Объем рынка ИБ-услуг для МСП России может удвоиться к 2030 году до 35-37 млрд рублей

Объем потребления услуг информационной безопасности в сегменте МСП может превысить 35 млрд рублей в год к 2030 году, по оценкам ГК «Солар». Рост прогнозируется на фоне увеличения кибератак — с инцидентами в прошлом году столкнулись 82% малых и средних компаний.

По оценкам Группы компаний «Солар», дочерней компании «Ростелекома», объем рынка ИБ-сервисов для малого и среднего бизнеса в России может вырасти более чем в два раза — с текущих 15 миллиардов рублей в год до 35–37 миллиардов к 2030 году. Такой рост связан с ускоренной цифровизацией и растущим уровнем киберугроз.

Согласно данным аналитики «Солар», 82% российских МСП столкнулись с киберинцидентами в течение последнего года. Наиболее распространенными угрозами стали бот-атаки, вирусные заражения, фейковые регистрации, фишинг и DDoS-атаки. Особую опасность представляют массовые фейковые регистрации, ведущие к прямым финансовым и операционным потерям.

В связи с этим растет спрос на подписные сервисы кибербезопасности, особенно в области защиты веб-ресурсов и сетевой безопасности. При этом на рынке ощущается дефицит решений, адаптированных для малого бизнеса. Стоимость базовой защиты начинается от 1200 рублей в месяц, а более комплексные тарифы — от 7800 рублей.

Бюджеты компаний на информационную безопасность напрямую зависят от их годовой выручки. Предприятия с доходом до 15 млн рублей в год готовы тратить в среднем около 5000 рублей ежемесячно. Организации с выручкой от 15 до 100 млн рублей выделяют на ИБ порядка 25 тыс. рублей, а компании с оборотом свыше 100 млн рублей — около 200 тыс. рублей в месяц.

Ключевыми факторами при выборе решений для малого бизнеса являются подписная модель, онлайн-доступ и отсутствие необходимости сложных настроек. Крупные компании чаще ориентируются на техническую поддержку, комплексные решения и возможность кастомизации.

«Сегмент малого и среднего бизнеса становится все более значимым для российской экономики — зарегистрировано более 6 млн предприятий малого и среднего бизнеса, их выручка по официальным данным, достигла 2,5 трлн в 2024 году.  Исследования, проведенные «Соларом», говорят о том, что больше 80% малых и средних компаний регулярно сталкиваются с теми же типами киберугроз, что и крупные компании, но располагает куда меньшими ресурсами для защиты.».

Николай Сивак, коммерческий директор ГК «Солар»

Большинство представителей МСП — 62% — предпочли бы приобретать все ИБ-решения у одного подрядчика для упрощения управления и контроля расходов. При этом 56% опрошенных не готовы инвестировать в индивидуальные продукты из-за их высокой стоимости и выбирают готовые сервисы. В то же время 44% респондентов выражают заинтересованность в гибких и индивидуальных подходах к обеспечению информационной безопасности.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях