Без руля и педалей. Без проблем?

Технологии
автор: Евгений Золотов  29 мая 2014

Когда последний раз в этой колонке поднимался вопрос безопасности робокаров, то и противники отстранения человека от управления автомобилем, и сторонники такового исходили из общего обязательного условия: руль и педали в самоуправляемой машине есть. Однако концепция совершила неожиданный поворот в последние сутки. Лидирующий разработчик робокаров Google мало того что решила-таки заделаться автопроизводителем и теперь проектирует не только электронную часть, а и механическую, так ещё и ясно дала понять, что первый её робокар, который появится в продаже, будет лишён абсолютно всех привычных органов контроля и управления. Нет руля, нет педалей скорости и сцепления, нет тормоза, нет рычага и рычажков, нет зеркал. Нет проблем? С этим сложнее…

Взгляните сами на эту забавную машинку. Пока это только ранний прототип, своего рода альфа-версия, но — уже работоспособный и весьма близкий к тому, каким видится продукт дизайнерам Google. Двухместная, с мягким бампером и особым эластичным лобовым стеклом, она развивает всего-то до 40 км/ч (увы, трудно сказать, электрическая тяга или бензиновая: трубы не видно, но шумит слишком сильно для электромобиля), но при её габаритах и назначении скорость выглядит более чем достаточной. Это городской автомобиль ближайшего будущего. И внутри он ещё удивительней, чем снаружи: салон необыкновенно просторный — именно потому, что убраны руль и прочее; там ещё осталось даже место для вещей.

Googlecar

Всё управление сводится к единственной кнопке, которую нужно нажать, чтобы тронуться; место назначения предварительно задаётся голосом. Водитель более не водитель даже номинально: он не просто отстранён от управления, он абсолютно лишён возможности влиять на процесс! Гуглокар сам проложит маршрут, оценит обстановку, выберет скорость, объедет препятствия, когда нужно, посигналит соседям по дороге. У него на борту все те наработки, которые Google скопила за несколько лет труда над самоуправляемыми авто, — от лазера и радара до видеокамер и спутниковой навигации, всё для беспроблемной ориентации на сто метров вперёд и в любую сторону, даже за визуально непроницаемыми препятствиями.

Идея и реализация потрясные — и это признают все, кому довелось увидеть, а то и прокатиться на гуглокаре. Он непременно найдёт отклик в сердцах если не автолюбителей, то потребителей: харизматичная городская машинка, да ещё и супервысокотехнологичная! Ждать, кстати, осталось недолго: уже этим летом Google планирует начать испытания сотни прототипов на настоящих дорогах (правда, пока с водителями и рулём, как того требуют правила дорожного движения), а в следующем, когда правила допишут (об этом ниже), на колёса встанут тестовые экземпляры уже без руля. Даже если компания не станет первой на рынке робокаров (обставить её собирается Tesla Motors, недавно пообещавшая робокар в три года), она, без сомнения, сформирует для себя большую оригинальную нишу. И, как надеются создатели, прежде всего поднимет на новую высоту безопасность автомобильных поездок.

Googlecar

Необходимость давно назрела: по данным ВОЗ, сегодня главной причиной смерти людей в возрасте до 30 лет (и три из четырёх погибших — мужчины) остаются автокатастрофы. Так что первый, кто сможет значительно приблизить транспорт номер один по популярности к транспорту номер один по безопасности (риск погибнуть в автокатастрофе в несколько сотен раз выше, чем в авиа), без сомнения, впишет своё имя в историю и сделает миллиарды. Вот только вряд ли всё пойдёт так гладко, как того хотелось бы.

Недоверие к электронике станет первой и самой крупной проблемой гуглокаров. Если помните нашу прошлую дискуссию, многие готовы доверить свою жизнь и жизни близких самоуправляемому автомобилю лишь при условии, что у них будет возможность в критической ситуации взять управление на себя. В робокарах Элона Маска, например, это условие будет соблюдено: они идут «на автомате» бόльшую часть пути, но остаток (дворы и прочие трудные места) предоставляют человеку, то есть возможность «выхватить руль у робота» имеется. В гуглокаре — без руля, без педалей — любое вмешательство человека исключено. Признаюсь, я соврал выше, сказав, что там лишь одна кнопка. На самом деле их две: вторая — большая, красная — для торможения. Но даже это не заменит педаль тормоза (в большинстве случаев всё ещё прямо, без электронного посредничества, привязанную к механизму торможения) — и уж конечно не заменит органов полноценного управления.

Googlecar

Отчитавшись в апреле о 700 тысячах беспроблемных миль (больше миллиона километров), накатанных её робокарами по обычным дорогам, Google поделилась и трудностями, с которыми её автомобили столкнулись. Как и предполагалось, главная из них — нестандартные ситуации, справляться с каждой из которых робота нужно учить особо. Ремонт на дороге? Необходимо распознать знаки и сместиться на соседнюю полосу. Железнодорожный переезд? Не дай бог застрять посредине путей. Буксируемый автомобиль? Не стоит пытаться проскочить сквозь трос. Программисты пишут программную модель каждой встреченной нестандартной ситуации. Но что если даже того стандартного минимума ориентиров, который ожидается, в реальности не обнаружится?

Им явно стоило выпустить робокары на российские дороги. Знаки, свидетельствующие о ремонте, могут отсутствовать, семафор — сломаться, трос будет никак не обозначен, и так далее, и тому подобное. Водитель из плоти и крови поймёт, кремниевый — следующий заранее составленному алгоритму, где, конечно же, невозможно учесть все варианты, — может и не сориентироваться. Так как же доверять машине без руля, где пассажир не в состоянии исправить ошибку, даже её заметив? В Google утверждают, что (статистически) отстранение водителя повысит безопасность, — но уложить такую математику в голову обывателю и регуляторам будет сложно.

Стив не видит. Ему руль без надобности.

Стив не видит. Ему руль без надобности.

Вот почему второй ожидаемой проблемой станут трудности с законом. Робокары Google ездят исключительно хорошо: за весь этот миллион километров они не получили ни единого штрафа — и, разумеется, не потому что его некому было всучить. Но самого по себе даже миллиона километров недостаточно, что общество начало робокарам доверять так, как доверяет водителям живым. Так что первые сто тестовых гуглокаров хоть и будут управляться самостоятельно, всё-таки получат привычные органы управления и «укомплектуются» живым испытателем. Однако уже в следующем году и по крайней мере в одном американском штате многое изменится. В Калифорнии удалось принять закон, который требует от Управления транспортных средств штата не позже начала следующего года добавить в ПДД раздел, регулирующий испытания и эксплуатацию робокаров на обычных дорогах.

Если не случится ничего из ряда вон выходящего (например, если один из гуглокаров не задавит пешехода), начиная со следующего года на калифорнийские дороги выпустят небольшое стадо самоуправляемых автомобилей Google без руля и педалей. Испытания продлятся несколько лет, после чего (аналитики считают, что вряд ли самостоятельно: скорее, как и с семейством Nexus, выберут партнёра-производителя, передадут ему схемы и чертежи и будут контролировать процесс сборки) гуглокар поступит в продажу.

Впрочем, у забавной улыбающейся самоуправляемой машинки Google будет ещё одна особенность, помимо отсутствия руля. Её создатели (включая и Сергея Брина, который руководит всем экспериментальным подразделением Google X) видят будущее автомобиля в отказе от владения им. Так что, вероятнее всего, гуглокар сразу поступит в службы такси.

Вызвали, попользовались, забыли. Непривычно? Зато очень, очень безопасно!

Поделиться
Поделиться
Tweet
Google
 
Читайте также
Смерть по расписанию: болячки «умных» вещей и (горькое) лекарство
Смерть по расписанию: болячки «умных» вещей и (горькое) лекарство
Возможность выбирать: в кого будут биться робокары?
Возможность выбирать: в кого будут биться робокары?
Робокар в три года! Элон Маск взялся за постройку самоуправляемого авто
Робокар в три года! Элон Маск взялся за постройку самоуправляемого авто
  • Artem Artemenko

    Россия не самая плохая страна. Тестить лучше в кептаунах и прочих тайландах множество юрких мотоциклеток подчиняющихся неизвестным законом броуновского движения. И обменивающиеся информационными потоками путем истошного терзания автогудков. Если там будет ориентироваться то с гугловским автопилотом и ч-з метеоритный поток можно летать.

    • AlexHa

      Кейптауны и РФ не показатель, тестировать нужно там, где реально собираются применять. После того как в европах и США введут обязательный обмен данными между автомобилями, не оснащенные такой техникой авто туда пускать не будут. А в кейптаунах пусть давят друг друга — им на это наплевать.

  • kue

    Самое последнее предложение наводит еще и на мысли о зимней резине.. Будут ли у них такие испытания ?

  • alexander

    Основной задачей после внедрения робокаров будет законодательный запрет на вождение автомобилей человеком. Вот тогда действительно на дорогах будет безопасно.

    • AlexHa

      Промежуточный этап будет, движение по выделенным полосам. Сначала выделенные полосы для робокаров, потом для ручного управления.

    • unk32

      Потом в индустрию придёт Элон Маск и придумает самый безопасный способ доставки тел — по трубе.

    • Андрей Иванов

      Аварий с робокарами будет больше, чем с человеком водителем

      • alexander

        Сомневаюсь, всё ж зависит от алгоритма действий.

        • Андрей Иванов

          Нету никакого алгоритма у человека.
          Вы состоите в секте верующих в нейросети?

          • alexander

            Ну… скажем так — и у человека есть свои алгоритмы:) это первое.
            Второе. Алгоритмы, прописанные в ПДД, человеком исполняются не всегда — и именно человек будет самой большой проблемой на дороге для робота.
            В-третьих. Нейросети есть, вне зависимости, верит в них кто-то или нет:) С тех пор, как люди стали вскрывать трупы других людей (да и вообще всех прочих живых) для исследований — наличие нейросети почти что в каждом живом организме — доказательный факт, хотя в него, конечно, можно не верить.
            Наличие нейроподобных (или нейроноподобных) сетей, воплощенных в железе или программно, лично у меня сомнений не вызывает:)

          • Андрей Иванов

            Проблема как раз в том, что алгоритмы будут всегда исполнятся роботом. А он не умеет обобщать в отличии от человека. Потому будет давить двухголовых бабушек в отличии от одноголовых, Почитайте про то, что АНБ собирает миллиарды фото для обучения нейросетей. Тамошние «учоные» тоже верят в нейросети.

          • kue

            Но начнет он, видимо, с двухяйцевых дедушек..

          • alexander

            Спасибо за троллинг, но спорить с Вами не буду, не вижу смысла.

  • AlexHa

    Не, проблема надумана. 40 км/ч — никто не испугается. Я на велосипеде на шоссе довольно часто столько получаю, если дорога с горки.

    • kue

      Прикупил новый аккум. Li-Fe-Po4 (48V,10A,480W/h) на эл.вел. и теперь в горку почти также.. Да, неспортивно ;)

      • AlexHa

        В шлеме и с правами? Больше 250 Ватт или без отключения мотора на скорости выше 25 км/ч по новым правилам приравнивается к мопеду.

        • Алексей Круговой

          Гайцы следить за этим не будут еще очень долго,слишком мало пока электровелосипедов и проблем со скутерастами пока и так хватает.К тому же по моему только в Москве гайцы(мотобат) могут отличить двигатель 139 qm* oт 152 qm*,то есть 49 кубов от 125.Про электродвигатели я вообще молчу.Элевел для них пока вооще темный лес,в мотор 250 ватт можно вкачивать долговременно до 3 кратной мощности.Элевел сейчас очень удачная «бесправная»альтернатива скутеру ДАЖЕ при соблюдении правил » 250 ватт+отключение на скорости свыше 25″.На мощность все забьют,а вот влетать в крутую и длинную горку на скорости 25 км/ч не крутя педали ,или крутя для вида или разминки очень даже приятно.Особенно если раньше туда пилил со скортью 7-9 км/ч.

          • AlexHa

            Да это понятно все, но повод прикопаться появился.

        • kue

          Хренасе.. Не знал (( У меня 1.5 кВт моторчик. Никогда, конечно, не разгонял на полную скорость. Перчатки только одеваю, потому что ладони всегда страдают, если вдруг что.

  • Новгородов Сергей

    > Водитель из плоти и крови поймёт, кремниевый — следующий заранее составленному алгоритму, где, конечно же, невозможно учесть все варианты, — может и не сориентироваться.

    Фу. Будто не Компьютерру, а какой-то Космо читаю…

  • Вадим

    «Водитель из плоти и крови поймёт, кремниевый — следующий заранее составленному алгоритму, где, конечно же, невозможно учесть все варианты, — может и не сориентироваться. »

    Можно подумать человек использует какие то уникальные алгоритмы принятия решений которые недоступны кремниему аналогу. Обычный биологический шовинизм.

    • Алексей

      Ну какой же шовинизм? Это факт. Или Вы уже разгадали процесс принятия решений человеком. Тогда почему самый дорогой в мире бренд это «Гугл» а не «Вадим»?

      • Вадим

        Ну если вы не понимаете как принимаете решения при вождении авто, то в Гуле это прекрасно понимают.

        • Garruz

          Никто не понимает, нередко даже сами водители. Не говоря уж об учёных. Поэтому «биологический шовинизм» вполне оправдан. Пока, по крайней мере…
          Внимательно перечитайте предыдущую статью. И, особенно – комментарии к ней… =)

          • Вадим

            Отвечайте за себя, за других не нужно. Робокары создаются во многом благодоря участию професиональных водителей которые отдают отчет в своих действиях.

          • Garruz

            =)

    • Sentinel

      Термин хороший получился :-)

  • Alexey Zharikov

    Самый безопасный транспорт — это вовсе не авиа, а железнодорожный (вернее, рельсовый — в том числе электричка, метро и трамвай). А в пересчете на одну поездку (от пункта отправления в пункт назначения), а не на километр пути, авиатранспорт гораздо опаснее даже автомобильного.

  • Alexey Zharikov

    Замена даже большинства водителей на автоматы не решит проблему безопасности на дорогах. Аварии создаёт небольшой процент «водителей — идиотов». Пока их с дороги не уберут — никакого снижения аварийности не произойдёт. А их убрать с дороги можно только одним способом — вообще запретить ручное вождение в любом виде.

  • Alexey Zharikov

    Я читал совсем другую статистику, по которой на первом месте у умерших подростков и молодых людей — утопленики, а вовсе не погибшие в автокатастрофе. Поэтому очень важно с детства учить ребёнка плавать.

    • Sentinel

      Ну.. данные ВОЗ, из первых рук. Я верю.

  • Alexey Zharikov

    Такая маленькая максимальная скорость приведёт только к тому, что на подавляющем большинстве улиц Калифорнии, где ограничение скорости гораздо больше 25 миль в час, эти автомобили будут сильной помехой нормальному движению. На многих центральных улицах Bay Area ограничение 50 — и не километров, а миль в час. С таким же успехом можно выпустить на проезжую часть «стадо» велосипедистов или пешеходов.

  • unk32

    «за весь этот миллион километров они не получили ни единого штрафа — и, разумеется, не потому что его некому было всучить» — наверно просто забыли запрограммировать остановку по требованию полицейского, вот вручить и не могли.

    Более-менее сносно оно начнет работать к 30-й версии, основная же часть багов всплывет после релиза (сейчас у них вообще сырая альфа). А уж когда пойдут эксплойты нулевого дня то будет вообще конец света. Потом еще будет парк тачет с прошивками разных версий.

  • Alexey Zharikov

    До сих пор любые схемы отказа от владения автомобилем для среднестатистического американского пассажира неизменно оказывались многократно дороже, чем собственно владение (даже если сравнивать с владением новым автомобилем, купленным с нуля на диллерской — про стоимость владения Б/У автомобилем я вообще молчу!) — при этом гораздо менее удобными. А предлагалось таких схем — легион. Погуглите хотя бы «car on demand». Даже если неудобства на этот раз будут минимизированы — какие основания считать, что экономическая сторона на этот раз будет чем-то отличаться? И это при том, что неудобства вроде времени ожидания заказанного автомобиля, по сравнению с личным, который всегда с тобой рядом (экстремальные варианты, вроде центра Нью Йорка или центра Москвы я тут не рассматриваю, тем более, что и там и там входы на станции метро на каждом шагу, которые отсутствие автомобиля рядом сильно компенсуруют), принципиально очень сложно минимизировать.

  • Алексей Ларионов

    «Впрочем, у забавной улыбающейся самоуправляемой машинки Google будет ещё одна особенность, помимо отсутствия руля. Её создатели (включая и Сергея Брина, который руководит всем экспериментальным подразделением Google X) видят будущее автомобиля в отказе от владения им. Так что, вероятнее всего, гуглокар сразу поступит в службы такси.»

    Это моя мечта. Но к сожалению, по моему мнению, она сбудется лет через 20-40. Сначала будут гибриды с дублированием управления, потом ужесточатся законы для ручного управления, и только потом выйдут полностью автоматы.

  • Dmitriy Solodukha

    Прикольно :)

Хостинг "ИТ-ГРАД"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2017
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.
«Партнер Рамблера» Почта защищена сервером "СПАМОРЕЗ" Хостинг "Fornex"