Стоимость корпоративного медицинского страхования в 2024 году выросла на 8–9%, а медицинская инфляция составила 12,2%. В 2025 году эксперты прогнозируют рост медицинской инфляции до 13%, что неизбежно отразится на тарифах ДМС. При этом кадровый дефицит заставляет работодателей не экономить на соцпакетах, а наоборот, расширять их для привлечения и удержания сотрудников. Обо всем этом рассказываем в новом материале.

Цены растут
Рынок корпоративного медицинского страхования переживает период активной трансформации. Директор департамента андеррайтинга и методологии ДМС «АльфаСтрахование» Александр Лапунов отмечает, что тарифы постоянно пересматриваются в зависимости от цен на медицинские услуги в лечебных учреждениях. «Это не ужесточение тарифной политики, а именно ее суть, позволяющая своевременно реагировать на все изменения и оставаться при этом конкурентоспособными», — поясняет эксперт.
Динамика ценообразования показывает устойчивый рост. Управляющий директор по ДМС «Ренессанс страхование» Юлия Галаничева констатирует, что рост тарифов в среднем составлял 5–9% в год за последние годы. При этом самый резкий рост наблюдается в периоды, когда у большого числа компаний сотрудники чувствуют нестабильность и пытаются максимально использовать свой пакет ДМС. Это произошло, например, в 2022 году во время закрытия некоторых западных компаний, сотрудники которых ожидали ухудшение соцпакета от работодателя.
Подтверждает тренд роста цен и в «СберСтраховании». Руководитель направления развития продаж медицинского страхования компании Ирина Архипова объясняет его влиянием медицинской инфляции.
«В частности, по итогам 2024 года ее уровень составил 12,2%, а по итогам 2025 года может достичь 13%».
Ирина Архипова, руководитель направления развития продаж медицинского страхования в «СберСтраховании»
Так, согласно данным с сайта Сравни.ру, стоимость страховки от «Ренессанс Страхования» начинается от 8700 рублей в год — именно во столько обойдется тариф «Экстренный ДМС», который включает в себя экстренную госпитализацию, скорую помощь и травмпункт. Комплексные тарифы с большим количеством услуг для молодых сотрудников (18-54 года) обойдутся бизнесу в сумму от 45 600 до 56 300 рублей в год. Тарифы для пожилых сотрудников (55-65 лет) стоят дороже — от 68 400 до 84 450 рублей в год.
У страховой компании «СОГАЗ» для бизнеса без франшизы нет деления на возраст сотрудников. Там стоимость общих тарифов начинается с комплекса «Эконом» стоимостью от 44 900 до 110 560 рублей в год, заканчивается ВИП-комплексами, цена которых варьируется от 210 750 до 348 380 рублей в год.

Однако страховые компании активно внедряют инструменты для сдерживания удорожания. Галаничева перечисляет основные методы: использование франшиз, гибридных программ с телемедицинскими консультациями, пересмотр состава включенных в программу клиник, исключение некоторых опций вроде стоматологии. «Автоматизация процессов бэк-офиса: оформления полисов, обработки обращений и выплат снижает операционные издержки страховых компаний, что частично компенсирует рост цен на медицину», — объясняет эксперт.
ИТ-компании задают тренд в корпоративном здравоохранении
В 2025 году сохраняется востребованность корпоративного ДМС на довольно высоком уровне. Лапунов подчеркивает, что кадровый дефицит во всех сферах привлек дополнительное внимание работодателей к качеству социальных пакетов.
«Компании расширяют опции, чтобы привлечь и удержать людей. По такому пути идут самые продвинутые страхователи. Это, прежде всего, топ IT-компаний, банков и других финансовых структур, телекоммуникационных компаний и другие».
Александр Лапунов, директор департамента андеррайтинга и методологии ДМС «АльфаСтрахование»
По данным Логунова, программы у передовых клиентов и так уже были широкие, поэтому они улучшают программы ДМС за счет дополнительных видов, таких как лечение онкологии, других критических заболеваний. Самые продвинутые идут в долгосрочные индивидуально настраиваемые проекты управления здоровьем персонала, целью которых является не просто оказание помощи заболевшим сотрудникам, а совместная работа по улучшению здоровья коллектива.
Архипова подтверждает эту тенденцию, отмечая, что сегодня корпоративные программы ДМС включают дополнительные опции: компенсацию стоимости лекарств, лечение тяжелых заболеваний, в том числе последствий инсульта и инфаркта. При этом в «СберСтраховании» видят тренд на кастомизацию корпоративного пакета ДМС для бизнеса с индивидуальным набором опций.
Эксперты единодушны в оценке того, что простого ДМС уже недостаточно. Галаничева указывает, что обычно в программы ДМС включают телемедицину, лечение в стационаре и амбулаторно, скорую помощь, часто стоматологию. «Но гораздо более эффективный подход снижения пропусков по болезни – это не просто лечение, то есть по сути борьба с последствиями заболеваний, а их предотвращение», — считает эксперт.
Так, трендом стал рост спроса на профилактику, wellness-программы, которые дополняют традиционный корпоративный ДМС.
«За последние 2–3 года программы ДМС стали чаще дополнять сервисами ранней диагностики и программами поддержания здоровья. Это, например, цифровые чекапы (комплексные онлайн-обследования), онлайн- и очные программы физической активности (тренировки, йога, ЛФК) и даже консультации нутрициолога».
Юлия Галаничева, управляющий директор по ДМС «Ренессанс страхование»
Почему в здоровье сотрудников надо инвестировать
Экономическая выгода от инвестиций в здоровье сотрудников становится все более очевидной. Галаничева констатирует, что ДМС по сути стал необходимостью и для крупного, и для малого и среднего бизнеса, особенно в условиях кадрового дефицита. «Это стандарт для конкурентоспособного работодателя, не дополнительная опция, а обязательный инструмент привлечения и удержания сотрудников», — поясняет эксперт.
Кроме того, ДМС — это еще и способ снижения потерь рабочего времени из-за больничных. По мнению Галаничевой, в условиях нехватки персонала дополнительная нагрузка на команду из-за отсутствия заболевших коллег увеличивает риск текучести кадров. Архипова дополняет, что наличие полисов ДМС приводит к сокращению продолжительности больничных. «Компания экономит как финансовые, так и человеческие ресурсы, что способствует повышению ее эффективности», — заключает эксперт.
Полис ДМС дает возможность получать помощь более оперативно и гибко, выбирать удобное время и место, в том числе через телемедицинские консультации врачей. Это особенно важно для IT-сферы, где работники часто работают в режиме повышенной нагрузки и нуждаются в быстром доступе к медицинской помощи.
В 2025 году айти-компаниям стоит рассматривать не просто базовый ДМС, а комплексные программы управления здоровьем персонала, включающие профилактику, wellness-сервисы и индивидуальную настройку под потребности команды. Даже при росте медицинской инфляции до 13% инвестиции в здоровье сотрудников становятся не расходом, а стратегическим вложением в стабильность бизнеса.
