Искусственный интеллект ломает Apple: падение акций, спешка и недовольные инвесторы

Сейчас так часто говорят об искусственном интеллекте и генеративных моделях, что это начинает надоедать. Кто-то видит в технологии будущее, другие считают ее игрушкой, которую скоро забудут. Однако факт в том, что сегодня, независимо от того, нравится это кому-то или нет, ИИ меняет ИТ-индустрию, и те, кто не сумеют адаптироваться на ходу, рискуют остаться вне игры. В статье — о том, какие трудности принес ИИ для, казалось бы, непоколебимой Apple.

Забытые рецепты успеха 

Корпорация Apple никогда не была новаторской, при этом всегда была в авангарде технологий. Секрет прост: в компании всегда брали чье-то ноу-хау и смотрели на него под разными углами в попытках найти скрытый потенциал. Если найти его удавалось, кудесники из Купертино погружались в неспешную работу, и через время на рынке появлялось нечто, что переворачивало всю индустрию. 

Из примеров — емкостные экраны или, говоря проще, тачскрины. До появления iPhone они уже имелись у некоторых гаджетов и не были чем-то экстра-передовым. Однако именно первый iPhone стал инновацией, эпохой, событием и следующей ступенью развития смартфонов. 

Причина такого ошеломительного успеха проста: прогрессивная технология не просто интегрировалась в уже готовое устройство, а, наоборот, была центром, вокруг которого выстраивался конечный продукт. Это принципиально другой подход, поскольку позволяет полностью переосмыслить привычные вещи, в данном случае — смартфон, и трансформировать их до неузнаваемости. 

При этом конечный результат у Apple почти всегда оказывался настолько целостным, что казалось, будто все решения очевидны — иначе и быть не могло. 

Так и случилось с iPhone, в котором дисплей и взаимодействие с ним стали центром всего. Получилось настолько хорошо и органично, что копировать произведение Стива Джобса стали все подряд, а те, кто не захотели или не сумели, просто исчезли, потеряв бизнес.

Где сейчас Nokia и Blackberry, а ведь когда-то обе компании были лидерами и, казалось, будут существовать вечно. Оказалось, что действительность совсем другая: если ты не диктуешь тренды, не успеваешь за технологиями и тем, как они меняют мир вокруг, — оказываешься в аутсайдерах и неизбежно погибаешь.

Попытка запрыгнуть в уходящий поезд

После ухода Стива из жизни Apple потеряла былую хватку — компания, которая сотрясала мир новизной с каждым релизом, превратилась в корпорацию осторожной стабильности. Каждый год выходят обновленные версии все тех же гаджетов с предсказуемыми отличиями: мощнее процессор, больше экран, выше FPS, лучше камеры.

Что-то действительно интересное появляется редко. За последние много лет — FaceID и линейка процессоров серии M. Инновационно, и вновь остальные вынуждены копировать и догонять, но хочется большего. Индустрия сама подсказывает нужный путь — искусственный интеллект, но именно в этом направлении Apple отстает.

Парадокс в том, что «купертиновцы» одними из первых представили продвинутого голосового помощника с зачатками какого-то мышления — Siri. На момент выхода, в 2011 г., это был прорыв, породивший массу клонов: Bixby от Samsung, Alexa от Amazon, Google Assistant и других. Однако с тех пор Siri особо не развивали. 

Из-за этого сейчас, когда люди обсуждают с ChatGPT семейные проблемы, доверяют ему медицинскую диагностику и используют его как аналитика бизнес-процессов, ассистент, которому под силу разве что поставить таймер и проложить маршрут до дома, выглядит просто смешно. 

В Apple это понимают и суматошно пытаются запрыгнуть на неумолимо движущийся вперед поезд, но правильный ли это подход?

Неудобные вопросы, уклончивые ответы

Редакция «Компьютерры» не собирается претендовать на роль истины в последней инстанции, но осмелится предположить, что классический подход Apple — неспешное, вдумчивое совершенствование продукта — мог бы сработать для разработки обновленной Siri. 

Вместо этого Тим Кук со своей командой откровенно спешат, и некоторые решения выглядят вторичными, скажем, интеграция ChatGPT в iOS. Это похоже на «набрасывание функционала» ради галочки, а не на глубинную проработку центровых механик. 

Для компании, привыкшей строить девайс вокруг ключевой технологии, такая тактика выглядит чужеродно и показывает, как далека нынешняя Apple от прежних идеалов и стандартов качества.

Джоанна Стерн — журналист Wall Street Journal поговорила о том, почему так происходит в интервью с представителями корпорации — Крейгом Федериги и Грегом Джозвяком. Помимо этого она крайне жестко задала вопрос, касающийся публичных заявлений, сделанных Apple в рамках конференции WWDC. Тогда, 28 октября 2024 г., был дан старт глобальной маркетинговой кампании, продвигающей Apple Intelligence, которая к тому моменту якобы была готова. Обещалось многое: генеративный ИИ в лице Siri, глубоко интегрированный в ОС, его способность анализировать активность пользователя, контекст задач и прочее. Однако практически ничего из этого в полной мере реализовано так и не было. 

Часть возможностей по кускам появлялась в бета-версиях операционки, но до слитного и полностью готового продукта дело пока так и не дошло. В результате маркетологам Apple даже пришлось удалять некоторые рекламные материалы с YouTube. 

Одним из таких стал продвигающий обновленную Siri ролик, в котором приняла участие Белла Рамси — хедлайнер популярного сериала «Одни из нас». Также на официальном сайте Apple добавили сноску, уточняющую, что некоторый функционал, связанный с ИИ, появится «в течение следующего года». 

Ситуацию собеседники Джоанны прокомментировали так: «Apple Intelligence на данный момент не соответствует стандартам качества Apple, поэтому полноценный запуск технологии откладывается. То, что мы показали в рамках конференции WWDC было реально работающим программным продуктом, но довести его до состояния, которое не разочарует клиентов Apple мы пока не смогли, потому что число ошибок просто неприемлемо для полноценного запуска. Процент успешно обработанных запросов сейчас —  66%. Мы не хотим просто «прикрутить» чат-бота к iOS, а стремимся сделать полноценную, собственную и глубоко интегрированную генеративную модель, работу которой вы не будете замечать. Мы не делаем чат-бот и отдельное приложение с ИИ внутри операционной системы. Мы полностью переделываем ее так, чтобы ИИ был внедрен чуть ли не в каждое приложение и работал органично, в фоне. Мы не будем торопиться как можно быстрее выпустить продукт только, чтобы быть первыми. Нам важно достигнуть планки качества Apple».

Другое издание, на этот раз Bloomberg, сообщает, что Робби Уокер — директор направления Siri, назвал развернувшуюся вокруг нее ситуацию «некрасивой и стыдной». С его слов, корпорация губит саму себя, рекламируя по сути несуществующий продукт в попытке «успеть за хайпом». 

На вопрос про то, когда работу над Siri все же завершат, однозначного ответа не последовало: «Изначально обновленный ассистент должен был появится в iOS 18.4, после релиз решили отложить до выхода iOS 18.5. Сейчас никто не уверен, появится ли модернизированная Siri хотя бы в iOS 19».

Тем не менее, Уокер, Федериги и Джозвяк в унисон повторяют: «Apple обязательно дойдет до релиза лучшего в мире виртуального помощника. Он непременно будет отвечать стандартам качества компании и принципам безопасности, к которым привыкли наши потребители». 

Идеалы Apple под угрозой

Инвесторы пристально следят за Apple. После публикации в Bloomberg акции компании потеряли 2,5% своей стоимости. Аналитики с Wall Street прогнозируют дальнейшее падение из-за отставания корпорации в области ИИ. О том же говорит и Минг-Чи Куо — известный аналитик, специализирующийся на цепочке поставок Apple и известный своими точными прогнозами о продуктах компании. 

В то же время глава Apple — Тим Кук, в попытках урегулировать ситуацию, на очередной встрече инвесторов заявил: «Apple полностью привержена инновациям в области ИИ».

Таким образом, некогда диктующая правила игры компания, оказалась между молотом и наковальней: с одной стороны растет напряжение внутри самой Apple, с другой давит общественность в лице потребителей и публицистов, с третьей четких ответов хотят инвесторы. 

Как именно поступит Apple: поторопится под натиском или в традиционной для нее лидерской манере возьмет паузу, чтобы позже заткнуть всех за пояс, пока неясно. Понятно одно: высшее руководство определенно в курсе, что даже считавшийся непотопляемым «Титаник» все же оказался на дне Атлантики.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях