Каждый второй убежден в важности технологической грамотности

Лишь 24% опрошенных россиян уверенно взаимодействуют с инновационными инструментами, 27% — время от времени чувствуют недостаток знаний и навыков в этой области. Остальные 49% считают, что разбираются в технологиях хуже своих знакомых. Такие результаты показало исследование* цифровой грамотности россиян, проведенное онлайн-кампусом НИУ ВШЭ в рамках запуска технологического портала «Вышка.Тех».

Чаще всего россияне оценивают свой уровень владения технологиями на 4 балла (37%) из 5 возможных, на удовлетворительную оценку пришлось 28%, а на самую низкую оценку — 16%. Только 8% оценили свои знания в этой области на «отлично». Информацию о новшествах они черпают от семьи, коллег и друзей (21%), а также узнают ее благодаря новостным сайтам, социальным сетям (по 14%), видеоплатформам (13%), образовательным платформам от компаний, онлайн-школ, вузов (12%) и различным курсам, вебинарам (11%).

Среди уже имеющихся навыков половина опрошенных выделяет уверенное пользование офисными программами (51%), облачными хранилищами (35%), использование нейросетей для решения личных и рабочих задач (32%), создание сайтов (15%), ведение цифровых баз данных (9%). Говоря о частоте взаимодействия с технологиями, 43% сообщают, что обращаются к ним каждый день, 23% — несколько раз в неделю, а 13% — крайне редко. Их применяют для помощи в обучении и для решения бытовых задач (по 23%), автоматизации рабочих процессов (19%), развлечения (14%).

Более половины (55%) считают, что технологическая грамотность необходима для комфортной жизни в современном мире. Каждый второй (52%) опрошенный хотел бы ее повысить, а четверть заявили, что им достаточно тех компетенций, которые уже у них есть, столько же респондентов вовсе не считают нужным улучшать свою осведомленность. Помимо этого, россияне хотели бы обучиться более эффективному использованию нейросетей для решения рабочих или бизнес-задач (34%), базовому программированию (24%), работе с чат-ботами (19%), написанию и настройке чат-ботов (17%). Их мотивирует желание не отставать от времени (25%), примеры друзей и коллег (24%), требования рынка труда и личное любопытство (по 19%), а также просьбы работодателя (15%).

 «Повышать цифровую грамотность россиянам мешает нехватка времени (33%) и мотивации (27%). Помимо этого, респонденты отмечают сложность поиска структурной информации и отсутствие единой базы знаний (по 17%). Также препятствиями являются сложность технологий (15%) и страх не понять обучающий материал (13%). Действительно, информации о технологиях очень много, и это усложняет получение системных и достоверных знаний. Мы видим растущий интерес как к бесплатным, так и к платным образовательным материалам на тему технологического лидерства и работы с данными, нейросетями. Все это подтолкнуло нас к запуску единого портала с экспертизой научного сообщества про технологии и инновации».

Юлия Ремезова, директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ

Аналитики выяснили уровень осведомленности россиян о применении новых  технологий в различных областях. Так, 37% осведомлены о том, что их используют в сферах безопасности (37%), финансах (21%), развлечений (18%), государственном управлении и логистики (по 17%), развитии городской инфраструктуры (16%). Каждый шестой уверен, что они используются во всех секторах. Меньше всего респонденты знают об интеграции инновационных инструментов в агропромышленный комплекс (3%) и юриспруденцию (2%).

* Опрос проведен среди 1283 респондентов в возрасте от 18 лет. Исследование проводилось методом онлайн-анкетирования.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях