Тема онлайн-ритейла сквозная не только в “Битом Пикселе”, но и в “Голубятне” со времен царя Гороха. Да иначе и быть не может, потому что я вижу ИТ исключительно с той стороны баррикады, то есть как потребитель, а не разработчик, программист, вендор или розничный продавец. И это естественно: ещё не хватало лирику учить физика гонять позитроны по коллайдеру (звучит, конечно, как “струмить бамбуку”, но тут я уже не виноват 🙂 ).

Последний раз мы рассматривали проблемы отечественного ритейла в апреле («Бум русского онлайн-шопинга как симптом хвори риаллайфа»), пытаясь разобраться в причинах массового оттока российских потребителей не столько из офлайна в онлайн (эта тенденция сформировалась лет уже десять назад), сколько из отечественного онлайн-ритейла в международный (в первую очередь американский и китайский).

Собственно говоря, разбираться особо было не в чем, потому как причины лежат на поверхности: «Российская реальная экономика всё глубже и глубже погружается в морок государственного регулирования и удушения поборами, налогами, таможенными пошлинами, акцизами и прочей ересью, которая служит лакмусовой бумажкой для выявления экономики, выстроенной на модели третьего мира».

Все эти процессы сказываются в первую очередь на ценах: в российском онлайне они много привлекательнее, чем в традиционной рознице, а в зарубежном – ещё заманчивее, чем в доменной зоне RU. Вот и бежит народ отовариваться на eBay, Amazon, ChinaBuye, AliExpress да DealExtreme.

Сегодня я хотел бы продолжить эту тему в несколько ином контексте. Связующим звеном покупок в зарубежных онлайн-магазинах выступает почтовая курьерская служба. В подавляющем большинстве случаев речь идёт об EMS, поскольку её российское подразделение (EMS Russia) является единственной (насколько мне известно из личного опыта) почтой, которая пользуется всеми государственными привилегиями по части таможенных поборов. Во всяком случае последний раз, когда я пытался проторить альтернативную дорожку из США, FedEx, TNT, UPS и DHL обкладывали пошлиной все, что превышало $300, тогда как в EMS планка соответствовала положенным по закону $1 000.

Соответственно, в какой-то момент все существующие зарубежные онлайн-магазины и шопинг-агрегаторы стали заложниками своего узкого бутылочного горлышка – EMS Russia. Опять же по личному опыту: доставка со склада в США до Москвы занимала обычно 4–6 дней, а остальные 10–15 приходились на мучительную последнюю милю. Как вы понимаете, никуда все эти полторы–две недели ваше отправление не перемещалось, а лишь лениво перекатывалось из одного бюрократического ведомства в другое. Выглядело это примерно следующим образом:

099_1

12 сентября 2012 года посылка прибыла из Америки в Москву (через 6 дней после оформления), затем два дня мурыжилась на сортировке, ещё два дня – на таможне, в тот же день была доставлена в сортировочный центр EMS Почты России, а затем 11 (!!!) дней «вручалась адресату».

Для этого (псевдо) «вручения» был даже изобретен отмазывающий эвфемизм – «неудачная попытка вручения». Видимо, для отчётности: послали курьера, а получателя-негодяя дома не оказалось, вот и пришлось гонять человека вместе с машиной впустую. Аж два раза. Потом – ясен пень – доставлять надоело, так что 8 дней ушло на то, чтобы у получателя вправились мозги, проснулась совесть, и он ножками самостоятельно причапал в пункт раздачи, где ему и было вручено отправление.

На самом деле, конечно, это чушь собачья. Никаких «неудачных попыток вручения» не было в помине: курьеры никуда не выезжали, никого не отлавливали. Вместо этого я по 10 раз на дню вызванивал офис EMS Почты России, пытаясь понять, куда загнали мою посылку. На том конце провода мне лепили горбатого по-чёрному, каждый день изобретая отмазки – одна фантастичнее другой. На самом же деле всё сводилось к простой сермяге: Почта России банально зашивалась! Именно на последней миле: не хватало кладовщиков, расфасовщиков, сортировщиков, курьеров, не хватало всего.

Весной 2013 года ситуация стала совсем угрожающей. Помню, читал несколько материалов о том, что с EMS Russia случился настоящий коллапс: посылки перестали вообще принимать с таможни, потому как их просто негде было складировать.

Как вы понимаете, заказывать посылки напрямую стало бессмысленно, пользоваться услугами посредников-агрегаторов – тоже, поскольку бутылочное горлышко одно на всех. Где выход?

Хочу рассказать сегодня лишь об одном примере конструктивного и творческого подхода, который демонстрирует не только аксиому о том, что безвыходных ситуаций не бывает, но и очень высокую степень креативности отечественных компаний. Именно это последнее обстоятельство меня несказанно радует, ибо в нём – надежда на светлое будущее.

О компании eBayToday.ru я писал много-много раз в “Голубятнях”, поскольку последние лет 8 все свои заказы в американских магазинах делаю через этот шопинг-агрегатор. Несколько дюжин посылок, думаю, достаточный опыт, чтобы сформировать объективное мнение о бизнесе. eBayToday.ru мне нравится, поэтому я и рекомендовал его услуги читателям: за 10 долларов, добавленных к стоимости товара, вы получали полное снятие головной боли. Товар из любого магазина США (а также Великобритании, Германии и Китая) доставляется на собственный склад агрегатора, по вашему желанию формируются посылки в любой комбинации товаров, сотрудники eBayToday.ru оформляют за вас таможенные выездные декларации, страхуют отправление и отсылают в Москву, а оттуда – по всей России. Через EMS Russia, разумеется.

eBayToday.ru развивался динамично и вышел на блестящие показатели: около двух миллионов зарегистрированных пользователей, 1,68 миллиона покупок, примерно 20 тысяч отправлений в месяц. Если вы заглянете на портал eBayToday.ru, то сразу же ощутите меру ответственности компании перед своими покупателями: тысячи описаний товаров и тестов, десятки подробнейших инструкций с пошаговым описанием алгоритмов покупки на всех крупнейших торговых онлайн-площадках мира (особенно это полезно в случае с китайскими магазинами, напоминающими криптолабиринты).

В этом году eBayToday.ru, отражая диверсификацию своего посредничества (начинал он, как явствует из названия, с услуг по доставке покупок из аукциона eBay), сменил название и торговую марку на ShopoTam. Мне эта кличка активно не нравится, ну да хозяин – барин.

Как бы там ни было, но “Шопотам” столкнулся весной 2013 с той же проблемой, что и все остальные, – с невменяемой работой EMS Russia. Знаете, какой выход нашли ребята? Не поверите: они создали собственную службу курьерской доставки – ShopoTam Express! В обход Почты России!

099_2

Мало того, что скорость доставки в два–три раза быстрее, чем у EMS Russia, так еще и тарифы на 20% ниже. Для сравнения, вот как выглядит тарифная сетка курьерских служб, с которыми работает “Шопотам”:

099_3

Пропорция EMS / ShopoTam Express – $57,95 против $38,63, при этом, обратите внимание, сроки доставки политкорректно указаны равными. На портале опубликованы десятки отзывов счастливых шопоголиков, которые подтверждают реальные преимущества использования проприетарного почтового курьера. Я бы с удовольствием добавил к хору и собственный голос, однако моя посылка, отправленная ShopoTam Express 13 сентября, ещё не доставлена, поэтому врать не стану (непременно расскажу в одном из последующих “Битых Пикселей”, когда реально будет получено отправление).

Как бы там ни было, речь сегодня идет не о самом ShopoTam Express, а о блестящем деловом решении шопинг-агрегатора: не ныть, не жаловаться, не опускать рук и не сворачивать бизнес, а послать EMS к чёртовой бабушке и разработать собственную, альтернативную курьерскую службу! Думаю, это пример, достойный массового подражания в суровых реалиях отечественного государственного капитализма. Не нужно ничего от них ждать, друзья-товарищи! Похороните уже, наконец, свои патерналистские иллюзии, впитанные с молоком матери. Никакой пользы от государства нет и не будет, а будут только неприятности и препоны. Поэтому чем скорее частный бизнес найдет пути для максимальной автономизации своей работы, тем успешнее он будет.