Сколько стоит выйти на маркетплейсы и как ИИ меняет правила игры

Рынок маркетплейсов демонстрирует парадоксальную картину: входной билет на крупнейшие площадки колеблется от нуля до 30 тысяч рублей, при этом искусственный интеллект кардинально меняет экономику ведения бизнеса, позволяя сэкономить десятки тысяч рублей на создании контента. Новые продавцы получают 10 тысяч бонусов на старт, а владельцы пунктов выдачи могут рассчитывать на поддержку до 1,8 млн рублей. Подробнее об этом рассказываем в новом материале.

Во сколько продавцам обходится выход на маркетплейс

Стоимость входа на маркетплейсы сегодня варьируется между площадками и зависит от типа товара, который вы собираетесь продавать. На Wildberries регистрационный взнос составляет 30 000 рублей. В противовес этому пресс-служба «Яндекс Маркета» подчеркивает, что «выход на маркетплейс бесплатный для предпринимателя», а новые игроки получают дополнительную поддержку в виде 10 000 бонусов на продвижение. 

Экономическая модель работы на некоторых площадках строится на процентных отчислениях с продаж, которые варьируются в широких пределах. Так, на Ozon вознаграждение платформы составляет до 23,5% в зависимости от категории товара

Для примера, при продаже детской коляски стоимостью 24 тысячи рублей продавец заплатит 5 640 рублей комиссии. Дополнительно взимается плата за эквайринг в размере до 1,5% от стоимости товара, что в случае с той же коляской составит около 360 рублей.

«Яндекс Маркет» предлагает более гибкую тарифную политику, особенно для владельцев витрин магазинов. «Витрины магазинов — это личное пространство продавца на маркетплейсе. Его можно оформить по своему вкусу, привлекать туда трафик с рекламы и не беспокоиться о конкурентах — их товары там не отображаются», — пояснили в пресс-службе «Яндекс Маркета». До конца 2027 года за продажи с витрины действует льготный тариф — 5% вместо стандартного, отметили эксперты. Это существенное преимущество для предпринимателей, планирующих долгосрочную работу на площадке.

Что меняет искусственный интеллект

Революционные изменения в экономику маркетплейсов вносит внедрение технологий искусственного интеллекта. «Мы разработали ИИ-фоторедактор, позволяющий улучшить качество фото и создать для него инфографику за пару кликов, а также обучаем нейросетевые модели для мгновенной генерации описания для карточки товаров», — привели пример в пресс-службе Wildberries. 

Экономия от использования ИИ-инструментов становится важным фактором конкурентоспособности. Традиционные фотосессии для маркетплейсов могут обходиться в десятки тысяч рублей, особенно для модной индустрии. Так, на Wildberries есть, например, «Виртуальная фотостудия» — сервис, который позволяет создавать карточки. 

«С помощью него одежда «примеряется» на ИИ-аватарах за несколько секунд, а продавцам больше не нужно тратить значительное количество времени на создание контента и вкладываться в дорогостоящие внешние агентства для организации фотосъемок», — объяснили в пресс-службе компании экономическую выгоду для продавцов. Новые технологии позволяют практически полностью исключить такие расходы, перенаправив освободившиеся средства на продвижение и развитие ассортимента. 

Маркетплейсы активно развивают аналитические возможности, предоставляя продавцам мощные инструменты для принятия стратегических решений. Эксперты Wildberries отмечают появление большого количества новых сервисов и отчетов в разделе «Аналитика», включая востребованные среди продавцов отчеты «Портрет покупателя», «История остатков» и «Поисковые запросы». 

Также существуют ИИ-инструменты «Анализ ниш» и «Сравнение карточек», которые, по словам пресс-службы маркетплейса, помогают правильно подобрать новые перспективные ниши, проанализировать состояние текущих, а также оценить востребованность тех или иных категорий товаров. 

«На основе этих данных можно отслеживать рыночные тренды, покупательский спрос, динамику продаж в разных категориях товаров и тем самым эффективнее управлять своим ассортиментом на маркетплейсе», — пояснили в пресс-службе.

Как бизнес сотрудничает с маркетплейсами в 2025 году

Монетизация дополнительных услуг стала источником дохода для площадок и новой статьей расходов для продавцов. Например, Ozon предлагает подписки Premium стоимостью 9 990 рублей в месяц и Premium Plus за 24 990 рублей. Подписчики получают расширенную аналитику, приоритетную поддержку и отсутствие рекламы конкурентов на их витринах. Продвижение бренда на Ozon обходится в 50 тысяч рублей за подключение, а далее услуга для каждого товара будет стоить 0,5% от цены товара.

Логистические расходы формируют значительную часть операционных затрат продавцов. Так, на Ozon тариф на логистику начинается от 46 рублей для товаров объемом до литра и может достигать 1 933 рублей для крупногабаритных товаров свыше 190 литров. Время доставки прямо влияет на стоимость: коэффициент к базовому тарифу варьируется от 1 до 1,8 в зависимости от среднего времени доставки.

«Яндекс Маркет» делает ставку на экспресс-доставку как инструмент увеличения доходов продавцов. «По статистике, возможность получить заказ на следующий день повышает конверсию в заказы до 15%», — сообщили в пресс-службе площадки. Это существенный показатель, который может изменить экономику продаж для быстрых товарных категорий.

Развивается и бизнес-модель сотрудничества с маркетплейсами через собственные пункты выдачи. Пресс-служба «Яндекс Маркета» сообщает, что площадка выплачивает до 1,8 млн рублей на старте при выполнении всех условий предпринимателям, открывающим собственные пункты выдачи. 

Требования к юридическому статусу участников остаются стандартными для всех площадок: продавцами могут стать самозанятые, индивидуальные предприниматели или юридические лица. 

Вывод

В 2025 году формируется тенденция к усложнению конкурентной среды за счет развития аналитических инструментов и ИИ-технологий. Успех на маркетплейсах все больше зависит не только от качества товара, но и от умения использовать данные для оптимизации продаж. Компании, которые быстрее адаптируют новые технологии создания контента и анализа данных, получают существенные конкурентные преимущества в виде снижения операционных расходов и повышения эффективности продвижения.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях