Дефицит кадров в ИТ-отрасли не засекречен, но цифры разнятся. Глава Сбера Герман Греф заявил о нехватке более миллиона специалистов. Заместитель главы МВД России Игорь Зубов оценил ее более скромно — в 170 тыс. человек. Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев сказал о том, что для поддержания высоких темпов развития отрасли ей недостает порядка 500–700 тыс. квалифицированных сотрудников. Более свежих показателей с тех пор не фигурировало, но очевидно, что преодолеть такой разрыв быстро невозможно.
В статье Илья Соколов, директор по развитию ИТ-кампуса «НЕЙМАРК», рассказал о проблемах дефицита и качества подготовки российских ИТ-специалистов, а также об успешных кейсах их решения в стране.
Затраты для индустрии и проблема для вузов
В дефиците ИТ-специалистов кроется серьезная проблема — далеко не все выпускники профильных факультетов соответствуют тем требованиям, которые предъявляет рынок.
О разрыве между теорией, которую дают в высших учебных заведениях, и навыками, которые требуются в сегодняшнем ИТ на практике, в индустрии говорят давно. Зачастую вчерашнего студента приходится либо переучивать, либо, как минимум, интенсивно адаптировать к реальным задачам. Это дополнительные издержки для работодателя как в материальном плане, так и в затратах времени. А результат такого онбординга не гарантирован.
Осознают проблему и вузы, но фундаментальное образование — не гибкая сфера, поэтому быстро изменить учебные траектории они не в силах. Отчасти улучшить ситуацию теоретически может отказ от Болонской системы. С первого сентября этого года этапы обучения можно будет варьировать по длительности.
К примеру, срок получения базового высшего образования будет варьироваться от 4 до 6 лет в зависимости от выбранной специальности, вместо стандартных 5 лет. Специальное образование можно будет получить за 1-3 года, профессиональное специализированное – еще за 3-4 года.
Новый подход как раз призван придать высшему образованию большую гибкость и перенастроить систему его взаимодействия с реальным сектором экономики, чтобы оперативнее закрывать потребности той или иной отрасли в квалифицированных кадрах. Но адаптация всей консервативной системы явно не произойдет одномоментно.
Возможности вузов
На своем уровне вузы пытаются преодолеть разрыв между «теорией и практикой». Так, студенты ИТ-дисциплин Университета Лобачевского (ННГУ), начиная со 2-3 курса, проходят практику на ИТ-предприятиях и участвуют в реальных проектах по созданию программного обеспечения или решению сложных производственных задач. Также ИТ-партнеры встраивают свои образовательные модули в учебный процесс.
В свою очередь, в нижегородском филиале Высшей школы экономики, помимо этого, делают ставку на то, чтобы сами преподаватели были в постоянном доступе к обновлению компетенций. Для этого педагоги участвуют в научной или проектной деятельности, либо являются сотрудниками ИТ-компаний, что позволяет им передавать студентам актуальные навыки.
В Волгоградском государственном техническом университете выпускники разрабатывают мобильные приложения и управляют ИТ-проектами. Для поддержки студентов создан центр проектной деятельности POLYGON, который организует мероприятия по вовлечению в инженерно-техническое и научное творчество. Центр также готовит студентов к участию в конкурсах, развивает командные навыки и укрепляет партнерство между студентами, университетом и работодателями.
В Пермском государственном университете ИТ-образование предоставляет Институт компьютерных наук и технологий. Абитуриенты выбирают вариант обучения: коллаборацию с МФТИ (с упором на глубокое изучение математики) или «перевернутую» структуру, где с первых курсов студенты погружаются в практические профессиональные дисциплины, необходимые для работы в ИТ-компаниях.
