Обмануть робокар

Умные машины
автор: Евгений Золотов  10 сентября 2015

Несмотря на отдельные недоразумения, виной которым, откровенно говоря, более человек, чем техника, популяризация автомобиля с частичным и полным самоуправлением продолжается. И на очередной воображаемой ступени, куда мы взобрались, стало модным винить их в чрезмерной осторожности. Люди, сидевшие, например, в гугловских робокарах, как и имевшие удовольствие встретиться с ними на настоящих дорогах, сетуют, что (цитирую) «робокар водит как бабуля». Он следует правилам до последней точки — и это, бывает, ставит его когда в смешные, а когда и опасные ситуации. Ну, вроде той, о которой все наверняка недавно слышали, о парализованном гуглокаре, вставшем на одном перекрёстке с велосипедом: велосипедист балансировал на месте, но — смеха ради! — подвигался на сантиметр всякий раз, когда и робокар намеревался двинуться, и тем заставлял «глупую железку» прекращать движение.

Так что в смысле соблюдения правил самоуправляемый автомобиль непревзойдён. Но, как теперь выясняется, на дорогах очень важно учитывать ещё и правила неписаные, то есть культуру поведения водителей, которая часто меняется от региона к региону. Живому водителю важность этого объяснять не требуется. Он по опыту знает, что, к примеру, манера проезжать светофоры в крупных городах отличается от городов небольших, что машины, припаркованные на краю дороги, вовсе не обязательно будут стоять идеально ровно, что, в зависимости от настроения, человек может подъехать к стоящему перекрёстку аккуратно, а может и на полном ходу, ударив по тормозам только в крайний момент.

А вот робокар таких отклонений не понимает и буквально пугается. Опыт эксплуатации гугловских робоавто, в частности, показал, что в последнем из приведённых примеров робокар может резко двинуть на обочину, стремясь избежать неминуемого (на его взгляд) удара сзади. Вот почему в западных СМИ в последние недели открытым текстом звучит предложение дать робоавтомобилю больше свободы, научить его быть агрессивным и в меру неправильным: это, как ни парадоксально, должно сделать его более безопасным.

Отправляясь в светлое будущее на робокаре, полезно помнить, что руля у него нет...

Отправляясь в светлое будущее на робокаре, полезно помнить, что руля у него нет…

Но вот какая засада: чем дальше, тем очевидней, что желание «развязать» робокару «руки» входит в противоречие с перспективой злоумышленных действий со стороны окружающих. Робокар — «умная» вещь, а на всякую такую вещь, как показывает печальный опыт интернет-подключенных бытовых устройств, найдётся не один желающий её сломать. И речь не только о классической атаке на бортовой компьютер. На днях для робоавто обозначился свой, уникальный вектор атак, направленный на самый важный и самый же до сих пор уязвимый его элемент: на его глаза — лидар.

Лидар, если попросту, это лазерный радар. Он так же освещает пространство перед собой, принимает отражённый сигнал и по задержке судит о дистанции до объектов. На деле, конечно, всё сложней: используется не один, а несколько лазеров разных цветов (что позволяет составить суждение о сканируемой поверхности), лазеры часто сочетаются с хитрым механическим устройством и зеркалами для кругового обзора (хоть последние разработки и упрощают механическую часть, удешевляя весь комплекс почти на порядок), лазер действует не постоянно, а импульсами и т.д. Но в общем и целом лидар остаётся дорогим и необходимым элементом самоуправляемой повозки — ибо ничто другое не позволяет строить карту прилегающего пространства так же быстро и с такой точностью.

Google использует лидары производства небольшой конторы Velodyne, которые стоят 80 тысяч долларов за штуку — и это считается ещё дёшево.

Google использует лидары производства небольшой конторы Velodyne, которые стоят 80 тысяч долларов за штуку — и это считается ещё дёшево.

И вот что важно: никто пока не задумывался о защите лидаров от несанкционированного использования, просто потому, что сама технология пока ещё слишком молода. И это не моё мнение. Так считает ирландец Джонатан Петит, обещающий изложить на ноябрьской конференции Black Hat Europe свою работу, посвящённую обману лидара.

Вы, конечно, помните, как в детстве пускали солнечных зайчиков в проезжающие автомобили. Петит использовал ту же идею. Он взял дешёвый лазер (чуть ли не от лазерной указки), оснастил его таким же дешёвым блоком цифрового управления, позволяющим точно выдержать частоту и порядок импульсов (он говорит, что в качестве контроллера идеально подойдут Raspberry Pi или Arduino), и — направил на робокар. Поскольку тот видит мир через лазерные отражения, то, сгенерировав импульсы того же цвета и с нужной частотой следования, можно не просто ослепить машину как человека, а и заставить видеть то, чего на самом деле не существует: препятствия на дороге! Играя с лазером, можно симулировать «отражение» человека, другого автомобиля, стены, на разных расстояниях, неподвижные или движущиеся с любой скоростью.

Настоящие? Симуляция?

Настоящие? Симуляция?

Петит, правда, экспериментировал не на настоящем робоавтомобиле, а на отдельно взятом лидаре (IBEO). Но этого достаточно, уверяет он (а работу он проводил как научную, при университете), чтобы проделать то же самое с любым другим лидаром из имеющихся на рынке: их производители пока попросту не озадачились проблемой чёрного хака. «Узрев» в двадцати метрах перед собой внезапно выросшую стену, робокар не станет задумываться, откуда она взялась, а ударит по тормозам и, возможно, попытается сместиться в сторону. Легко представить, чем это чревато для пассажиров робоавто и других участников движения.

Вопрос, можно ли защититься от такой атаки, напрашивается сам собой — но ответ на него и порадует и расстроит вас одновременно. Схема защиты очевидна: формировать лазерные импульсы особого типа и принимать только их. Модулировать можно цветом, длительностью, задержкой между импульсами. Лучше всего даже не просто генерировать всегда одну и ту же последовательность, а шифровать её стойким криптоалгоритмом. Тогда злоумышленнику не удастся или по крайней мере будет очень сложно симулировать отражения. К сожалению, сложно — не значит невозможно. Код можно украсть или подобрать, а ещё лидар всегда можно попробовать грубо ослепить (аналог атаки DoS). То есть гарантии не будет, всё снова сведётся к противостоянию щита и меча.

И в свете такой перспективы — задайтесь ещё раз вопросом: а хорошая ли это идея, дать робокару больше самостоятельности, научить его быть агрессивным? Сто лошадиных сил с мозгом котёнка и без упряжки — хорошая идея?

P.S. В статье использованы иллюстрации Google, Steve Jurvetson.

Поделиться
Поделиться
Tweet
Google
 
Читайте также
Чужого дрона не тронь! Практика охраны личного воздушного пространства
Чужого дрона не тронь! Практика охраны личного воздушного пространства
Робокары: первая кровь. Кто виноват и что делать?
Робокары: первая кровь. Кто виноват и что делать?
Без руля и педалей. Без проблем?
Без руля и педалей. Без проблем?
  • Denis Terebiy

    Предполагается, что водителя-человека ослепить нельзя?

    • не интересно их много ,а робот пока диковинка ну и реакция.

    • Hagen Von Tronje

      С человеком-водителем можно более забавно развлечься: подвесить на нитке над ночной дорогой спичечный коробок, например, или натянуть нитку в тех же условиях ;)

  • Александр Елсуфьев

    Что-то неладно в Датском королевстве… в смысле — в программировании робокарчиков.
    Во первых — лидар конечно вещь мощная, но уж больно дорогая. Не будет ли дешевле в комплектующих (правда чуть дороже в программе) оснастить машинку десятком видеокамер? При озвученной цене лидара — даже сотня видеокамер окажутся дешевле. А при таком количестве, даже плохонькие камеры дадут 3D картинку с пространственным разрешением в 5-10 сантиметров на расстоянии до десятков метров, причём без слепых зон на малом расстоянии от авто.
    Во вторых — приведённые примеры обмана могут действовать только в случае, если программа каждую секунду (? десятки раз в секунду) строит карту дорожной обстановки только по показаниям лидара, не учитывая память о предыдущих состояниях. Человек так не ходит, и даже не водит. Классический пример (самолично проверял) — человек может свободно идти по малолюдной улице, с нормальной скоростью, ни на что не натыкаясь, открывая на мгновение глаза только раз в десять-пятнадцать секунд (при увеличении плотности толпы — раз в 3-5 секунд), а в остальное время ориентируясь только на память. То же самое на велосипеде — только без каких либо попутчиков, но зато по сельской раздолбанной дороге — спокойно можно ехать километрами.

    • JayK

      1. Лидар работает в непогоду
      2. Лидар позволяет очень просто и быстро определить расстояние до предмета, а компьютерная обработка изображения с камер для определения дистанции потребует нехилых вычислительных ресурсов.
      3. Чрезмерное усложнение модели реагирования киберводителя повлечет увеличение нештатных двоякотолкуемых ситуаций в геометриеской прогрессии к этому усложнению…

      • Алексей Ларионов

        Насчёт вычислительных ресурсов — вопрос времени и желаний. В космос летали с бортовым компьютером слабее современных калькуляторов.

        Если лидар не подешевеет в 100 раз, то его заменять на дешевую систему, или робоавто просто не будет.

        • JayK

          самое дорогое в лидаре это прецизионная механика, и да, она везде дорогая потому что китайцы ее делать не умеют. В случае массового производства девайс подешевеет.

          Аналогия с космосом неправильная, тк необходимые вычисления еще Кеплер сделал, как ни странно вообще без всяких компьютеров, вот только правда не в режиме реального времени.
          Так и с обработкой видеоизображения в реальном времени примерно та же ситуация, поинтересуйтесь проблемами стереокино например…

      • Александр Елсуфьев

        2 — абсолютно согласен. потому то лидар и создавался.
        3 — чрезмерное усложнение — конечно ведёт. Но и чрезмерное упрощение нежизнеспособно. Нужна золотая серединка, зависящая в частности от дешевизны вычислительных ресурсов. А кстати, кто знает, какой мощности сервер на борту этих машинок?
        «1. Лидар работает в непогоду» — а можно поподробнее? В дождик, в ливень, в туман, в метель?

        • AlexHa

          П.1 не в пользу лидара, потому-то в Калифорнии и ездят, там всегда сухо и солнечно. По п.2, определение расстояния до объекта чрезмерных ресурсов не потребует, изображение с камеры в углах, на каждый пиксель — свой угол, поставил 2 камеры, «бинокулярное зрение» (идея на 18 миллиардов, к слову :) http://izvestia.ru/news/585386 ), расстояние вычисляется элементарно по смещению картинки. Достоверность низкая.
          П. 3 — бла-бла-бла.

          • JayK

            бинокулярное зрение это замечательно, вот только человеческий мозг четко знает размеры объектов и поэтому определяет расстояние до них, а что насчет компа? это потребует опять же две качественные камеры на сервоподвесе, рыбьими глазами натыканными по периметру машины тут не отделаешься…

          • AlexHa

            Сервоподвес не обязательно, при нынешних разрешениях камер можно электронную стабилизацию сделать. Проблемы скорее да, будут с достоверностью.

          • JayK

            ну теоретически можно обязать всех подряд наклеивать на бамперы специальные маркеры с разметкой, но это паллиатив….

          • AlexHa

            Это не паллатив, это наше будущее. Технологии V2V, V2I и им подобное. В РФ пешеходов уже законодательно обязали носить светоотражатели при движении на дороге вне населённых пунктов.

          • JayK

            да обязать могут хоть всем мишени на затылках нарисовать… наши законотворцы живут в какой то обособленной реальности (ну или им просто из за двухметровых заборов огораживающих персональные дворцы че вокруг происходит плохо видно)

            В жизни не видел ни одной светоотражающей метки ни на одном колхознике… зато видел много специальных поворотных рамок для номеров)

          • Бумбараш

            Кстати, до сих пор не видел НИ ОДНОГО светящегося.

          • AlexHa

            Видели обязательно. Рабочие куртки все сейчас с такими нашивками, их и вне работы часто носят, особенно, вне города.

          • Бумбараш

            Ну да, и у гаеров они есть. Я имею ввиду, что не видел с такой нашивкой ни одного человека, которому сие не вменяется по роду службы.

          • AlexHa

            А вы откуда знаете, вменяется — не вменяется, дали на работе куртку, а чего бы дома не носить.

        • JayK

          ну относительно в непогоду, то есть когда камеры уже ослепнут лидар будет чето еще различать

        • JayK

          бескомпромиссное решение для всепогодности это радар, как на апаче лонгбоу, но для машины оно совсем не годится, компромиссное акустический сонар, но оно очень компромиссное

    • AlexHa

      Лидар активный, а камера пассивная, этим всё и обусловлено. Лидар выдаёт кодовую последовательность в строго определённом направлении, ждёт отклика и по задержке определяет расстояние до цели в этом направлении. А камера использует внешнюю подсветку безо всякого кодирования с разных направлений. Отсюда, велика вероятность ложного определения. Даже человек запросто может спутать тень с реальным объектом, или, наоборот, не заметить реальный объект (пешеход в серой одежде без светоотражателей на обочине ночью), а у машины мозгов намного меньше, ассоциации не настолько развиты.

    • Влад

      смешно, когда эти камеры увидят машину, которая несет на себе атлантический камуфляж 100 летней давности

  • Алексей Ларионов

    Лидер, по моему мнению слишком уж дорогое удовольствие, чтобы его использовать в качестве. Нужно развивать алгоритмы работы с обычными камерами.

    Ну и за ослепление робоводителя нужно наказывать как минимум так, как за обычного, а лучше строже. Выгоды от этого никакой, зато наказание должно успокоить хулиганов.

    • JayK

      Лидар имеет решающее преимущество перед телекамерой, а именно точное определение (до сантиметра) дистанции до цели.

      • Александр Елсуфьев

        Таки да. Но вопрос — нужна ли такая точность?

        • AlexHa

          Нет конечно. Хотя может поспособствовать определению типа препятствия.

        • JayK

          нужна, тем более что «картинка» выдаваемая лидаром куда более машиночитаема чем изображение с камеры, она изначально имеет объем

    • JayK

      Пилотов самолетов слепят лазером, а это терроризм между прочим, кого то останавливает?

      • Алексей Ларионов

        А ещё самолёты из Буков сбивают. И концов не находят. Страшно так жить?

    • AlexHa

      Алгоритмы не помогут, там принципиально невозможно.

      • Алексей Ларионов

        Человеку же помогают. Я конечно дилетант, но по-моему тут просто дело времени.

        • AlexHa

          Вот именно, дело времени. Когда ещё роботы получат такой интеллект и такие сенсоры, чтобы полностью заменить человека, а робокары есть уже сейчас. Кстати, у людей «дворники» и «стеклоомыватели» для «видеокамер» работают непрерывно — попробуйте не моргать хотя бы пару минут.

  • JayK

    Лидары, сонары, джипиэсы и глонассы… Все это имеет один общий и к сожалению фатальный недостаток, нет 100% точности даже в отсутствие злоумышляющих субъектов, нарушителей ПДД и прочих человеческих факторов. Сегодня даже на ЖД транспорте не могут убрать из кабины машиниста, несмотря на наличие диспетчеров и то что поезд таки ходят по заранее проложенным рельсам.

    Для робомобилей имхо есть два пути:
    Выделять отдельные полосы (покрытие при этом должно быть нашпиговано электроникой дающей 100% координатную привязку и скорость)

    Количество живых водителей должно быть меньше чем робокаров…

    • VIP_DC

      На жд не убирают потому что не хотят.
      Можно технически убрать прямо сейчас (кстати такие участки есть), но тогда пропускная способность снизится.

      Это просто вопрос сознания. Для нас это перелом нашей картины мира машина вместо человека, для наших детей человек за рулем будет дикостью (редкостью, странностью)

      • Artem Artemenko

        В кино лифтеров показывают иногда.

      • JayK

        вероятнее всего не редкостью а роскошью, ну как щас личный вертолет

    • AlexHa

      На ЖД иные условия эксплуатации. Зазор между строениями вдоль полотна и подвижным составом мизерный, а тормозной путь до километра. Можно считать, что поезд идёт как бы «в узком туннеле» из объектов ж/д инфраструктуры. Соответственно, если ж/д полотно немного поворачивает, то обзор становится намного меньше тормозного пути, и не поможет никакой лидар.

      • JayK

        живой машинист оказывается ровно в такой же ситуации, выход из нее только установка регистрирующей аппаратуры во всех мертвых зонах

        • AlexHa

          Аппаратуры, регистрирующей — что?

          • JayK

            препятствие движению поезда на путях разумеется

          • AlexHa

            А по каким признакам идентифицировать препятствие?

          • JayK

            Для определения препятствия на рельсах сойдет обычная видеокамера или крайне упрощенный лидар, препятствие это все что крупнее собаки, медведь кстати не препятствие, его можно догнать и смачно раздавить локомотивом)))

          • AlexHa

            В туман дальность действия лидаров и видеокамер существенно снижается, скажем, метров до 50. И вот у нас имеется не ровный участок пути, длиной, скажем, всего 5 км, на котором натыкано 100 камер или лидаров. И всё это где-нибудь в лесу, до ближайшего селения много километров. Т.е. оно всё не обслуживаемое, оптику спиртом раз в неделю никто не протирает. Или, наоборот, в промзоне — каждый день хулиганы скручивают или разбивают из рогатки по паре камер. И таких участков тысячи…

          • JayK

            Дальность зрения машиниста пялящего глаза в этот туман уже часа четыре ровно столько же, автоматика же не устает.
            Ничто не мешает засунуть туда лазеры помощнее.
            Гибддшные камеры на дорогах никто не протирает каждый день, значит проблема технически решаема.
            Любые инвестиции в транспортную систему многократно окупаются, как прямо так и косвенно.
            Вот только оао РЖД и его крайне эффективных менеджеров это не касается, как они умудрились сделать так что везти груз из МСК в КРК или НСК еврофурой дешевле и быстрее чем по рельсам я упорно отказываюсь понимать, это абсурд какой то.

          • AlexHa

            А есть разработки, отечественные в т.ч. Системы на видеокамерах, вспомогательные, для ж/д. Но решение всё равно за машинистом. Распознавание образов ещё не настолько продвинуто, чтобы определить степень опасности лежащего на рельсах или к ним приближающегося.Большой тормозной путь предполагает и большее время упреждения, т.е. моделирования поведения объекта.
            РЖД в 90-х было местом, где платили очень хорошие зарплаты, и работников туда нанимали толпы.

          • JayK

            Я в НИИЖТ видел хм… результаты. АСУ и пробные образцы железа, для тех годов разработки это наверное невероятно круто было, но на современной элементной базе и с применением современных технологий все можно сделать куда круче. Только воз и ныне там, дядечки профессора отчиталися о работе, предоставили образцы проели гранты, повесили на стенку грамоты и сидят под ними пыжатся да чаек попивают… В то время как на линейных подразделениях до сих пор юзают АНАЛОГОВЫЕ радиостанции со смешной дальностью и мертвыми зонами где-нибудь посреди тайги…
            Вот что мешает поставить на локомотивы серийные недорогие спутниковые телефоны морского исполнения?
            Информатизация жд перевозок поможет увеличить грузопоток чуть ли не кратно(особенно если в процессе разжаловать весь топменеджмент до шпалоукладчиков), о чем и говорится в этих исследованиях, только всем по, продолжают закупать бэушные еврофуры и гробить ими дороги…

          • AlexHa

            Не всё так мрачно, достаточно свежие есть системы. Здесь типа прикидки делали с год назад по системам предотвращения столкновений для ж/д. Прикидывали возможность применения наработок для авто на ж/д, пришлось изучить, что там у них есть. А также что есть за рубежом. Сейчас не помню уже точно, что накопали по этой теме, но впечатление сложилось, что по части систем безопасности отставание не катастрофическое. И спутниковый интернет с вайфаем внутри поезда они тоже с год назад собирались делать. Там в качестве инвесторов какие-то артисты назывались, не то Винокур, не то Якубович.

          • JayK

            Ах ну если артисты… киркорова забыли)
            И кстати про отечественность разработок, лично я ниче отечественного не увидел, зато видел много шильдиков со словами бош сименс и шнайдер, и вообще ощущение такое что то что тут выдают за научно исследовательскую инновационную работу там это уровень системной интеграции продукта(((

          • AlexHa

            Системы безопасности им сторонние конторы поставляют, но российские.

          • JayK

            Слепо перенимать забугорный опыт глупо, в Европе расстояния другие, да и неэлектрифицированных путей поди не осталось, а в штатах жд никогда и не рассматривались как основной транспорт…

            ИМХО нужно слать сименс к китайской бабушке, закупать вагон ардруинок и садить студентов за разработку… Вот только с вагона ардруинок и студентов отката не понимаешь, а сименс даст…

            Спутниковый интернет в поезде? А зачем? Какой из этого практический смысл… Особенно учитывая что в большинстве вагонов и мобилу то негде зарядить…

          • AlexHa

            Интернет в поезде вещь нужная, многие бы покупали. Сейчас у всех если не ноутбуки, то смартфоны. Вайфай они собирались продавать, как чай, к примеру. Можно представить по каким расценкам :)

          • JayK

            по сути любое препятствие на путях, которое можно разглядеть с расстояния в километр, требует торможения, а вот добиться эффективности этого процесса можно только если препятствие обнаружить задалеко от этого расстояния

          • Лев Алёшин

            На пути достаточно более простых сенсоров.

          • AlexHa

            Дешевле камер сенсоры найти сложно.

          • JayK

            ЗЫ, насколько я знаю машинист имеет право тормозить даже если ему ПОКАЗАЛОСЬ что на рельсах что то есть

    • Лев Алёшин

      Метро без машинистов Лион 2010.

  • JayK

    еще один вопрос, а если на улице будут десяток робокаров, не ослепят ли они лидарами друг друга… ясно понятно что разделение частот и тд, ну а если их будет сто?

    • Геннадий

      Кстати, хороший вопрос. Если эти робомобили разрабатывали с учетом того, что они могут оказаться на дороге не единственными робомобилями, то они УЖЕ должны в себе содержать это разделение частот и шифрование, о которой говорится в статье.

      • Бумбараш

        …или использовать внешнюю информацию — поступающую со стационарных камер, радаров, лидаров, от других робо- и обычных машин.

    • AlexHa

      Там, возможно, обработка когерентная, полосы частот, возможно, мегагерцы, рабочие частоты терагерцы, точности установки частот до 10-5, возможно. Вероятность что попадёт в полосу невелика. Плюс ещё, да кодирование. Даже если несущие частоты совпадают, получится что-то вроде кодового разделения, как в сотовой сети CDMA.

      • JayK

        в таком случае это строгая, на уровне законодательства стандартизация

        имхо полоса частот лазера в лидаре будет куда уже чем радиочастоты мобильника, хотя бы потому что полупроводниковые лазеры бывают далеко не всех цветов спектра

        • AlexHa

          Полоса частот определяется модуляцией.

          • JayK

            частотная модуляция… тогда улица в час пик для сенсоров превратится в сплошной белый шум, а еще отраженные и переотраженные сигналы, блестящих поверхностей на улице полно…

            имхо полностью автономные системы в мегаполисе не проканают, необходима какая-либо централизация управления, ну или хотя бы коммуникация между участвующими в движении робокарами…

          • AlexHa

            Не обязательно частотная, полосу расширяет любая, и амплитудная тоже. В сотовых сетях ситуация намного тяжелее, но они нормально функционируют.

  • kue

    Стойкие криптоалгоритмы это хорошо, но потом вылезет что-то 3-х буквенное и потребует это крипто ослабить в целях же «общественной безопасности». )

    • IF

      так разве ж это проблема? разработайте свой алгоритм и не ослабляйте его.

  • triod pentod

    чем электронных компонентов больше, тем выше вероятность отказов.
    большинство аварий современных автомобилей по вине электроники.
    просто многие пока ещё об этом не знают.)

    • EvilPartisan

      Большинство аварий из-за человеческой тупости.

  • Uriy Smirnov

    Как было сказано в одном детском фильме по поводу системы зрения роботов: «Грязью замазать можно всякого». Кстати, солнечный зайчик, как система противодействия злобному роботу там тоже был. И вообще, в свете робокаров и боевых роботов, этот фильм шедеврален. Автор явно черпал идеи из «Терминатора».

  • Domo

    Нет! Нам нужен БелАЗ с мозгом курицы и снятыми ограничителями!

  • Пётр

    >а хорошая ли это идея, дать робокару больше самостоятельности, научить его быть агрессивным?
    Это идиотская идея, проблема то не в робоавто а в идиотах на дороге. Я конечно понимаю, что у законодателей кишка тонка их с дороги убрать но всё таки. Ослепить и обмануть можно и живого водителя, но это почему-то никого не беспокоит. Если же убрать живых водителей с дороги совсем то проблема отпадает сама собой.

  • Сепулька

    » «робокар водит как бабуля»»

    «Вдруг я вспомнил про черный ящичек, резко затормозил, так что меня
    снесло на обочину шоссе, выскочил, поднял капот и принялся лихорадочно
    искать его. Двигатель выглядел совершенно необычно, и я никак не мог
    найти черный ящик. Может, спереди? Кабели. Чугунный блок. Кассета.
    Что-то незнакомое, четырехугольное. Ага, он! Инструменты. Я работал
    быстро, но внимательно, так что почти не поцарапался. Наконец обеими
    руками я взял этот тяжелый, словно литой, черный куб и швырнул его в
    придорожные кусты. Я был свободен. Захлопнул дверцу, тронулся. Скорость
    росла. Мотор гудел, скаты издавали глухое пронзительное шипение.
    Поворот. Я вошел в него, не снижая скорости, и срезал слева. Второй,
    покруче. Визг колес был ужасен; я чувствовал, как огромная сила
    выбрасывает меня вместе с машиной. Но этого все еще было мало. Следующий
    поворот. В Аппрену были специальные автомашины для пилотов. Мы
    выделывали на них головокружительные штучки; речь шла о выработке
    рефлекса. Прекрасная тренировка. Для чувства равновесия тоже. Например,
    на вираже положить автомашину на два колеса и ехать так некоторое время.
    Когда-то мне это удавалось. И я сделал это сейчас, на пустом шоссе,
    мчась в рассекаемую фарами тьму. Не то чтобы я хотел разбиться. Просто
    мне это было безразлично. Если я могу быть беспощадным к другим, то
    должен быть таким м;е и к себе. Я ввел машину в вираж и поднял ее, так
    что она некоторое время шла боком на дьявольски верещавших скатах, и
    снова бросил ее в другую сторону, только рванул обо что-то темное.
    Дерево? Уже ничего не было, лишь нарастающий рев мотора, и бледные
    отражения приборов в стекле, и пронзительно свистящий ветер. Неожиданно я
    увидел вдали глидер, который пытался обойти меня по самому краю шоссе;
    небольшое движение руля — меня пронесло мимо глидера. Моя тяжелая машина
    закружилась, как волчок; глухой грохот, треск раздираемого железа тьма.
    Фары были разбиты, мотор заглох. »

    Ах, пора перечитать.

    Нет, надо докончить…
    А ещё…

    Что ж делать? Хотелось бы и то, и это…
    Как жаль, что нельзя расчетвериться, развосьмериться, …

  • КОРОВА

    Робокары изначально порочная, убогая и бесперспективная идея. Для исследования технологий годится, но не больше.

  • Victor Serpentus

    С помощью атаки с использованием лазера можно обмануть робота-водителя и спровоцировать ДТП? Ну и что с того? И с живым водителем то же можно сделать. Тем же лазером его ослепить. Не помните, как в новостях рассказывали о случаях, когда отдельные умники лазерами ослепляли пилотов гражданской авиации?

    Сто лошадиных сил с мозгом котёнка и без упряжки — хорошая идея?
    Ну так на дорогах РФ таких и сейчас полно. И мало что мозг котенка, так еще и инстинкты носорога, и лошадиных сил несколько раз по сто. И ничего — боимся, но ездим :-)

  • Лев Алёшин

    Кодовое разделение, криптографии, лидара два, дополнительные камеры для контроля. Хрен кто сломает.

  • Alexander Rokov

    О новый дивный мир. И прекрасный, и с миллионом новых проблем.

Хостинг "ИТ-ГРАД"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2017
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.
«Партнер Рамблера» Почта защищена сервером "СПАМОРЕЗ" Хостинг "Fornex"