Робокар в три года! Элон Маск взялся за постройку самоуправляемого авто

Технологии
автор: Евгений Золотов  19 сентября 2013

До вчерашнего дня на вопрос, сколько отнимет создание практически пригодного робокара — автомобиля, способного рулить самостоятельно (то, что в английском называется self-driving car), — стандартным ответом было: семь лет! В лучше случаем к 2020-му аналитики надеются увидеть робокары на том же месте в авторейтингах, где сегодня обитают гибриды, то есть уже не экзотика, но ещё и не ширпотреб. Производители на этот счёт всё больше отмалчиваются: многие только к 2020-му надеются выпустить первые самоуправляемые модели.

Так вот, вам будет приятно узнать, что буквально за последние сутки срок сократился больше чем вдвое. В «гонку» включился новый участник, известный как своей нетерпеливостью, так и столь же впечатляющими успехами на поприще высоких технологий. На его счету орбитальный грузовик, масштабная сеть персональных солнечных электростанций, первый коммерчески успешный массовый электромобиль — в общем, в представлении он не нуждается. Вчера Элон Маск официально подтвердил, что Tesla Motors приступила к созданию самоуправляемого авто. И сделать работу обещает всего за три года. Но каким образом, если другие просят на то же самое чуть не десять лет? Есть одна тонкость…

Парк-ассистенты скоро станут такими же привычными, как и круиз-контроль. «Мерседесы» S-класса уже сами стоят в пробках, а роботизированные Nissan Leaf рассекают по сымитированным городским улицам. Что говорить о робокарах Google! Вот только дороги не везде ровные, да и на знаки в некоторых странах не хватает железа...

Парк-ассистенты скоро станут такими же привычными, как и круиз-контроль. «Мерседесы» S-класса уже сами стоят в пробках, а роботизированные Nissan Leaf рассекают по сымитированным городским улицам. Что говорить о робокарах Google! Вот только дороги не везде ровные, да и на знаки в некоторых странах не хватает железа…

О том, как обстоят дела в робоавто-сегменте, речь шла совсем недавно (см. «Безопасность прежде всего»). С тех пор глобально ничего не изменилось, лидером де-факто всё так же остаётся Google, чьи автомобили накатали уже более полумиллиона безаварийных километров по реальным автострадам. Однако даже Google не сообщает текущего статуса проекта — а сторонние наблюдатели отмечают, что главная проблема для неё не столько дороги, сколько до сих пор не нашедшийся генеральный партнёр, который взялся бы поставить гугловскую технику в свои авто. Проблема очень серьёзна: если раньше никто не сомневался, что поисковый гигант не возьмётся строить свой автомобиль, то сейчас пополз слушок (и вроде бы даже есть утечки), что Google отчаялась и намерена строить машину сама (точнее, спроектировать; непосредственное производство поручат нанятому вендору вроде Continental).

Но почему же автопроизводители не желают сотрудничать с Google — которая добилась очевидных успехов на поприще автомобильного автопилотирования? (А среди её возможных партнёров фигурировала и Tesla Motors: представьте, какой замечательный получился бы дуэт!) Причиной, по которой Google не может найти общего языка с вендорами, и в том числе с Маском, стало, как полагают некоторые, расхождение во взглядах на незначительную деталь: должен ли автомобиль быть автоматическим или автоматизированным.

Технарь увидит разницу между этими вроде бы идентичными терминами: автоматический механизм — значит, стопроцентно самостоятельный, не требующий вмешательства человека. Таковы гуглокары с интернет-соединением, таковы работающие без доступа в интернет экспериментальные робокары Nissan. Но автоматизированный — значит, оставляющий некоторую часть функций человеку и делящий с ним ответственность за последствия. Мелочь? Да, для аутсайдера. Но для конструкторов робокара мелочей, как видно, не существует.

Robomotors-2

Так что Маск будет строить робокар без привлечения сторонних наработок, сам — и это можно понимать буквально: команда инженеров, которую сейчас формируют (есть вакансии, пишите: autopilot [@] teslamotors.com), будет подотчётна лично Элону. Механическая часть давно отлажена и даже бьёт рекорды безопасности. Остаётся сконструировать «мозг» и «глаза». Деталей, по обыкновению, мало: Маск предпочитает недоговаривать, оставляя простор для фантазии, но также и избавляя себя от постоянного контроля СМИ на соответствие обещанного достигнутому. Сегодня ночью он пояснил в своём «Твиттере», что речь идёт о нескольких встроенных камерах, обеспечивающих круговой обзор, и классическом радаре (не лазерном), плюс многогранной обработке изображений.

Ну а уложиться в три года удастся потому, что, в отличие от автоматических конкурентов, робокар Tesla будет автоматизированным. Большую часть пути он будет рулить сам, но в оставшиеся минуты человеку придётся взяться за баранку и рычаги. Маск уверен, что постройка автоматического робоавто слишком амбициозна и граничит с невыполнимостью. Математически описать прохождение некоторых этапов пути (Элон не уточняет, каких именно, но российскому автолюбителю объяснять и не нужно) будет, цитирую, «невероятно сложно». Вот почему конкуренты, обещающие «полный автомат» (Nissan, на днях подтвердившая свои планы, Mercedes-Benz и др.), называют в качестве срока реализации безопасные даты: согласитесь, обещать что-то на 2020-й год, когда ИТ-индустрия преображается до неузнаваемости каждую пятилетку, это всё равно что не обещать ничего.

Говорят, с Маском нелегко работать. Коллеги делятся для него на тех, кто хорош, и тех, кто хорош недостаточно. Последствия легко предугадать.

Говорят, с Маском нелегко работать. Коллеги делятся для него на тех, кто хорош, и тех, кто хорош недостаточно. Последствия легко предугадать.

Однако пунктик разницы «автоматический — автоматизированный» важен не только в смысле технологий, но и в смысле права. Знающие люди, цитируемые солидными изданиями (Financial Times, Businessweek и т. п.), утверждают, что Маск и автовендоры побаиваются сотрудничать с Google не столько из-за опасений неосуществимости идеи автомобильного автопилота, сколько из-за возникающих здесь правовых коллизий. Кто будет виноват, если робокар собьёт человека, попадёт в аварию? Ответы «никто» или «компьютер» вендоров, естественно, не устраивают: виновник найдётся обязательно, и скорее всего, получается, им будет производитель. Но это ещё если робокар получит разрешение выйти на дорогу, что тоже пока совсем не факт.

А вот если автомобиль лишь автоматизирован, то ответственность будет нести человек за рулём, и шансов быть одобренным транспортными регуляторами у такого авто больше. Правда, придётся отказаться от идеи совсем не смотреть на дорогу. (Та же Nissan заливается соловьём: «Скучные и непродуктивные поездки останутся в прошлом!») Ну так что ж, желающие могут потерпеть до 2020-го ;-).

Поделиться
Поделиться
Tweet
Google
 
Читайте также
Сезон суборбитального туризма почти открыт. Но удастся ли бизнесу шагнуть дальше?
Сезон суборбитального туризма почти открыт. Но удастся ли бизнесу шагнуть дальше?
Безопасность прежде всего: Хомо сапиенс как главная помеха для автомобилей будущего
Безопасность прежде всего: Хомо сапиенс как главная помеха для автомобилей будущего
Серебряная пуля: Элон Маск раскрыл секреты Hyperloop
Серебряная пуля: Элон Маск раскрыл секреты Hyperloop
  • Una di tante

    У меня скептическое отношение к Маско-шоу. Мне он видится технологическим спекулянтом. Но акции TSLA на этой риторике Маска в постмаркете вырости на 3 с лишним доллара. Биржа любит Теслу).

    • VolkaDlak

      Скептическое отношение формируется после не реализуемых обещаний, а Маск (за исключением гиперлупа) за подобными действиями замечен не был. При том цели которые он ставил перед собой и обещал выполнить отнюдь не тривиальны (по крайней мере государства и другие мегасуперкорпорации с ними не справляются):
      обещал построить космический носитель и выйти в космос по радикально более низкой цене чем государство — сделал;
      обещал сделать электрокар (не концепт, а полноценный автомобиль продающийся не чокнутым экологам, а обычным людям) — сделал;
      обещал гиперлуп — ну да, отмазался что некогда :).

      А вставить робота в машину (тем более не полностью автономного) не такая уж и сложная задача, по сравнению с космосом.

      • Una di tante

        Тесла работает — это так.
        Пока в космосе на его счету четыре успешных запуска, включая вывод малазийского спутника, один цикл запуска туристического аттракциона, огромные привлеченные средства под амбициозные фантастические планы, включая полет на Марс, и обширные миллиардные контракты. Поживем — увидим.

        • kue

          В качестве коллеги для Маска Вы будете явно хороши недостаточно.. )

          • Una di tante

            Более, чем недостаточно.
            Но мне достаточно будет сегодня прикупить TSLA и продать по цене на пять-семь долларов дороже цены покупки. Больше от риторики Маска мне ровным счетом ничего не нужно.
            Когда СГ клеймит Икана, что он манипулирует ценой на акции Apple, то Маск на этом фоне выглядит таким безобидным со своими фантазмами). Но в деньгах Маско-шоу выглядит более впечатляще, чем твитты Икана: разговоры про ГиперЛуп привели к росту цены на ~70%. И где он этот ГиперЛуп?)

          • kue

            Перекресток..+

            Пусть кричат все про космос,
            Про полеты на солнечный Марс,
            Вы в ответ усмехнетесь —
            Биржа рулит за нас.

            Где же тот ГиперЛуп
            Что построить хотели вчера ?
            Ну нету светлой надежды
            И восторг в чудеса.

            От мечты буратинов
            Вам все-же капнуло в плюс —
            Не только парочка акций,
            Но и радостный блюз

          • Una di tante

            Когда запустит Маск космическй фиакр,
            А не проприетарный симулякр,
            Когда создаст он робокар в три года
            Для перевозки ленного народа,
            Когда на Марс отправит фаэтон
            И фаэтон тот будет примарсён,
            И марсианам этот гиперлуп
            Доставить сможет не отстывший труп,
            А землеройку, водоросль, амебу —
            Любую жизнь. а не электроробот,
            Тогда я соглашусь, что Элон Маск
            Решить способен этот дерзкий таск)

          • kue

            Я даже больше Вам скажу:
            — Не землеройку, а Унадинту!
            Унадинта для марсианкого похода —
            Как символ для свободного народа.

            Унадинтой гордится будут все —
            И маклеры на бирже и вообще.
            Не возвратят, пока Унадинта,
            Амебе марсианской нос не утерла.

            Мы встретим Вас, Униданта
            И поцелуем, коли будете жива
            И будет лозунг мира дня :
            «Свобода — это от и для» !

          • Dmitriy_Sergeevich

            Таки заразил он стихосложением.))

          • Una di tante

            Это рифмоплетство. Больше не буду)

          • kue

            Не слушайте никого — он просто завидует (( Ведь Вы же сами почувствовали в процессе поиска падежей и рифм некий смысл ?

          • Dmitriy_Sergeevich

            Да не…)) Можно можно)))

          • kue

            Как еще выразить отношение к этому миру, который катится в фашизм ?

          • Dmitriy_Sergeevich

            В фашизм??? 0_о И только в него??))

          • kue

            В гиперлуп, если угодно.. )

          • I.F.

            по мотивам соседней ветки — зачем покупать Теслу, если под боком есть Сбербанк?

          • Una di tante

            Из выгоды. Расходы меньше, прибыль больше, нет никакой проприетарной службы доставки, ибо Тесла на дому, а Сбербанк через депозитарий. Да еще и к русскому брокеру не набегаешься по пять раз в день поводу всяческих сбоев, ляп и косяков.

          • I.F.