Проект «ИОТ в ИТ-направлениях» реализуется в Уральском федеральном университете совместно с инновационной ИТ-платформой Modeus и фокусируется на персонализации учебного процесса в сфере информационных технологий. Такой подход создает здоровую конкуренцию среди студентов и делает их более привлекательными для партнеров, что, в свою очередь, способствует повышению качества образовательного процесса. Система позволяет настраивать курсы и формировать индивидуальные расписания. В текущем учебном году запланировано 52 курса от партнеров и 36 онлайн-курсов, а также сотрудничество с более чем 50 промышленными партнерами.
Однако собрать внушительный пул партнеров-флагманов ИТ-индустрии сможет далеко не каждый региональный вуз. По большому счету, это вообще непрофильная задача для учебного заведения.
Еще сложнее им организовать практические занятия в своих стенах. Оснастить каждый вуз региона всем необходимым оборудованием, обеспечить мощностями, необходимыми для того, чтобы каждый студент ИТ-профиля мог оттачивать свои умения, — это экономически невыполнимо. Как нереально и полностью закрыть потребность в ИТ-кадрах силами лишь двух-трех передовых учебных заведений.
Сложности на стыке зон ответственности
Дополнительно, отдельные вузы, какими бы техническими ресурсами ни обладали и какие бы обширные партнерские связи ни выстраивали, не в силах решить те проблемы, которые возникают вне их зоны ответственности и усугубляют разрыв между уровнем подготовки студентов и реальностью индустрии.
В частности, они не в силах «подтянуть» общее школьное образование. Классическая фраза «Забудьте все, чему вас учили в школе» по-прежнему актуальна. И вузы вынуждены тратить семестр или более, чтобы только погрузить первокурсников в вузовскую систему координат, отличную от школьной.
Второй момент — вузы не обязаны и не имеют возможности системно мотивировать каждого студента целенаправленно идти к конкретной специальности в рамках ИТ-направления и приобретать гибкие навыки. Кроме личного интереса самого молодого человека и рекомендаций научного руководителя, в рамках системы высшего образования решение этого вопроса не предусматривается. В результате выпускник может обладать фундаментальными знаниями, но не иметь понятия, как они должны применяться для решения практических задач того или иного подразделения ИТ-компании.
Как правило, на уровне вузов отсутствует и работа по «точной настройке» выпускника перед трудоустройством. А им, очевидно, необходимо оперативно актуализировать нужные знания из всего массива информации, усвоенного за 5–6 лет обучения. И закрыть пробелы, образовавшиеся за этот период, потому что индустрия все это время продолжала развиваться.
Решения проблемы дефицита кадров в ИТ
Единые платформы для координации изменений ИТ-образования
Решением всех этих проблем в комплексе видится создание определенных структур или площадок, которые бы централизованно способствовали лучшему взаимодействию вузов и индустрии, были единым для профильных высших учебных заведений лекторием, где выступают с передовыми темами практики индустрии. А также «донастраивали» связь между школой и вузом, вузом и работодателем и занимались дополнительной мотивацией студентов развиваться в разных направлениях ИТ.
Не обязательно, что на первом же этапе это будет всеобъемлющая платформа, которая закрывает весь спектр таких задач. Отдельные самостоятельные шаги сейчас делаются многими регионами и отдельными компаниями.
Хороший пример из смежной области — передовые инженерные школы, в рамках которых вузы готовят инженеров для целого ряда будущих работодателей при их непосредственном участии. Примерно на тех же принципах базируется и концепция нашего нижегородского межвузовского ИТ-кампуса НЕЙМАРК.
Его лаборатории, лекции, программы и курсы, которые создаются при непосредственном участии индустриальных партнеров, в числе которых флагманы российского ИТ, будут доступны студентам разных вузов региона, где преподаются ИТ-дисциплины. Таких партнеров уже более 140 — больше, чем в силах привлечь отдельный вуз. То есть отдельные вузы уже могут не искать средства на создание собственной материально-технической базы для практики студентов, не тратить время на привлечение новых партнеров.
Также межвузовский кампус, который еще строится и формируется, уже имеет в своем активе научный блок, который сам генерирует актуальные знания сферы ИТ, и две совместные с ведущими вузами региона сетевые программы, посвященные искусственному интеллекту и информационной безопасности.
На школьном уровне структура занимается повышением квалификации и актуализацией знаний педагогов математики, информатики и физики.
Федеральные конкурсы в ИТ
В части работы по повышению уровня знаний будущих и сегодняшних абитуриентов ИТ-специальностей, их гибких навыков и мотивации получать конкретную цифровую специальность интересным видится кейс Республики Саха. В этом регионе, по словам министра цифрового развития России Максута Шадаева, за 6 лет доля выпускников, желающих поступить на ИТ-специальности, увеличилась в 4 раза.
В том числе благодаря тому, что в Якутии смогли запустить и вывести на федеральный уровень конкурс «Моя профессия — ИТ». Он ориентирован на школьников 7-11 классов, а также обучающихся по программам среднего профессионального и высшего образования. Для них это возможность со школьной скамьи определиться с выбором цифровой профессии, реализоваться в качестве специалистов в этой сфере. Не говоря уже о развитии гибких навыков, обучении работе в команде и возможностях для профессиональных знакомств.
К тому же это работающий социальный лифт, возможность показать себя будущим работодателям. Они предоставляют на конкурс кейсы и внимательно отслеживают успехи в их решении. Так местная инициатива переросла в действенный инструмент развития ИТ-отрасли по всей России и формирования будущего кадрового резерва индустрии.
«Системы точной настройки» для выпускников в ИТ
Донастройка актуальных навыков выпускников и начинающих ИТ-специалистов на сегодняшний день уже достаточно хорошо развита за счет EdTech.
Например, платформа Skillbox предлагает около 800 курсов в различных областях, включая программирование, дизайн и маркетинг. Она сотрудничает с крупными российскими компаниями, что позволяет студентам получать навыки, соответствующие требованиям работодателей.
Также в пример можно привести Yandex Workshop, который еще с 2019 года активно развивает курсы по ИТ-специальностям. Он также предлагает выпускникам помощь в трудоустройстве, включая консультации по поиску работы и подготовку к собеседованиям. Статистика показывает, что более половины студентов, завершивших такое обучение, находят работу.
Эти показатели в зависимости от специализаций бывают и выше. ИТ-кампус также проводит профильные интенсивы, каждый из которых разрабатывается с участием от 10 до 15 ИТ-компаний. Средний показатель трудоустройства после их окончания — 60–70%. А по направлениям искусственного интеллекта и продакт-менеджмента цифра вплотную приближается к 100%.
Возможные перспективы
Меры по выходу из «качественно-количественного кадрового кризиса» в ИТ-сфере принимаются. Причем как со стороны отдельных акторов: вузов, компаний, — так и целых сфер, координируемых государством.
Логичным следующим этапом должна стать аккумуляция лучшего опыта, его оптимизация с учетом работы над неизбежными ошибками. И «приземление» этих направлений на уровне регионов для того, чтобы создать единую точку приложения сил всех заинтересованных сторон.
В идеале это должно распространяться не только на ИТ-сферу. Видится много плюсов в том, чтобы крупными игроками на рынке того или иного профильного образования — педагогического, агротехнического, медицинского — становились не отдельные вузы, а крупные межвузовские объединения субъектов федерации.
Тогда будет понятно, что передовые знания по биомедицинским технологиям можно получить, условно, в Самаре, лучшую экспертизу новых материалов — в Екатеринбурге, а элитных разработчиков в сфере ИИ готовят в Нижнем Новгороде.
У такого сценария есть весомый плюс — вузы уйдут от внутренней конкуренции между собой за одних и тех же абитуриентов и смогут более эффективно привлекать молодые таланты со всей страны и из других государств. Это было бы оптимальным решением проблемы дефицита квалифицированных кадров.