Российские компании продолжают активно осваивать облачные технологии. На темпы перехода значительно повлияли антироссийские санкции и уход западных вендоров: согласно данным исследования аналитической компании iKS-Consulting, только по итогам 2022 года отечественный рынок облаков вырос на 42%.
Сегодня санкционный шторм стих, но спрос на облака остается довольно высоким. Как сообщает Selectel, бизнес продолжает наращивать потребление облачных сервисов: за 2023 год у 40% компаний увеличились потребности в использовании облачных инфраструктурных сервисов.
В облака идут не только небольшие компании, быстро адаптирующиеся к изменениям, но и крупные игроки — и даже государственный сектор. Однако в силу разнообразия потребностей и специфики выбирают они различные сервисы и модели облачных решений. В этом материале разберемся, какие cloud-решения нужны энтерпрайзу, а что ищут в облаках госкомпании.
Какие бывают облака
В зависимости от способа предоставления вычислительных ресурсов выделяют несколько ключевых моделей развертывания облачной инфраструктуры: публичные, частные и гибридные облака.
Публичное облако — это виртуальная инфраструктура, развернутая на базе вычислительных ресурсов провайдера и предоставляемая компаниям-клиентам в аренду. Ресурсами публичного облака одновременно пользуются все заказчики сервиса. Сегодня это наиболее популярная модель потребления виртуальных вычислительных ресурсов.
Как правило, публичному облаку противопоставляют другую облачную модель — private cloud. В отличие от публичного, частное облако принадлежит только одному заказчику, который единолично использует доступные вычислительные мощности.
Также выделяют гибридную модель — она позволяет разместить одну часть корпоративной инфраструктуры в публичном облаке, а другую — в частном.
Доступность на рынке разнообразных облачных моделей — это закономерный ответ на потребности различных категорий заказчиков. Ведь то, что полностью закроет задачи компании из сегмента SMB, может совершенно не подойти крупному холдингу или, например, предприятию с государственным участием.
В первую очередь это связано с особенностями каждой модели развертывания и возможностями, которые она предоставляет.
Физическая основа любого публичного облака — вычислительные ресурсы облачного провайдера. Ключевое преимущество этой модели — эластичность. Заказчик может по запросу увеличить или уменьшить объем доступных ему мощностей в зависимости от актуальных потребностей бизнеса. При этом компания не имеет доступа к физическому оборудованию, что ограничивает возможности адаптации инфраструктуры под задачи компании — его конфигурацию, настройки, выбор «железа». Корпоративные данные в этом случае хранятся на стороне провайдера.
Публичное облако подойдет компаниям или проектам без особых требований к инфраструктуре в плане безопасности данных или конфигурации оборудования. Это наиболее оптимальная модель, когда нужно быстро развернуть корпоративные ИТ-сервисы малого или среднего предприятия или, например, протестировать цифровой продукт.
Частное облако разворачивается на собственных серверах компании или арендованном (например, у провайдера) оборудовании. Потребление ресурсов необходимо планировать заранее, так как возможности масштабирования ограничены мощностью физического оборудования. А вот контроля значительно больше и уровень безопасности выше. Если облако развернуто на арендованном у провайдера оборудовании, инфраструктура изолирована от других клиентов физически и на уровне сети. Ее можно гибко адаптировать под актуальные бизнес- и ИТ-задачи компании, включая выбор оборудования, его настройку и конфигурацию. При необходимости можно развернуть любые средства защиты информации и даже «отрезать» облако от общедоступного интернета.
Частные облака чаще всего выбирают компании, которым необходим высокий уровень защиты данных, например, из-за требований законодательства и регуляторов, или полный контроль над ИТ-инфраструктурой вплоть до железа.
Какие облака выбирает энтерпрайз
Принято считать, что малый бизнес начал осваивать облака значительно раньше крупного. И это легко объяснить. Как правило, у небольших предприятий более низкие требования к безопасности данных, производительности вычислительных ресурсов, нет острой необходимости в использовании специфического оборудования.
Энтерпрайз же довольно долго откладывал переход на облачные технологии, особенно ярко эта тенденция проявлялась в наиболее консервативных отраслях, в частности, в промышленности. Внедрение cloud-решений осложнялось рядом факторов — большим количеством корпоративных приложений, сложностью уже используемой собственной ИТ-инфраструктуры (нередко специфической или даже местами устаревшей), высокими требованиями к производительности ресурсов и непрерывности бизнеса, необходимостью соблюдать требования регуляторов и собственные политики безопасности.
Сегодня ситуация изменилась. Крупные компании ощутили преимущества cloud-инфраструктуры и начали активно внедрять различные облачные модели.
В авангарде инноваций предсказуемо оказались ритейлеры. Например, X5 сделала выбор в пользу private cloud, чтобы ускорить вывод новых продуктов на рынок и получить доступ к новым технологиям, не нарушая стандартов корпоративной безопасности. Внедрение частного облака позволило компании увеличить скорость выдачи виртуальных ресурсов, существенно снизить time to market цифровых решений.
Возможности облаков начали осваивать и промышленные гиганты. Например, «Уральская Сталь» перенесла корпоративную ИТ-инфраструктуру в приватное облако для размещения масштабной ERP-системы.
Несмотря на то, что наиболее распространенным решением остаются частные облака, энтерпрайз параллельно использует и публичные. Компании постепенно начинают доверять public cloud разработку и тестирование цифровых продуктов, а в ряде случаев — даже размещение производственных бизнес-критичных систем.
Как показывают исследования, с большой долей вероятности развитие облачных технологий в отечественной промышленности будет идти по гибридному сценарию. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что публичные решения помогают крупным компания оперативно получать готовую инфраструктуру для проектов без чувствительных данных, снижать расходы на вычислительные ресурсы, а приватные — обеспечивать необходимый уровень защиты данных, соблюдать регуляторные требования, размещать высоконагруженные бизнес-критичные приложения, например, SAP и 1С. Такой подход к использованию cloud-решений характерен не только для промышленного сектора, но и для многих предприятий из сегмента крупного бизнеса.
Облака для госкомпаний
Использование cloud-технологий несет государству ряд выгод. В частности, речь идет о возможности снизить расходы на вычислительные ресурсы, использовать облачные сервисы с учетом реальных потребностей, ускорить и оптимизировать процессы, связанные с обменом данными.
Это подтверждают и мировые практики.
- Федеральное управление по трудовым отношениям США перевело свою систему управления делами на облачное решение в рамках SaaS и снизило общий размер затрат на 88% за 5 лет.
- Управление наземного транспорта Сингапура выявило 60% экономию средств при переходе на облачные технологии.
- Департамент информационных и коммуникационных технологий Филиппин в 2017 г. использовал облачные технологии для автоматизации системы выдачи разрешений на ведение бизнеса и лицензирования, что позволило местным органам власти обрабатывать заявки на получение и продление разрешений на ведение бизнеса онлайн, сократив продолжительность процесса с 2–3 дней до нескольких часов.
Преимущества облачных технологий признаны на государственном уровне и в нашей стране. Яркий пример — государственная единая облачная платформа (ГЕОП) «Гособлако», которая начнет работу уже с 1 января 2025 года и станет универсальной IaaS-платформой для размещения и работы информационных систем и ресурсов различных министерств, ведомств, государственных внебюджетных фондов, публично-правовых компаний и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Несмотря на повышенные требования к используемой инфраструктуре — в частности, речь идет о 17 и 21 приказах ФСТЭК и СТР-К, 152-ФЗ, приказе Гостехкомиссии №282 и других нормативах — использование облачных решений постепенно становится для государственных новой нормой.
Традиционно государственный сектор предпочитал хранить данные и размещать информационные системы на собственных мощностях. Как правило, для этих целей создавалось отдельное частное облако. Чаще всего на базе своего ЦОДа, реже — на арендованных у провайдера ресурсах.
При этом тенденция отказа от использования исключительно собственных мощностей с каждым годом усиливается. Например, не так давно в частное облако VK Cloud перенес часть своей ИТ-инфраструктуры «Росатом». В private cloud теперь размещены основные ИТ-системы госкорпорации, включая кадровые и финансовые, сервисы для внутренних коммуникаций и документооборота, решения 1С, а также решение по авторизации и идентификации АтомID.
Госкомпании и органы власти все чаще внедряют смешанные cloud-модели, распределяя различные рабочие нагрузки между частными и публичными облаками, хотя public cloud остается наименее востребованным форматом потребления сервисов.
Способствуют уровню проникновения облаков в госсектор сразу несколько факторов. Один из ключевых — наличие импортонезависимых платформ для создания облачных инфраструктур и управления ими, например, BILLmanager. Это отечественное решение позволяет сервис-провайдерам строить облачные ИТ-инфраструктуры, подходящие для различных категорий заказчиков, которая помогает решать целый спектр задач:
- управление физическими серверами;
- управление смешанной и географически распределенной виртуальной инфраструктурой, построенной на различных системах виртуализации;
- управление жизненным циклом услуг и ресурсов;
- автоматизация заказа и предоставления услуг и ресурсов;
- учет затрат на виртуальную инфраструктуру;
- учет, мониторинг, инвентаризация и оптимизация ресурсов;
- учет затрат на внутренние услуги: техническую поддержку, услуги инженеров, администраторов, разработчиков по подразделениям-потребителям услуг.
Платформа подойдет в качестве решения для автоматизации управления облачными ИТ-инфраструктурами как крупным компаниям и корпорациям, так и государственным учреждениям.
Второй драйвер внедрения облачных сервисов в ИТ-инфраструктуру госкомпаний — это, безусловно, инициативы со стороны властей. Не так давно стало известно, что Министерство цифрового развития уже обсуждает вопрос введения для госкомпаний требований по частичному использованию облачных сервисов и инфраструктуры коммерческих центров обработки данных.
Внедрение частных облачных сервисов в ИТ-инфраструктуру компаний государственного сектора позволит им не только сократить расходы на вычислительные ресурсы, но и избежать дефицита «железа», необходимого для строительства собственных ЦОД.