Маркетплейсы медленно, но верно убивают ритейл: закат оффлайн магазинов?

«У нас падает рынок», — так совладелец и президент компании DNS Дмитрий Алексеев охарактеризовал текущее состояние ритейла. После десятилетий стабильного роста сегмент бытовой техники и электроники впервые столкнулся с падением в абсолютных рублях, а не только в реальных показателях. На фоне высоких ставок, сжатия спроса и агрессивного наступления маркетплейсов бизнес оказался в новой реальности, где прежние модели перестают работать. 

«Убивает» ли современный ритейл растущая популярность маркетплейсов? Разберемся в статье.

Глава DNS против маркетплейсов

В апреле 2025 года совладелец и президент компании DNS Дмитрий Алексеев сообщил, что продажи бытовой техники, электроники и компьютеров упали из-за роста ключевой ставки. В первую очередь это произошло из-за резкого сокращения потребительского кредитования, которое раньше активно поддерживало спрос. 

По оценке Алексеева, падение продаж за первый квартал составило около 15%. Он назвал ситуацию беспрецедентной, отметив, что более обеспеченные люди предпочитают разместить сбережения в банках, пока ставки по вкладам высоки.

«Закончился первый квартал, и хочу сказать, что такой ситуации на рынке БТиЭ я не помню. У нас падает рынок. Нет, бывало, чтобы рынок падал в штуках, он мог падать в долларах, он мог даже падать в реальных рублях (за вычетом инфляции). Но вот так, чтобы рынок падал просто в рублях, я не помню за все 30 лет бизнеса».

Дмитрий Алексеев, совладелец и президент компании DNS, в своем Telegram-канале

В июне 2025 года Дмитрий Алексеев обвинил маркетплейсы Ozon и Wildberries в создании условий для торговли контрафактными и контрабандными товарами. Поводом для обвинений стали низкие цены на iPhone 16 на онлайн-площадках. Алексеев предположил, что эти телефоны попадают в страну мимо таможни.

Согласно данным журнала Forbes, в пресс-службе Wildberries & Russ заявили, что удивлены «отчаянному стремлению» Алексеева «в чем-то уличить» маркетплейсы. Там напомнили о «таком явлении, как скидка платформ».

По словам Алексеева, за последние десятилетия государство сделало многое для того, чтобы «обелить» экономику, сделав ее прозрачной. Действия маркетплейсов, по его мнению, сводят на нет все эти усилия. 

На вопросы «Компьютерры» с просьбой подробнее прокомментировать ситуацию с маркетплейсами Дмитрий Алексеев ответа не дал.

«Смерть» ритейла? 

Современный ритейл переживает период глубокой трансформации, во многом спровоцированной стремительным ростом маркетплейсов. Эти онлайн-гиганты создают серьезное ценовое давление на традиционные магазины. За счет оптимизации процессов и снижения накладных расходов они позволяют продавцам предлагать товары по более привлекательным ценам. Ценовая конкуренция неизбежно сжимает маржу офлайн-ритейлеров, ставя их перед сложным выбором стратегий выживания.

Не менее значимым фактором стало кардинальное изменение потребительских предпочтений. Покупатели все выше ценят невероятное удобство и широчайший ассортимент, доступные буквально в один клик на маркетплейсах. Это закономерно приводит к снижению покупательского трафика в физических магазинах, как только покупатели переориентируются на онлайн-каналы.

Добавляет конкурентных преимуществ маркетплейсам и различия в регуляторной среде. Онлайн-торговля часто оперирует в условиях менее строгих или иначе сформулированных требований по сравнению с офлайн-ритейлом. Эта асимметрия предоставляет маркетплейсам дополнительные возможности для роста.

Последствия для офлайн-предпринимателей ощутимы и многогранны:

  1. Сокращение потока покупателей. Главный и самый болезненный удар – это устойчивое снижение посещаемости магазинов по мере роста популярности онлайн-шопинга, особенно через крупные платформы.
  2. Рост операционных издержек. Чтобы привлечь оставшихся покупателей и конкурировать с онлайн-удобством, оффлайн-бизнес вынужден значительно инвестировать. Средства идут на улучшение клиентского опыта, модернизацию торговых пространств, активные маркетинговые кампании и постоянное обучение персонала.
  3. Императив цифровой трансформации. Оставаться на плаву без освоения цифровых инструментов стало практически невозможно. Предприниматели вынуждены развивать интернет-магазины, осваивать социальные сети и даже интегрироваться на те же маркетплейсы, создавая гибридные модели.
  4. Усиление борьбы за лояльность. Потребители, избалованные онлайн-сервисом, становятся гораздо требовательнее к уровню сервиса, персонализированному подходу и общему удобству совершения покупок в офлайне, усложняя задачу удержания клиентской базы.

Однако прогнозы о скорой «смерти» офлайн-торговли явно преувеличены. Эксперты сходятся во мнении, что физические магазины не исчезнут, но пройдут через глубокую эволюцию. Их будущее — в трансформации, где ключом к успеху станет умение сохранить свои уникальные сильные стороны (личный контакт, возможность «пощупать» товар, мгновенное получение, атмосфера) и активно избавляться от присущих недостатков с помощью технологий.

Прибыль оффлайн магазинов падает?

По итогам 2024 года чистая прибыль DNS сократилась на 21,7% по сравнению с 2023 годом, несмотря на рекордную выручку — 760,2 млрд рублей. Это произошло из-за резкого роста коммерческих и управленческих расходов. 

Согласно годовому финансовому отчету группы «М.Видео-Эльдорадо», ее чистый убыток за 2024 год составил -20,121 млн руб. (в 2023 году: -6,613 млн руб.), убыток до налогообложения вырос до -27,388 млн руб. (с -7,774 млн руб. в 2023 году), а операционная прибыль снизилась до 11,950 млн руб. (с 16,297 млн руб. в 2023 году). 

Как сообщили «Компьютерре» представители группы «М.Видео-Эльдорадо», по итогам 2024 года все игроки рынка бытовой техники и электроники отмечали значительное охлаждение потребительского спроса, которое началось с мая прошлого года и, безусловно, оказало негативное влияние на продажи во всех каналах.

«Тенденция к замедлению роста в первую очередь связана с увеличением ключевой ставки Банка России в 1,5 раза до рекордного уровня 21%, привлекательными процентными ставками по депозитам и снижением объемов банковского кредитования для населения. В результате россияне отложили крупные покупки и перешли от потребления к накоплению».

Представители «М.Видео-Эльдорадо»

Однако, по словам группы «М.Видео-Эльдорадо», «несмотря на сложную ситуацию на рынке в 2024 году, рост общих продаж (GMV) «М.Видео-Эльдорадо» составил 5% и достиг 566 млрд рублей».

В компании считают, что это стало возможным благодаря расширению ассортимента до рекордного уровня, развитию инструментов и каналов продаж, а также открытию новых магазинов преимущественно компактного формата — за прошлый год таковых открыто около 100.   

Также «Компьютерре» сообщили, что в ушедшем году около 89% онлайн-заказов было выполнено с использованием инфраструктуры магазинов. Онлайн-продажи также увеличились на 9% — до 420 млрд рублей.

Касательно ситуации с маркетплейсами, в группе «М.Видео-Эльдорадо» считают следующее: «Мы понимаем, что, несмотря на наше выгодное отличие — разветвленную розничную сеть, онлайн-каналы растут быстрее. Уже сейчас 74% заказов оформляется через цифровые каналы — сайт, приложения (включая мобильные приложения клиента и продавца) и маркетплейсы. М.Видео-Эльдорадо представлено на всех ключевых маркетплейсах и продает товары на них».

Представители компании пояснили, что взаимодействие с ведущими платформами обеспечивает дополнительный канал продаж, позволяет расширять клиентскую аудиторию. «На маркетплейсах — низкий средний чек. У нас он значительно выше. На маркетплейсах в основном продаются товары масс-маркет, а мы эффективно продаем новинки гаджетов, в том числе премиальные модели смартфонов, планшетов, компьютеров и так далее». 

Также отметили и высокий уровень контрафакта на онлайн-рынке.  «В целом в 2024 году динамика оборота рынка бытовой техники и электроники составила 10% к предыдущему году» — ответили в компании на вопрос журнала о том продажи каких категорий товаров пострадали сильнее всего.

«Телеком-сегмент с долей оборота рынка бытовой техники и электроники более 25% продолжил демонстрировать положительную динамику в денежном выражении: рост составил 5% год к году. Всего россияне купили 29,8 млн устройств на общую сумму 720 млрд рублей».

Представители «М.Видео-Эльдорадо»

В сегменте компьютерной техники и офисного оборудования ноутбуки занимают более трети оборота. В 2023 и 2024 годах их продажи выросли на 10%. Компания «М.Видео-Эльдорадо» сохранила лидирующие позиции, продав каждый пятый ноутбук. Лидеры по продажам — ASUS, Huawei и Lenovo. Также отмечается рост оборота планшетов: на 10% в количестве и 20% в выручке.

Сегмент крупной бытовой техники вырос на 10% в деньгах и на 10% по количеству. Малая бытовая техника показала рост 15% в деньгах и 5% в количестве. Продажи игровых консолей выросли на 30% в деньгах до 1,3 млн штук, с лидером Sony.

Новая стратегия — правильная позиция 

Представители группы «М.Видео-Эльдорадо» также рассказали «Компьютерре» о разработке новой трехлетней стратегии развития компании.

Обновленная стратегия развития предполагает открытие новых магазинов преимущественно эффективного компактного формата параллельно с закрытием всех убыточных точек продаж, рост онлайн-продаж (в том числе через углубление партнерств с маркетплейсами и переформатирование части магазинов в шоурумы), экспансию в новые города и выход на рынки стран СНГ. 

«В рамках новой стратегии 12 мая мы кардинально обновили программу лояльности. В ближайшее время планируем запуск производств техники под новыми собственными торговыми марками — как самостоятельно, так и вместе с партнерами из Китая и Республики Беларусь», — рассказали представители компании.

Помимо этого Группа «М.Видео-Эльдорадо» планирует расширить спектр предлагаемых товаров и услуг, в том числе за счет развития направления «М.Мастер» и внедрения финансовых продуктов.

Среди основных задач — непрерывное улучшение качества обслуживания клиентов, повышение производительности ИТ-инфраструктуры и модернизация системы корпоративного управления на всех уровнях.

В своих планах на будущее «М.Видео-Эльдорадо» делает упор на развитие ключевых преимуществ по сравнению с другими участниками рынка бытовой техники и электроники.

«Мы направляем усилия на построение омниканального опыта взаимодействия с клиентами: контакта с покупателями на стыке офлайна и онлайна, который делает наше взаимодействие одинаково удобным на всех этапах клиентского пути — от выбора и оплаты до доставки и сервисного обслуживания». 

Представители «М.Видео-Эльдорадо»

Среди приоритетов — открытие новых компактных магазинов и закрытие неэффективных торговых точек. Также планируется увеличить долю онлайн-продаж за счет развития сотрудничества с маркетплейсами. Компания будет развивать производство собственных торговых марок, уделяя особое внимание крупной и мелкой бытовой технике. Планируется масштабирование сервисного направления «М.Мастер».

Кроме того, М.Видео-Эльдорадо продолжит обновлять программу лояльности M.Club и развивать собственный финтех, который уже занимает лидирующие позиции на рынке POS-кредитования.

Вывод

Таким образом, стратегия, которую выбирает каждый игрок сейчас, — не просто план действий, а ответ на экзистенциальный вызов: как не исчезнуть в новой торговой экосистеме. 

Противостояние DNS и маркетплейсов, гибридная модель «М.Видео-Эльдорадо», интеграция онлайн- и офлайн-каналов, запуск собственных марок, переосмысление клиентского опыта — все это не сиюминутные меры, а попытка переписать правила игры. И те, кто сумеет это сделать раньше других, получат не только шанс «выжить», но и опережающее преимущество.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях