детального подхода. Российские провайдеры готовы предоставить необходимые услуги и индивидуальные решения. Мы можем не быть пионерами рынка, но во многом не уступаем зарубежным аналогам, а в некоторых вещах быть даже лучше их.

Как будут развиваться технологии DNS и CDN в будущем? 

DNS, возможно, со временем уйдет в прошлое, как и IPv4, хотя это не произойдет в ближайшее время. Я думаю, это займет как минимум два десятилетия. Что касается CDN, то сети будут расти и развиваться вместе с увеличением интернет-трафика. Будут внедрять новые протоколы и функции, хотя многие сайты до сих пор используют HTTP первой версии, несмотря на наличие более современных версий. В целом, тенденция положительная, и рынок продолжает развиваться и адаптироваться к новым техническим требованиям.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях