Особенности национального бигтеха

Российский B2B-рынок меняется. Ранее компании нуждались в отдельных продуктах: облаках, AI- и SaaS-сервисах — сейчас задачи бизнеса изменились. Стали востребованы сложные комплексные проекты, решающие конкретные задачи под ключ, а для того, чтобы их реализовывать — компании должны обладать собственной инфраструктурой, AI-сервисами и цифровыми платформами. 

Следуя тенденциям рынка, цифровая экосистема МТС объединила свои ИТ-активы в бигтех-компанию МТС Web Services (MWS). Директор по инновациям и развитию бизнеса MWS Cloud Данила Егоров — об особом пути российского бигтеха, сходстве с Microsoft и облаках в Африке.

Формирование рынка

Инфраструктура

Российский рынок виртуальной инфраструктуры растет в среднем более чем на 30% ежегодно. При этом отечественные облачные платформы достигли такого уровня, что иностранным вендорам будет крайне трудно вернуться на российский рынок и занять на нем какую-либо значительную нишу — по этой причине в ближайшие годы отечественный рынок облачных сервисов будет расти прежними темпами. 

Культура потребления

Нагрузка на ИТ-системы компаний возрастает с каждым годом: накапливается огромное количество архивной информации, сайты компаний посещают все большее количество человек — но приобрести вычислительные мощности для размещения данных становится сложнее. Все эти обстоятельства приводят к росту облачного потребления сервисов. 

Однако, есть ряд случаев, когда компании не могут перенести какие-то данные в облако, например, из-за требований информационной безопасности — в таком случае ряд компаний переносят в виртуальную инфраструктуру ИТ-системы, требующие высокой производительности: сайты; приложения либо данные, если к ним не нужен регулярный доступ (такие как бэкапы). 

Системы, которые должны оставаться в периметре компании, разворачиваются в частной облачной инсталляции: ERP-системы или базы данных с чувствительной для бизнеса информацией — такой формат потребления ресурсов называется гибридным. При нем компании получают все преимущества публичных облаков, но при этом не выносят чувствительную информацию за периметр компании. 

Гибридный формат потребления сервисов применяется не только на облачном рынке, но и в информационной безопасности, а также в AI-сервисах.

Спрос на экосистемность

Параллельно с ростом облачного рынка растут и потребности бизнеса. Если раньше компании использовали отдельные облачные продукты, AI-сервисы или SaaS-решения, то сейчас им требуется выполнение сложных комплексных проектов или предоставление уникальных сервисов, закрывающих конкретную задачу бизнеса. 

К примеру, крупное предприятие хочет внедрить AI-сервисы или AI-агенты в свои бизнес-процессы, но при этом пользоваться публичным облаком компания не может. 

Выход: установить ПАК в периметре компании; мы разворачиваем на нем платформу контейнеризации приложений, а поверх нее устанавливаются AI-сервисы — таким путем компания получает готовые к работе из коробки AI-сервисы, не тратя времени на поиск и закупку оборудования, его развертывание и настройку ПО, а также сервисов. Все это было бы невозможно без интеграции облака и AI — и примеров таких задач на рынке очень много. 

Именно поэтому МТС объединила все ключевые активы в области информационных технологий: МТС Digital, МТС Cloud, BigData МТС, MTS AI, VisionLabs — в единую компанию — МТС WebServices. Новый бигтех может выполнять комплексные проекты и решать уникальные задачи бизнеса, для решения которых требуется множество уникальных компетенций. 

В общей сложности объединенная компания будет предоставлять более 100 сервисов: начиная от ИИ-сервисов и заканчивая инфраструктурой — облачными и платформенными решениями под разные задачи бизнеса.

Свой путь или западная калька?

Развитие российских ИТ-гигантов во многом воспроизводит путь западных и азиатских бигтех-компаний, но в ускоренном и локализованном формате. Если Amazon, Microsoft или Huawei потратили более десяти лет на построение своих B2B-империй — Россия преодолевает этот путь за считанные годы, и на рынке появляются игроки с амбициями, выходящими за пределы страны. 

С текущими глобальными игроками нас объединяет то, что почти все они также начинали с пользовательских сервисов: классифайдов, поисковиков и операционных систем. 

В какой-то момент потребность в ресурсах и разработчиках начинает расти линейно: каждая команда делает свою базу данных и среду для разработки — но эффективность бизнеса от этого страдает. Поэтому рано или поздно у больших сервисов появляется потребность в централизации этих ресурсов — так у ведущих мировых бигтехов появились свои B2B-дочки, которые сначала закрывали потребности материнских компаний, а позднее вывели свои сервисы на рынок. 

МТС прошла схожий с мировыми бигтехами путь. В 2021 году компания начала активный процесс технологической трансформации в цифровую экосистему — полностью перестроили архитектуру: отказались от монолитных систем в пользу платформенных решений.

В компании внедрили единые подходы к разработке на современных стеках и запустили технологическую платформу ThePlatform, которая представляет собой целый комплекс платформ под разные задачи: для работы с данными, разработки, интеграции сервисов и др. Стали обогащать собственные решения AI-технологиями, разработчики получали ресурсы через внутреннее облако МТС.

К созданию единой технологической компании в МТС подошли, имея внушительные компетенции в облаках, ИИ и платформах — многие из решений, которые раньше использовались только в периметре экосистемы, к этому моменту достигли зрелости и стали готовы к выводу на внешний рынок.

Колонизируем или договариваемся?

Сейчас на российском B2B-рынке три-четыре бигтеха «первого эшелона» — все они, по сути, повторяют траекторию западных гиперскейлеров. Что дальше? 

Хотя российский рынок и растет более быстрыми темпами, чем глобальный, так как проникновение технологий в нем пока меньше, — но он в долгосрочной перспективе тоже конечный.

Решение — развитие не только внутри страны, но и выход на новые рынки — при этом экспорт должен быть не в классической модели колонизации, а в партнерстве и локализации.

Глобализация облачного бизнеса далека от завершения: в Турции до сих пор нет ни одного дата-центра AWS или Azure, в Африке реальная инфраструктура ограничивается ЮАР, а Юго-Восточная Азия разрывается между интересами США и КНР — при этом правительства, пережившие блокировки платежных шлюзов и соцсетей, опасаются держать критическую ИТ-инфраструктуру в чужих руках.

Российский опыт «жесткой» локализации — с реестрами ПО, проверками кода, СП с государством — становится убедительным аргументом. Пройденный Россией путь перерос в экспортный товар. Однако для успеха в других государствах требуется адаптировать модель: действовать через локализацию, партнерства и нейтральный брендинг.

В MWS видят модель выхода на глобальный рынок так: создается СП с локальным партнером или государством, код хранится в стране, деньги компания зарабатывает на подписке и поддержке. Для стран-импортеров это возможность получить суверенную инфраструктуру, не разворачивая R&D с нуля, для MWS — выход на новые рынки без геополитических претензий на контроль.

Такой подход — через сотрудничество и уважение к национальной специфике — снижает геополитические риски и повышает доверие к сервису на новых рынках. В МТС экспортируют не только конкретные продукты, но и свой опыт построения суверенной ИТ-экосистемы. Многие государства сейчас стремятся уменьшить зависимость от монополий Big Tech, и российский путь развития цифровой инфраструктуры вызывает у них интерес.

О чем все это говорит рынку?

Отечественные бигтехи за несколько лет создали свои облачные платформы и экосистемы сервисов, готовых конкурировать с глобальными гиперскейлерами. Теперь Россия стала одной из немногих стран, в которой есть собственные бигтехи, ранее они были лишь в небольшом числе стран Запада и Азии. 

Иностранным компаниям будет практически нереально вернуться на российский рынок и занять прежние ниши — так как российские B2B-продукты ничем не хуже. 

Основная конкуренция будет происходить на глобальном рынке. Если все пойдет прежними темпами, то через несколько можно будет увидеть, как российские бигтехи конкурируют с AWS или Microsoft где-нибудь в странах Латинской Америки или Африки — и эта конкуренция будет на равных.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях