Контрафакт против конкуренции: «Почта России» может получить полный контроль над поставками из-за рубежа

В сети обсуждают инфоповод о передаче трансграничных поставок в РФ «Почте России» — предполагается, что так власти хотят бороться с контрафактом на маркетплейсах. Это решение может негативно сказаться на конкуренции в России и отразиться на качестве предоставляемых услуг. О том, к каким еще последствиям это может привести и как отреагировали представители рынка — читайте в статье.

Мы знаем, как будет лучше

В мае 2025 года состоялось закрытое заседание комитета Госдумы по защите конкуренции. Предполагается, что на нем рассматривали возможность передачи всех зарубежных поставок в РФ «Почте России», чтобы сдержать поток контрафакта, поступающий через платформы Ozon и Wildberries. Об этом сообщает телеграм-канал «Русский ритейл и бизнес» со ссылкой на свой источник. 

По данным источника, на фоне ухода иностранных брендов маркетплейсы заполнились дешевыми китайскими товарами, тогда как помещения в торговых центрах пустуют. При этом, по словам чиновников, таможня закрывает глаза на контрафакт, попадающий в интернет-магазины, а оффлайн-бизнес рискует уголовным преследованием за нарушения маркировки. В качестве меры они предлагают передать весь импорт под контроль «Почты России». По их мнению, это позволит выстроить более прозрачную и сбалансированную систему распределения импортных товаров и снизить риски для «легальных» участников рынка.

«Почта России» отметила «Компьютерре», что не может комментировать законопроекты, находящиеся в проработке, и отказалась от дальнейших пояснений.

А что не так?

За последние пять лет «Почта России» показала крайнюю неэффективность организации, столкнувшись с серьезными управленческими и финансовыми проблемами. По результатам аудита Счетной палаты за период с 2020 года по первый квартал 2025 года долг компании вырос на 70% и достиг 128,3 млрд рублей, при этом расходы на его обслуживание увеличились почти на 80%. Коэффициент долговой нагрузки достиг критического уровня — 69,6 при норме 1–3.

Износ инфраструктуры остается высоким: 70% объектов требуют капитального ремонта. Из запланированных 3355 отделений модернизировано только 723, что составляет 21% от плана. Почти 6000 отделений не функционировали на начало 2024 года. При этом компания до сих пор не разработала стратегию развития до 2030 года, что ставит под угрозу реализацию задач, поставленных президентом.

Организационная структура предприятия крайне нестабильна — за пять лет ее меняли 25 раз, сменилось три генеральных директора, а средний срок работы заместителей не превышал полутора лет. При этом фонд оплаты труда советников вырос почти на 50%, несмотря на нехватку персонала в базовых подразделениях.

Счетная палата рекомендовала разработать стратегию развития, установить лимиты заимствований, ускорить модернизацию инфраструктуры и ввести компенсации за задержки доставки пенсий. Однако, вместо решения проблем, член совета директоров «Почта России» Сергей Гаврилов предложил вернуть бюджетное финансирование ключевых функций «Почты России», заявив, что это необходимо для обеспечения стабильной логистики в условиях санкционного давления и ухода иностранных операторов. По его словам, без господдержки «Почта России» не сможет полноценно выполнять свою социальную функцию.

На заседании комитета по контролю Госдумы 20 июня министр цифрового развития России Максут Шадаев заявил, что требования к «Почте России» слишком жесткие по сравнению с рынком и предложил вернуть ей часть монопольных функций и выровнять условия с другими перевозчиками. По мнению чиновника, «Почта России» несет серьезную социальную нагрузку: около 80% ее отделений нерентабельны, но компания обязана обеспечивать присутствие даже в самых удаленных населенных пунктах. 

Как отреагировал рынок?

Представители Ozon, Wildberries, ФТС России, ФСТЭК России, Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ и ФАС России отказались от комментариев.

Пресс-служба CDEK.Shopping негативно восприняла информацию о монополизации рынка доставок. По их мнению, захват рынка логистических услуг в сфере электронной торговли может не только ограничить выбор потребителей, но и повлиять на качество и стоимость предоставляемых услуг.

«Мы, как агент по выкупу и доставке товаров из-за рубежа, стремимся предоставить клиентам высокую скорость доставки и наиболее выгодные тарифы, и один оператор не сможет обеспечить это по всем направлениям. Также переключение всех объемов трансграничных отправлений электронной торговли на одного оператора потребует большого времени для перестройки процессов, чтобы не снизить скорость обработки заказов», — пояснили в пресс-службе. 

По мнению специалистов CDEK.Shopping, будущее законодательное регулирование будет возлагать дополнительные обязанности и требования на операторов электронной торговли и увеличит сроки обработки посылок.

«Инициатива в текущем виде может негативно отразиться на интересах потребителей и развитии экономики в целом, поэтому мы надеемся, что конкуренция на рынке трансграничной электронной торговли сохранится», — добавили представители компании.

Выводы

Планы по передаче «Почте России» контроля над всеми зарубежными поставками вызывают серьезные опасения. Несмотря на аргументы о прозрачности и борьбе с контрафактом, монополизация логистики грозит снижением качества услуг, ростом цен и ограничением конкуренции. 

Учитывая неэффективность «Почты России» (долги, износ инфраструктуры, управленческая нестабильность), такая инициатива может навредить как бизнесу, так и потребителям. Представители CDEK.Shopping выступили против предложения компании, опасаясь ухудшения условий доставки. Решение требует тщательного анализа и учета мнений всех участников рынка.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях