Безопасность прежде всего: Хомо сапиенс как главная помеха для автомобилей будущего

Технологии
автор: Евгений Золотов  30 августа 2013

Посмотрите на автомобильный рынок непредвзято, и в глаза бросятся две намечающихся тенденции. Первая — тектонический сдвиг от углеводородов к альтернативным транспортным энергоносителям: в фаворитах сейчас электричество в чистом виде и водород (между ними больше общего, чем кажется; если интересно, в свежем «Бизнес-журнале» будет пространная статья о текущем состоянии водородной энергетики). Второй тренд — переход от ручного управления к автоматическому, к пресловутым self-driving cars: совсем скоро руль может превратиться в чисто декоративный элемент, а то и исчезнет вовсе.

Продлите эти прямые на пять лет вперёд — и они, естественно, пересекутся. И вот на этом пересечении возникнет феномен, который как раз сейчас начинают обсуждать (пока ещё) на узкоспециализированных, технических форумах. О чём речь? Не буду раскрывать карты сразу, пусть ещё несколько абзацев сохранится интрига. Вместо этого предлагаю включить фантазию (пятница, в конце концов!) и представить себя перенёсшимся в это самое недалёкое будущее, где дорогами правят электромобили с авторулевым.

Знаете, каким будет самый приятный бонус от перехода на электрическую тягу? Ну да, меньший вред для окружающей среды, никакого шума и прочая экология… Но — давайте начистоту: когда это вас по-настоящему волновало? Фишкой, которую будут рады получить абсолютно все, станет беспрецедентная по меркам нынешней автомотоиндустрии безопасность. Возможно, вы уже слышали о скандальчике, устроенном самым ярым фанатом электромобилей, Элоном Маском, на прошлой неделе: серийно производимый его компанией Tesla Motors электроседан Tesla Model S был объявлен автомобилем с наивысшим рейтингом безопасности из всех, когда-либо поступавших в продажу в Соединённых Штатах. Рейтинг по результатам нескольких краш-тестов присваивает Национальное управление по безопасности дорожного движения США (NHTSA), и вот оно-то и оценило Model S на «пятёрку» (и даже, если верить производителю, на невероятные 5,4 балла при максимальных пяти!) не только в общем зачёте, но и по каждой из тестируемых подкатегорий в отдельности. Практический смысл: Model S гарантирует наименьшую из доступных на американском рынке вероятность травмирования людей в салоне в любой из мыслимых аварий, включая «перевёртыш».

Ни в Model S, ни в Tesla Roadster пока не погиб ни один человек. Даже аккумуляторы в них не горят, хоть это и не исключается производителем (очевидно, работает ячеистая структура). А биться — бьются. Вот, к примеру, результат выезда за ограждение пьяной американской бимбо.

Ни в Model S, ни в Tesla Roadster пока не погиб ни один человек. Даже аккумуляторы в них не горят, хоть это и не исключается производителем (очевидно, работает ячеистая структура). А биться — бьются. Вот, к примеру, результат выезда за ограждение пьяной американской бимбо.

Собственно скандал cлучился потому, что Маск… скажем так: слегка приукрасил картинку, а NHTSA не постеснялась на это указать. Четыре десятых балла, дорисованные к «пятёрке», — результат работы пиарщиков Tesla Motors, вероятно, придуманный ими, чтобы подчеркнуть преимущество своего авто перед теми редкими бензиновыми конкурентами, которые тоже оценены на «пять» по каждому пункту (таков, в частности, Volvo S60).

Впрочем, Маску и его команде и впрямь есть чем гордиться — и, вероятно, будь тесты на автобезопасность более строгими, Model S действительно обставил бы и S60, и любое другое авто с ДВС. Причина конструктивная: крохотный (по сравнению с бензиновым) электромотор Model S спрятан у задней оси, а освободившееся подкапотное пространство употреблено для размещения конструкций, поглощающих энергию удара. Так что, как только регуляторы озадачатся оптимизацией рейтингов безопасности с учётом новооткрывшихся обстоятельств, электромобили влёгкую «сделают» бензиновых и дизельных конкурентов.

К тому моменту на рынок должны подоспеть и авторулевые. Они уже на подходе: Google, Nissan, BMW, GM, Volvo, Toyota (вероятно, и многие другие) планируют выпустить свои самосамобеглые коляски ещё до конца десятилетия. Причём может получиться и так, что Google, пришедшая в этот сегмент первой, на реальных дорогах окажется в роли догоняющей (даже учитывая, что она вряд ли будет выпускать робоавтомобили сама; скорее она станет этакой Microsoft нового автомира, занимаясь только программным обеспечением): те же Nissan и GM планируют скорый агрессивный поэтапный захват рынка выпуском робоавто с ограниченной функциональностью для нишевых применений. Тут, в общем, хороши любые предположения, а если верить более или менее адекватным прогнозам, то уже к 2020-му самоуправляемые авто станут такой же нормой, как сегодня «гибриды», а ещё десятью годами позже каждый второй автомобиль, сходящий с конвейера, будет оснащён автопилотом.

Готовый анекдот: пока Mercedes-Benz и УАЗ снимают рекламные ролики про ломающиеся испытательные стенды, Tesla Model S на переворотном краш-тесте действительно сломал стенд. Настолько крепка крыша, сделанная из космических материалов.

Готовый анекдот: пока Mercedes-Benz и УАЗ снимают рекламные ролики про ломающиеся испытательные стенды, Tesla Model S на переворотном краш-тесте действительно сломал стенд. Настолько крепка крыша, сделанная из космических материалов.

Таковы факты или (в худшем случае) обоснованные предположения. Опершись на которые можно задать главный вопрос: как будут обстоять дела с безопасностью роботизированных электромобилей?

На первый взгляд, вопрос этот относится к автоматике. В самом деле, сможем ли мы довериться автоматическому четырёхколёсному другу? Ответ нетривиален — прежде всего потому, что опытных данных недостаточно. Да, гугловские робоавто накатали сотни тысяч миль по реальным дорогам, но если помнить, как «виснут» порой параноидально надёжные «облачные» системы той же Google (см. «Даунтайм в десятую процента»), даже пиарщикам будет затруднительно поставить знак равенства между фактом длительного безаварийного пробега и гарантией адекватного поведения робота на дороге.

Зато мы с полным правом может утверждать, что и человек несовершенен — и, что особенно важно, во многих ситуациях автоматика сработает лучше. Мы медленно реагируем, мы выпиваем, немногозадачны, превышаем скорость, засыпаем за рулём, и так далее и тому подобное. Значит, можно предположить, что среднестатистически замена живого водителя роботом даст заметное снижение аварийности и повысит безопасность транспортировки Homo sapiens.

Просьба убрать от экранов женщин и детей: таможня США уничтожает нелегально ввезённый Land Rover Defender. Продажа этих автомобилей в стране запрещена, поскольку не выполняются минимальные требования защищённости пассажиров — в частности, нет подушки безопасности...

Просьба убрать от экранов женщин и детей: таможня США уничтожает нелегально ввезённый Land Rover Defender. Продажа этих автомобилей в стране запрещена, поскольку не выполняются минимальные требования защищённости пассажиров — в частности нет подушки безопасности…

И вот тут мы наконец приходим к главному. А готовы ли вы — вы лично! — уступить руль автоматике? Допустим, с функциональной точки зрения к этому можно будет привыкнуть (вам нужно попасть из точки А в точку Б — и машина это обеспечит). Равно и изжить в себе инстинктивное желание держаться за руль во время езды. Но что поделать с удовольствием от вождения?

Ведь вся автомобильная индустрия зиждется на этом глупом факторе: никто со времён старика Форда не продаёт автомобиль как транспортное средство, все взывают к животному «хочу»! И, думаю, вы не будете смеяться, если узнаете, что в тех (редких пока ещё) опросах, где речь заходила об ощущениях от езды на робоавто, многие из респондентов отвечали на «Уступите?» категорическим «Нет». Купить автомобиль, чтоб тебя возили на нём как на автобусе? Рехнулись?!

Вот так и вырисовывается парадоксальная проблема, с которой автомир может столкнуться уже в ближайшие десять лет: человек станет тормозом на пути прогресса! Будь мы стопроцентно логичными, бесстрастными существами, электроробоавтомобиль мог бы транспортировать нас с беспрецедентной безопасностью. Но мы же сами будем ставить палки в колёса! Конечно, вряд ли кто-то из вендоров рискнёт исключить ручной режим вождения (любое робоавто отключит автоматику, стоит водителю взяться за баранку). И конечно, на борту в любом случае будет оборудование, которое повысит безопасность даже в ручном режиме (вроде лидаров, коммуникаций V2V и т. д.). Но, увы, главную помеху — прокладку из плоти и крови между рулём и сиденьем — автовендорам не изжить.

Если, конечно, они всё ещё хотят, чтобы их машины покупали.

Поделиться
Поделиться
Tweet
Google
 
Читайте также
Даунтайм в десятую процента: почему зависают «облака» и правда ли дешевле хранить данные локально?
Даунтайм в десятую процента: почему зависают «облака» и правда ли дешевле хранить данные локально?
Автохак, век XXI: кто и что стоит за таинственными взломами автомобилей?
Автохак, век XXI: кто и что стоит за таинственными взломами автомобилей?
Каршеринг вместо личного авто, или Тачка напрокат в интернет-эпоху
Каршеринг вместо личного авто, или Тачка напрокат в интернет-эпоху
  • disqus_cJuddNyPY1

    когда за день пробег переваливает четыре сотни вёрст, начинаешь уже по-тихому мечтать об автопилоте, а если к тысяче — уже мечтаешь громко вслух

  • Пётр

    Сдаётся мне, что водитель не станет для автоматики большой проблемой, всё уже давно придумали:
    http://www.youtube.com/watch?v=57NbsAwFhZI

  • Сергей Зыкин

    Не знаю как у других, но в личном автомобиле я минимум 75% времени мечтаю об автопилоте…

  • Карим Мусаев

    Эти машины не для нас с Вами. Они для нынешних 10 летних. Тех самых, которые уже не понимают смысл даже в личном авто и спокойно пользуются общественным транспортом. Тех, у кого при виде «банана» не возникнет животное хочу.

    • Dmitry

      «Они для нынешних 10 летних. Тех самых, которые уже не понимают смысл даже…» — это не зависит от возраста. А может наоборот — это Вы не понимаете элементарных вещей?

      «у кого при виде «банана» не возникнет животное хочу» — не обижайте животных — скотское «хочу», заменяющее и мышление и нравственность — свойство человека. У шимпанзе его удалось выработать, введя им товарно-денежные отношения на базе системы цветных жетонов. Часть обезьян деградировала до человеческого уровня…

  • Лев Алёшин

    вобщето есть грузовые и коммерческие машины, а также автомобили для пассажира

  • NameuserNameuser

    Для тех садомазо, которые получают удовольствие от этого, можно понаделать нюрбургрингов и пусть они там нарезают круги — никаких гайцев, блондинок, светофоров, пешиков…
    Правда пропадет удовльствие от ночных катаний без глушителя/с банкой/склянкой/флейтой — притопил педальку и все дома в радиусе 500 метров проснулись. В три часа ночи.

  • Syzygy

    Машины с автоматикой для тех, кто пользуется общественным транспортом. Им зачастую пользуются не от бедности (часто личное авто дешевле), а от того, что водить не хочется/не умеется. Я бы себя электромобиль с автопилотом взял, но водить самому?! Да ни за что.

  • jno

    кому автомобиль — не транспорт, а вторичный половой признак, тому — руль в зубы.
    и на автодром, на покатушки :)

    чтобы получать удовольствие от вождения в современном городе…
    лечиться надо, извращенцы!

    а мне подайте автоматическое такси :P

  • ander

    не думаю что через 20-30 лет кто-то будет вспоминать об удовольствии от вождения. Скажите, а многие водители сейчас занимаются обслуживанием своего авто? — нет большинство даже не знают от чего оно едет. А 50 лет назад каждый водитель был обязан в этом разбираться. Так что и вождение постепенно станет атавизмом.

  • evadim

    Не вижу особых проблем. Точно также как сейчас продают семейные большие авто, в которых катается 1.2 человека в среднем, так и будут продавать автомобили, которыми «можно порулить в своё удовольствие — 283 киловатта на оси и суперкоденсаторы, а если надоело — врубай автопилот и пей пиво!». А в реальности все 99% будут вестись на первое а делать второе

  • Феан

    Удовольствие от вождения, — пусть даже не удовольствие, а активное начало в этом есть.
    У меня лет шесть назад появилась проблема со здоровьем, что-то связано с ЖКТ и усвоением… Временами особенно первый год было часто плохо — всякие падения чего-то в организме, с головой, с тошнотой и еще много чего.
    Если я был в это время дома, я ложился и успокаивался, легчало.
    Если же был не дома, то уходил, садился в свою машину, и ехал домой.
    Так вот, самое главное, вождение меня стабилизировало, пока я доеду домой, проблема прекращалась. Если меня пытался вести кто другой, я не позволял, мог сильнее расклеится.
    И нужно было ехать без контроля скорости, самому жать на газ, разница в ощущениях большая…. Потом, когда повыбралася из проблем, стало не так важно с контролем скорости, но с утра, пока не вошел в рабочий ритм, все хуже если включаю автоматику.
    Пусть даже в этом чистый субъективизм, но ведь помогает…

  • Аляксей Ігнатовіч

    Скорее всего это будет гибридный вариант. Веди себе вручную сколько хочешь, но система заранее заметит к примеру ребенка, собирающегося выскочить из-за припаркованного н аобочине грузовика (ультарзвук, тепловизор) — и вмешается, предотвратив несчатье. Робоводитель может начинать свои полномочия там, где человек просто не справляется.

  • Maxim

    По-моему, от вождения один только жуткий стресс. Мне реально комфортнее ехать в наполненном автобусе, чем за рулём своего автомобиля.

Хостинг "ИТ-ГРАД"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2017
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.
«Партнер Рамблера» Почта защищена сервером "СПАМОРЕЗ" Хостинг "Fornex"