            найдите 10 отличий с сапогами

          • Una di tante

            Масса отличий. Но боюсь, что приводить их тут бесполезно. Это все равно, что сравнивать кошку и мышку для того, кто ни разу обеих не видел. Обе покрыты мехом, обе млекопитающие, у обеих есть хвост, у обеих есть усы, у обеих есть глаза — пара, лапки четыре, носик один, когти на ногах, зубы во рту… обе могут быть серые.. и т.д. Но при этом кошка — это не мышка). А кому-то очень похожи!

          • I.F.

            ну, скажем, я видел и то, и другое — и сапоги, и биржу. но не увидел различий в мотивации — упирается в «из выгоды».

          • Una di tante

            Да, пусть будет так.

  • VolkaDlak

    На мой взгляд все рассуждения на тему почему к 2020 году, а не раньше, выстроенные в ключе «ложно — не сложно, реализуемо — не реализуемо» в корне не верны.

    Верны последние два абзаца — к 2020 потому что автопроизводители считают что сейчас (через год-два-три) это не будет пользоваться спросом в веду слишком большой инновационости, как для простого люда (потребителя авто), так и для государств (сейчас же демократия исходит из принципа «что не разрешено законом то запрещено»). Автоконцерны попросту боятся вложится в авто которые нельзя будет продать.

  • Una di tante

    Как ни суди, но робокар — это трамвай без вагоновожатого, с расширенными возможностями и энергозатратами, но без рельсов.)

    • kue

      И без пуговиц, если ходит редко.. Главное, что действительно и обвинить-то некого

      • Una di tante

        Он же машина! Кто ж его посадит?!)

        • kue

          Но кто-то же в пиджаке должен быть ?

          • Una di tante

            Маск! В белом.

          • kue

            Нет, он уже уехал на велосипеде, пока Вы в пробке стояли )

          • Una di tante

            На робоэлектровелосипеде, предназначенном для поездок по «пыльным тропинкам далеких планет»? Он уехал в кевларовом пиджаке

          • kue

            «..Бесшумно одевшись, посмотрев на часы.
            Hа пачке LM’а нацарапав «прости»..» ))

      • Максим Новгородцев

        отвечать будет собственник ТС, еще точнее — владелец. с юридической стороны никакой проблемы здесь нет.

        • kue

          Да я утрирую, конечно, иначе сарказм не выразить. Я к тому, что пассажирам в трамвае не на кого орать будет, а водитель-вожатый под рукой.. был )

  • kue

    Как трудно с приземленными людьми —
    Всё видят только грязь по уши,
    Но перламутр ведь находят не они,
    Но те, кто для того ныряет в лужи.

    Нырянье, это наше просто всё
    Находятся и амфоры там, кстати,
    И никакое там не баловство,
    А символ наш ухода с суши.

    И в небо символ устремлен,
    Как на восток орел летящий..
    Да, сушу мы оставим для того,
    Кто суши производит настоящий.

  • romamik

    ИМХО автоматический автомобиль в текущей инфраструктуре действительно не возможен. Но вполне возможно создать инфраструктуру, в которой он возможен. Нужны точные карты и точная навигация. И то, и другое не так уж сложно решается размещением большого количества маячков (да хоть RFID) под дорогой. После строительства и нанесения разметки достаточно проехаться по каждой полосе чтобы получить очень точную карту с привязкой к этим маячкам, а потом с их помощью иметь точнейшую навигацию, которая будет говорить вы находитесь на 141,4 метре такой дороги в полосе № 2 со смещением 20 см от центра полосы. А с такой навигацией автоматическое управление автомобилем становиться совсем простым.

    • Sentinel

      Ну чтобы далеко не ходить (слабонервным не смотреть, ессно): http://www.youtube.com/watch?v=SVOmnedHddA

      Идеальная дорога. Идеальные метеоусловия. Разметка, знаки, всё на месте. Как бы выкрутился робокар?

      • NameuserNameuser

        Следуя логике romamik, в головы (а также руки, ноги и тулово) пешеходов тоже нужно вшить маячки. Кстати, rfidы только так выходят из строя, например, от сотовых телефонов. Если спаять что-то помощнее, то, думается, за десятки метров все чипы полетят.

        • Sentinel

          Можно просто в смартфон впаять. Honda это уже прорабатывает (V2P), а в Штатах законодатели к этому присматриваются. В Бизнес-журнале свежем будет большая статья про это и прочее подобное.

      • Nik Zagorodnev

        Робокар бы остановился, будь на зебре пешеход, робокар бы мгновенно дал по тормозам, столкнувшись с пешеходом, а не дал по газам, проехав по голове, робокар бы минимизировал вред.

        • NameuserNameuser

          «робокар бы мгновенно дал по тормозам» — кстати как робокар просчитывает движение по гололеду? Даже на относительно низкой скорости можно так улететь… И что робокар сделает, если впереди будет препятствие в виде плотной группы пешеходов, скорость будет, например, 55 км/ч и вдруг внезапно тормоза откажут?

          • Nik Zagorodnev

            «кстати как робокар просчитывает движение по гололеду» — решаемая инженерная задача
            «И что робокар сделает, если впереди будет препятствие в виде плотной группы пешеходов, скорость будет, например, 55 км/ч и вдруг внезапно тормоза откажут» : ну, к примеру, экспертная система бортового компа опираясь на имеющихся данные датчиков и объемной карты окружающего пространства смоделирует исходы для каждого уместного варианта, выберет оптимальный с точки зрения «Не навреди человекам» (вспомним Азимова). Сможет ли тоже самое «мешок с костями» ( (с) Бендер) сделать за доли секунды? Нет, человек поступит инстинктивно. Естественно, робокар толпу не перепрыгнет и будут жертвы. В общем-то, появившаяся неоткуда на дороге толпа перед машиной — это проблема не машины, а самой толпы, отказавшие тормоза — проблема производителя. Кстати, если взять к примеру те же тормоза, то робот ещё и может более качественно постоянно мониторить тех. состояние машины.

          • Sentinel

            Пример хороший! :-)

      • romamik

        Ну глазеть по сторонам на предмет препятствий он все равно должен. Думаю человека бы он вообще не сбил. В ролике человек был сбит потому что бежал со стороны, в которую водитель уже не смотрел. Робот смотрит одновременно во все стороны. И уж после контакта робот бы точно остановился, а не поехал.

        Кроме того то, что люди вот так запросто по дорогам разгуливают, тоже явный недостаток инфраструктуры. Независимо от роботов.

      • Andrew Bogorodsky

        Тут даже робокар не нужен, банального переднего парктроника и завязки на тормоза достаточно, чтобы тормозить при появлении препятствия.

    • Una di tante

      Если можно хакнуть человеческий дефибрилятор с ноутбука, то робокары хакнуть может быть много-много интереснее. ))

  • Una di tante

    Я так и не поняла смысловой связи иллюстраций с содержанием текста)

    • Sentinel

      А я это к перспективам робокаров в России в частности и к возможности теоретического решения задачи дорожного автопилота вообще ;-)

      • Una di tante

        Перспективы у робокаров есть только на специально оборудованном паркете)

        • NameuserNameuser

          «…только на специально оборудованном паркете» — обновите свою БД. Этот этап уже давно пройден (на ЖД). В самолеты уже давно можно, но это делается постепенно (ни рыба ни мясо).

        • Инженер

          ABBYY, если надо, очень быстро сделает систему распознавания дорожных знаков, которая будет ограничивать скорость до указанной, не давать ехать под «кирпич» и т.д. А о двойную сплошную автомобиль будет биться, как гроб панночки о меловой круг Хомы Брута. Понтярщикам на мощных автомобилях весь кайф обломают.

          • Una di tante

            С этим нет проблем. Дорогу придется сделать объектом охраны, ведь внесение иных, ложных знаков повлечет за собой трагедию, а перепрограммирование датчиков позволит робокару давить всех без исключения.
            Куда как проще нанять здорового разумного водителя — дешевле и спокойнее. да и человек при деле.))

Хостинг "ИТ-ГРАД"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2017
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.
«Партнер Рамблера» Почта защищена сервером "СПАМОРЕЗ" Хостинг "Fornex"