Крупные российские компании кардинально изменили подход к выбору ИТ-партнеров, отказались от коротких контрактов и требуют полной прозрачности в технических решениях. Такие выводы озвучили представители ИТ-холдинга Т1 и Ассоциации РУССОФТ, комментируя совместное исследование «Особенности автоматизации и цифровизации крупного российского бизнеса» в рамках ПМЭФ.
По данным документа, ключевыми критериями выбора ИТ-партнеров стали обеспечение информационной безопасности (важно для 63% компаний), наличие сертифицированных сотрудников (50%) и способность сопровождать проект на всех этапах — от консалтинга до поддержки (40%). Для компаний с численностью более 5000 человек информационная безопасность критична в 96% случаев.
«Не хочется работать с компаниями-однодневками. Хочется, чтобы у потенциального ИТ-партнера была сертификация, был опыт, чтобы компания была нацелена на долгосрочное сотрудничество, чтобы ее специалисты обладали необходимой подтвержденной квалификацией».
Алексей Фетисов, генеральный директор ИТ-холдинга Т1
Эксперты констатируют кардинальные изменения в характере ИТ-партнерства. По словам Фетиова, если раньше вендоры в финансовой сфере продавали готовые продукты по принципу «купили лицензию и пользуйтесь», то теперь такие модели разваливаются.
«Эпоха продажи коробочных продуктов и работа по модели «черного ящика» с заказчиком ушла. Все, ее больше нет. Заказчики хотят, чтобы подрядчик открывался прямо до уровня кода. Заказчики хотят участвовать в принятии технических решений. И заказчики хотят долгосрочного и достаточно прозрачного партнерства».
Алексей Фетисов, генеральный директор ИТ-холдинга Т1
В условиях охлаждения экономики и роста требовательности рынка эксперты видят решение в развитии open source-технологий.
«Хороший путь — использовать open source, делиться наработками. Это не просто про снижение цен, это про то, чтобы работать над ошибками всем вместе».
Валентин Макаров, президент Ассоциации РУССОФТ
Крупные игроки готовы открывать свои разработки для общего пользования. По словам Фетисова, существует практическая проблема: сейчас для работы с крупными заказчиками компаниям нужно делать большое количество различных интеграций, вписывать свое решение в ландшафт предприятия. Глава Т1 рассказал, что готов поделиться кодом типовых интеграций и шаблонами конкретных микроприложений. По его мнению, компании должны делиться решениями типовых задач. «Лучше поделиться определенными способами решения проблем. Я считаю, это правильно, чтобы люди просто не тратили время на то, что другой уже решил. Это коммерческой ценности не создаст», — считает глава Т1.
Что касается импортозамещения, исследование показало кардинальную смену восприятия этого процесса. Более половины компаний (54%) интегрируют проекты по импортозамещению в свои ИКТ-стратегии, и лишь 14% считают его вынужденной реакцией на геополитические изменения. При этом 16,7% организаций уже полностью отказались от иностранных решений или планируют сделать это в 2025-2026 годах.