В современных экономических условиях компании сталкиваются с рядом серьезных вызовов: санкциями, корректировкой логистических цепочек, трансформациями рынков, необходимостью импортозамещения и ускорением процессов цифровизации. Для сохранения конкурентоспособности бизнесу особенно необходимо быстро и правильно адаптироваться по очень большому спектру технологических, кадровых и стратегических направлений.
Медленные системы, сложные и неэффективные процессы, устаревшие подходы все менее и менее применимы для решения актуальных задач. В этих условиях особую роль играют современные платформенные решения и компании, способные предложить весь спектр технологий и услуг для обеспечения стабильного развития средних и крупных предприятий. Примером такой компании является группа МОЛНЕТ и линейка ее современных интеллектуальных промышленных решений.
В статье рассмотрим интеллектуальную цифровую систему Мобилити — платформенное решение, предназначенное для автоматизации процессов эксплуатации территориально-распределенной сети сложных инженерных объектов.
Крупные сервисные и промышленные отечественные предприятия из различных отраслей национальной экономики сталкиваются с новыми условиями работы: санкционным влиянием, изменением логических цепочек, дефицитом кадров и необходимостью постоянного повышения квалификации персонала, опережающим ростом заработных плат, корректировками потребительских предпочтений и рыночной конъюнктуры, изменениями в законодательстве и системе налогообложения и многими другими экономическими факторами.
Какими бы ни были времена и условия, рецепты для опережающего развития и роста всегда одни: повышение производительности труда, создание новых качественных продуктов, товаров и услуг, а также реализация успешных маркетинговых стратегий и организация эффективных продаж.
Своевременное технологическое оснащение компании жизненно необходимо для адекватного реагирования на значительные изменения бизнеса из-за многих внутренних и внешних факторов, особенно в современную эпоху усиливающихся социально-политических и экономическо-географических изменений.
Наиболее действенной стратегией роста бизнеса в современном мире является его цифровая трансформация, которая обеспечивается внедрением инновационных платформенных решений и технологий управления. Именно поэтому на первый план выходят надежные и технологичные цифровые системы и компании, обладающие компетенциями в их разработке, внедрении и поддержке.
Цифровые платформы промышленных предприятий
Цифровая платформа — это технология, объединяющая большинство сфер, видов и процессов деятельности предприятия в едином информационном пространстве, позволяющая не только автоматизировать рутинные и монотонные операции, но и наладить эффективное, быстрое и точное взаимодействие подразделений друг с другом, обеспечить сквозные непрерывные процессы цифровизации бизнеса.
Применение цифровых платформ на предприятии создает эффективную и компактную систему управления и обеспечивает участие в рабочем процессе всех сотрудников: от линейного персонала до руководства компании. Цифровые системы помогают улучшить понимание потребительских предпочтений и механизмы работы с клиентами, повысить дисциплину, культуру труда, качество продукции и квалификацию сотрудников. Одной из отечественных компаний, предлагающих современные платформенные решения для управления рабочими процессами крупных промышленно-сервисных объединений, корпораций и производств, является группа компаний МОЛНЕТ.
Группа МОЛНЕТ
Группу МОЛНЕТ образуют Инновационный Технологический Центр МОЛНЕТ («ИТЦ МОЛНЕТ»)», Научно-исследовательский институт Социальных Систем при МГУ имени М.В.Ломоносова (НИИ Социальных Систем при МГУ) и ряд других предприятий.
«ИТЦ МОЛНЕТ» основан в 2007 году выпускниками факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ имени М.В.Ломоносова в тесном сотрудничестве с академическими кругами и рядом других ведущих московских вузов.
Миссией группы МОЛНЕТ является разработка наукоемких цифровых платформенных продуктов для развития национальной экономики. Цель компании — предложить бизнесу интеллектуальные системы, способные оптимизировать рабочие процессы и повысить эффективность и конкурентоспособность компаний на отечественном и международном рынке.
Важную роль в группе играет НИИ Социальных Систем при МГУ, одним из ключевых направлений деятельности которого является поддержка решений и разработка оптимальных стратегий социально-экономического и рыночного развития с максимальной для стратегируемого объекта выгодой. Отдельной важной компетенцией Института является создание среды и условий для достижения высокого уровня взаимодействия при реализации крупных государственных и корпоративных программ и инфраструктурных проектов.
Деятельность группы МОЛНЕТ охватывает:
- Полный жизненный цикл поставки и эксплуатации сложных интеллектуальных программных платформ и цифровых технологий;
- Научно-исследовательскую и издательскую деятельность в сферах экономики, математики и кибернетики;
- Комплексное информационное и организационное сопровождение государственных и частных проектов и программ;
- 3D-моделирование и разработку мультимедийных продуктов.
Компания учитывает индивидуальные потребности каждой организации, что позволяет создавать продукты с учетом реальных потребностей бизнеса: оптимизации процессов, управления финансами и активами, улучшения качества товаров и услуг.
Культура производства компании объединяет профессионалов и высококлассных специалистов, постоянно повышающих квалификацию, отслеживающих и применяющих актуальные и действенные тенденции в сфере информационных технологий и управления.
Связь с академической средой остается ключевой и сегодня: в 2022 году Институт стал резидентом Инновационного научно-технологического центра «Воробьевы горы», благодаря чему упрочил свои позиции в сферах науки и технологических разработок, участвует в совместных прикладных проектах с учеными МГУ имени М.В.Ломоносова и формирует кадровую базу группы МОЛНЕТ практически со студенческой скамьи.
За многие годы плодотворной работы компания и коллектив накопили богатый опыт реализации сложных и крупных государственных и корпоративных проектов, основанных на высокотехнологичных и наукоемких цифровых решениях собственной разработки. Группа МОЛНЕТ работает с такими государственными организациями как Министерство здравоохранения Российской Федерации, Правительством Москвы, ФГБУ «Российская государственная библиотека» и ФГУП «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)», а также с крупными частными компаниями.
Ярким проектом стало создание и активное развитие интеллектуальной цифровой платформы для одной из естественных монополий в области связи, особенностью которой стало объединение всех процессов финансово-хозяйственной деятельности в едином информационном пространстве в масштабе всей страны. Это стало возможным благодаря интегрированному цифровому периметру, работе 14000 зарегистрированных пользователей и применению более 6000 специализированных планшетных устройств на базе собственной операционной системы и мобильного приложения.
В ходе проекта многие сотрудники группы МОЛНЕТ были отмечены государственными наградами, а благодаря активному содействию НИИ Социальных Систем был защищен ряд диссертаций на соискание ученых степеней кандидатов и докторов МГУ имени М.В.Ломоносова, написано несколько монографий, а также десятки научных статей и публикаций в высокорейтинговых научных журналах.
Технологическим ядром платформы стала система Мобилити.
Управление эксплуатацией сетью инженерных объектов на основе Мобилити
Интеллектуальная цифровая платформа Мобилити — современное платформенное решение, предназначенное для автоматизации процессов эксплуатации территориально-распределенной сети сложных инженерных объектов.
Система обеспечивает гибкий учет объектов, технических средств, материальных и нематериальных активов, управление процессами планирования, выполнение технического обслуживания и ремонта, в том числе с применением специализированных мобильных приложений, управление инцидентами и автоматизацию многих других промышленно-производственных процессов в едином информационном пространстве.
Совокупная работа технического и экономического блоков позволяет сформировать полноценную сервисно-ресурсную модель, основанную на связи контрагентов, договоров и оказываемых им услуг с технологическим оборудованием. В систему встроен функционал личных кабинетов с возможностью предоставления онлайн-услуг абонентам и заказчикам.
Система легла в основу некоторых проектов группы МОЛНЕТ в предприятиях газовой промышленности, сферах ЖКХ и связи, где в том числе решались задачи имитационного моделирования состояний и прогнозирования динамики деятельности компании в различных сценариях будущего.
Управление активами и имущественный учет
Система обеспечивает учет объектов имущественного фонда: земельных участков, зданий и сооружений, движимого и недвижимого имущества, транспортных средств, а также управление всеми этапами их жизненного цикла.
Мобилити переводит в цифру процесс снабжения подразделения ТМЦ и контроля складских запасов: снятие материальных остатков по местам установки с использованием мобильного приложения, сканирование штрих-кодов, подтверждение фактического места установки, а также выгрузку данных в бухгалтерско-учетные системы.
Технический учет инженерного оборудования
В Мобилити реализованы возможности учета инженерных объектов: производственных линий, складов, офисов и любых других видов инфраструктурных и административно-хозяйственных объектов. Система поддерживает каталогизацию оборудования с привязкой к производителям, поставщикам и эксплуатационными процессами и в целом обеспечивает управление полным жизненным циклом: от закупки и установки технических средств в эксплуатацию до их списания.
Реализована полная и связная сервисно-ресурсная модель, позволяющая отслеживать, какие услуги, на каком объекте и по каким тарифам и условиям оказываются, что в целом позволяет управлять финансово-экономическими вопросами эксплуатации и развития компании.
Финансово-договорной блок
В блоке экономики и финансов системы формируется бюджет по различным статьям, мероприятиям и подразделениям. Обеспечивается управление договорами, их существенными условиями, календарными планами и процессом согласования, поддерживаются электронные архивы документаций.
Реестр контрагентов синхронизируется с публичными справочниками, позволяя поддерживать актуальность данных, по каждому ведется профильная библиотека и карточки представителей. Работают системы контроля сдачи-приемки работ, а также напоминания о различных событиях. Комплексно анализировать финансово-хозяйственную деятельность и показатели работы предприятия помогут настраиваемые отчеты, а также интерфейсы поиска и отображения данных на карте.
Управление эксплуатацией и ТОИР
С помощью функционала главного блока системы можно управлять работами на инженерных объектах и конкретных технических средствах, быстро доводить задачи до исполнителей, а также контролировать ход выполнения работ.
Инженеры и исполнители могут управлять заданиями, доступом к технической документации и отчетами непосредственно с мобильных устройств благодаря развитому набору приложений, которые поддерживают работу даже при слабом сигнале. Контроль качества осуществляется при помощи визуальной отчетности и объективным данным GPS-трекинга.
Блок управления ремонтами включает учет и оповещение о действиях от момента обнаружения неисправности и снятия технического средства с места эксплуатации до его передачи в сервисные центры, ремонта, возврата или списания.
Мобилити позволяет выполнять профилактические работы и эффективно их планировать с использованием математических методов оптимизации ресурсно-календарной загрузки. Встроенные алгоритмы помогают распределять ресурсы с учетом доступности и квалификации персонала, износа оборудования и многих других параметров, вплоть до метеоусловий.
Управление инцидентами
Платформа принимает сигналы от мониторинговых систем, анализирует взаимосвязанные события и определяет первопричины неисправностей для ответственного подразделения, дает широкую ситуационную осведомленность и позволяет качественно и оперативно организовать работы по устранению причины нарушений.
Использование технологий искусственного интеллекта, машинного обучения, потокового анализа больших данных и прикладных математических методов позволяет автоматизировать определение первопричин и принятие решений без участия человека по 75% аварийным и прочим событиям.
Единый интеллектуальный контакт-центр
В системе Мобилити реализовано множество интеграционных шин, позволяющих аккумулировать в едином реестре практически все виды и каналы поступления обращений от клиентов и абонентов: звонки на горячие линии, интернет-заявки, электронные письма, документы, каналы из популярных мессенджеров и социальных сетей и прочие аналогичные источники.
Такой подход позволяет не только эффективно организовать процессы рассмотрения обращений, ускорить и упростить контакт с заявителем (в том числе за счет использования технологий ИИ и баз знаний для операторов), но и анализировать ход и качество работы компании со своими клиентами в полном объеме и в практически реальном масштабе времени.
Благодаря специально настраиваемым аналитическим интерфейсам можно отслеживать динамику отношения клиентов к новым видам продукции, налаживать каналы активных продаж и в целом значительно повысить лояльности потребителей, узнаваемость и положение компании на рынке.
ГИС
Интеграция с ГИС позволяет отобразить на карте объекты и все проистекающие события, что позволяет оптимизировать поездки, ускорять процессы устранения инцидентов и в целом более эффективно эксплуатировать сеть. Встроенные фильтры делают доступным отображение различных слоев оперативной и аналитической информации с заданными критериями отбора данных по категориям и статусам объектов, тематике и каналам поступления информации, приоритетности и срокам работы.
Управление транспортом и поездками
Платформа поддерживает управление транспортными средствами и водителями, автоматизируя процедуру построения маршрутов: создание заказа поездки, оперативное выделение имущественных и кадровых ресурсов, формирование отчетов и последующий контроль исполнения задач.
Система уменьшает транзакционные издержки и затраты на управление, а также избавляет от огромного числа бумажной отчетности и рутинных операций.
Аналитика и отчетность
Система Мобилити позволяет отслеживать и анализировать в комплексе ход и динамику всех процессов предприятия. Это дает возможность принимать обоснованные управленческие решения, оптимизировать работу и повышать ее эффективность.
Стратегическое управление на основе использования математического и статистического анализа больших данных позволяет качественно планировать работы и ресурсы. С помощью данных о ранних поломках и проведенных ремонтах создается статистическая модель, которая дает возможность прогнозировать примерное количество предстоящих ремонтов и вероятность наступления аварийных событий. В результате повышается прозрачность и контролируемость процессов, обеспечивается устойчивое развитие компании.
Администрирование
В системе реализовано управление нормативно-справочной информацией (НСИ), различными рубрикаторами и справочными наборами данных. Высокий уровень безопасности и контроля за доступом к системе обеспечивается управлением реестром пользователей, включая двухфакторную авторизацию и журнал посещений и действий. Права доступа к модулям, функциям и данным могут быть гибко настроены в соответствии с штатно-административным положением и функциональными обязанностями работников.
Среда автоматизированного исполнения системных служб позволяет эффективно использовать вычислительные ресурсы, такие как базы данных, файловые хранилища и шины интеграции с внешними системами.
Конструктор бизнес-процессов и ролевой модели работы с объектами позволяет в режиме low-code настраивать параметры работы системы, что дает возможность адаптировать ее функционал под конкретные потребности и задачи эксплуатирующей организации.
Адаптация интерфейсов под потребности работников
Кабинет работника представляет собой сводный интерфейс всех актуальных задач и поручений, обеспечивающий доступ ко всем услугам и функциям системы.
Адаптация системы под потребности конкретного пользователя позволяет настроить интерфейс и функционал в соответствии с его индивидуальными задачами и предпочтениями: параметрами отображения списков и карточек объектов и подписками на различные сообщения и события.
Обучение и поддержка пользователей
Постоянное повышение квалификации действующего и нового персоналов компании достигается за счет специального инструмента в Мобилити, позволяющего значительно сократить время на обучение и введение сотрудников в курс широкого спектра должностных обязанностей.
Необходимые для работы корпоративные базы знаний и документы, отсортированные по множеству критериев и тегов, могут включать обширные ряды инструкций, обучающих видео, текстовых описаний и статей, а также библиотеку с руководствами для пользователей по использованию систем.
Каждому пользователю Мобилити доступны гарантированная поддержка и помощь по любому вопросу через встроенную электронную систему обращений.
Экосистема ИТ-решений группы МОЛНЕТ
Семейство платформенных решений группы МОЛНЕТ состоит из интеллектуальных систем различных областей применений, помогающих управленческим, административно-хозяйственным, производственным, финансово-экономическим и многим другим сложным процессам средних и крупных частных и государственных компаний и предприятий.
Заключение
Цифровые технологии становятся критически важной и узловой частью инфраструктуры, обеспечивающей устойчивость и стратегическое развитие компании. Платформенные решения группы МОЛНЕТ являются примером того, как наукоемкие технологии способны не только упростить работу, но и осуществлять цифровую трансформацию бизнеса.
При разработке и внедрении каждой системы специалисты группы МОЛНЕТ учитывают индивидуальные потребности заказчика, и, несмотря на богатый базовый функционал решений, всегда готовы предложить полный спектр необходимых услуг для достижения целевых результатов реализуемых проектов.