Автомобили под угрозой: хакеры нацелились на транспортные средства

С каждым годом автомобили становятся не только умнее, но и более уязвимыми для кибератак. Подключение к интернету и новым цифровым сервисам открывает перед хакерами новые возможности для взлома. Последние исследования выявили тревожные тенденции: уязвимости в автомобильных системах становятся причиной утечек данных, перехвата управления и даже угонов. В статье рассмотрим статистику кибератак и наиболее яркие инциденты за последние годы.

Автомобили под угрозой: как кибератаки ставят под удар безопасность транспортных средств

Кибератаки на автомобили: тревожная статистика

Исследование VicOne показало, что в 2024 году зафиксировано 162 кибератаки на автомобильные системы, включая:

  • атаки программ-вымогателей (ransomware), парализующие работу дилерских сетей;
  • взлом API и мобильных приложений, предоставляющих хакерам доступ к данным автомобилей;
  • атаки на зарядные станции электромобилей и системы инфотейнмента.

Даже уязвимости в цепочке поставок могут оказать разрушительное влияние на всю индустрию. Рассмотрим яркие примеры ха

Уязвимость Subaru Starlink: сигнал тревоги для всей отрасли

Недавний инцидент с телематической системой Subaru Starlink наглядно показал, насколько уязвимы современные автомобили перед кибератаками. 

Уточняем: речь идет не о спутниковом интернете SpaceX, а о цифровой платформе Subaru, которая дает владельцам удалённый доступ к управлению автомобилем — запуску двигателя, открытию дверей и отслеживанию местоположения через мобильное приложение.

Используя лишь номерной знак и минимальные данные владельца, хакеры могли:

  • дистанционно завести или заглушить двигатель;
  • заблокировать или разблокировать двери;
  • отслеживать местоположение машины в реальном времени;
  • получить доступ к конфиденциальной информации владельца.

Уязвимости в административном портале Starlink, включая слабую защиту API и недостаточную двухфакторную аутентификацию, позволили злоумышленникам проникнуть в систему. Хотя Subaru быстро исправила проблему, этот случай выявил серьезные недостатки в безопасности подключенных автомобилей.

Взлом Tesla Model X: клонирование брелока за 90 секунд

Бельгийский хакер Леннарт Вутерс из университета KU Leuven показал, как можно угнать Tesla Model X всего за 90 секунд.

Он использовал устройство за $300, чтобы скопировать сигнал ключа, после чего без проблем открыл и завел машину. В ходе эксперимента Вутерс не только продемонстрировал, насколько легко можно обойти механизмы защиты, но и подчеркнул важность усиления безопасности для автомобилей, подключенных к интернету. 

После него ИБ-эксперты Талал Хай Бакри и Томми Мыск продемонстрировали простую фишинговую атаку с использованием Flipper Zero на учетную запись Tesla. Исследователи смогли угнать электроавтомобиль, обманом заставив владельца ввести свои учетные данные для входа в систему Tesla.

В результате инцидента Tesla улучшила защиту системы, однако вопрос кибербезопасности остается актуальным, так как злоумышленники могут применять аналогичные методы для угона других современных автомобилей. 

TikTok-челлендж «Kia Boyz»: угон Kia и Hyundai

В 2022 году подростки в США начали массово угонять Kia и Hyundai, используя простую уязвимость в системе зажигания. Видео с инструкциями, как обойти защиту автомобиля, быстро разлетелись по TikTok. 

Злоумышленникам требовалось лишь несколько инструментов и базовое понимание системы зажигания. Выяснилось, что многие модели Kia и Hyundai, выпущенные до 2021 года, не оснащались иммобилайзерами, что позволяло преступникам с легкостью завести автомобиль, подключив обычный USB-кабель к диагностическому порту. 

Осознав масштаб проблемы, автопроизводители Kia и Hyundai признали недочет и начали оснащать новые модели более надежными системами защиты. Владельцам автомобилей без иммобилайзеров предложили бесплатную установку дополнительной защиты.

Массовая атака на автомобили Kia через веб-портал

В сентябре 2024 года исследователи по безопасности нашли серьезную уязвимость в веб-портале Kia

Выяснилось, что для удаленного взлома автомобиля хакерам было достаточно лишь знать его номерной знак. Эта уязвимость позволяла злоумышленникам отслеживать местоположение машины, разблокировать двери, активировать сигнализацию и даже запускать двигатель. 

Проблема была связана с недостаточной защитой API, обрабатывающего запросы системы, а также отсутствием надежной двухфакторной аутентификации. 

Kia оперативно закрыла уязвимость, однако этот инцидент вновь подчеркнул риски, связанные с цифровыми сервисами управления автомобилями.

Уязвимости в информационно-развлекательных системах Skoda

В декабре 2024 года специалисты компании PCAutomotive выявили ряд уязвимостей в информационно-развлекательных системах автомобилей Skoda, в частности, в блоке MIB3 модели Superb III. 

Эти уязвимости позволяли злоумышленникам, подключившись через Bluetooth: выполнять произвольный код, получать доступ к GPS-координатам автомобиля, записывать разговоры через встроенный микрофон, делать скриншоты дисплея, воспроизводить звуки в салоне. 

Когда специалисты сообщили об этих проблемах, Skoda сразу выпустила обновления, чтобы их исправить. 

Как защититься?

Несмотря на то, что автопроизводители должны улучшать киберзащиту, потребители также могут минимизировать риски:

  • Обновлять прошивку — регулярно проверять, устанавливать обновления ПО автомобиля.
  • Использовать сложные пароли и двухфакторную аутентификацию — стандартные пароли легко взломать.
  • Ограничивать передачу данных — избегать связывания лишней личной информации с системами авто.
  • Выключать ненужные функции — отключать дистанционный запуск и геолокацию, если они не используются.
  • Осторожно использовать Wi-Fi — избегать подключения автомобиля к публичным сетям.

Таким образом, развитие технологий в автомобильной промышленности требует не только инновационных решений, но и внимания к безопасности. Несмотря на то, что автопроизводители активно работают над улучшением защиты, пользователи также должны принимать меры предосторожности, чтобы минимизировать риски, связанные с кибератаками.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях