Как большие данные дают возможность вправлять мозги…

Нынешние любители мечтать о построении СССР 2.0 крайне любят иллюстрировать свои грезы материалами из советских научно-популярных журналов пятидесятых. Тех самых, по которым учился читать автор этих строк. Картинки действительно были чудесные – лунная обсерватория, скажем, на поверхности телескоп под стеклянным колпаком, а под грунтом ученые что-то вычисляют на логарифмических линейках, и инженер чертит на кульмане. Прелесть! Квинтэссенция представления о науке индустриальной эпохи…

И не беда, что телескоп изображен махонький, нынче любитель с загородным домом может (если дом расположен в местах с хорошим астроклиматом) заказать себе большего размера «быстрый», то бишь светосильный, рефлектор на монтировке Добсона, даже автоматизированной, по цене приличного штуцера крупного калибра. Да и кульманы из употребления почти вышли, употребляются разве для развешивания общего вида формата 2А0; и счетные линейки лежат лищь в коллекциях — полуметровые, электротехнические, штурманские… Беда в том, что лунной обсерватории не случилось, и деньги на профессиональную оптическую обсерваторию лучше потратить на наземные рефлекторы с адаптивной компьютеризованной оптикой.

И так, практически, со всеми мечтами заката индустриальной эпохи. Не появились крытые полярные города-оранжереи – добычу минералов прекрасно выполняют вахтовики… Не орошают Сахару водами Средиземного моря – в тех краях нынче борются с фанатиками, вышедшими прямо из времен Махди. Давным-давно ушли все предполагавшиеся сроки межпланетных перелетов. Нет ни фотонных (из журнала «Техника-молодежи» №7 за 1957 год, еще до Спутника…), ни термоядерных, ни даже ядерных двигателей. Но кое-что из памятного с детства из тех журналов сбылось…
Слова прозвучали необыкновенно ласково:

— Ради вашего же блага.
Из кармана появился черный стержень. Землянин прохрипел:
— Психозонд!
Он попытался встать, но едва смог пошевелиться.
Сквозь сведенные судорогой зубы он прохрипел:
— Зелье!
— Зелье, — согласился другой. — Послушайте, я не причиню вам вреда. Но вы так возбуждены и встревожены. Я удалю тревогу. Только тревогу.
Землянин уже не мог говорить. Мог только сидеть. Только тупо думать: «Великий Космос, меня опоили». Ему хотелось закричать, убежать, но он не мог.
Другой уже подошел к нему. Он стоял, глядя на него сверху вниз. Землянин взглянул снизу вверх. Глазные яблоки у него еще двигались.
Психозонд был автоматическим прибором. Нужно было только присоединить его концы к соответствующим точкам на черепе и он начинал действовать. Землянин смотрел в ужасе, пока мышцы глаз у него не одеревенели. Он даже не почувствовал, как острые, тонкие проволочки впивались в черепные швы.

Это – «Космические течения» Азимова, перевод публиковался в «Технике-молодежи» с 1965 года… Но тема «психохирургии» присутствовала не только в текстах, описывавших Мир Страха перед Будущим. Фигурировала она и в Мире Гуманного Воображения. В «Туманности Андромеды» Ефремова, впервые вышедшей в том же журнале в 1957 году, врач предлагает аналогичную процедуру командиру звездолета:

– Вы знаете, – неуверенно начала она, – что современная неврология проникла в процесс возникновения эмоций в сознательной и подсознательной областях психики. Подсознание уступает воздействию тормозящих лекарств через древние области мозга, ведающие химической регуляцией организма, в том числе и нервной системы и отчасти высшей нервной деятельности.
Эрг Hoop поднял брови. Лума Ласви почувствовала, что говорит слишком подробно и длинно.
– Я хочу сказать, что медицина владеет возможностью воздействия на те мозговые центры, которые ведают сильными переживаниями. Я могла бы…
Понимание вспыхнуло в глазах Эрга Ноора и отразилось в беглой улыбке.
– Вы предлагаете воздействовать на мою любовь, – быстро спросил он, – и тем самым избавить меня от страдания?
Врач наклонила голову.

И вот технология перестройки мозга, похоже, вполне готова к применению в нашей реальности. Общественный спрос на нее гарантирован – об огромном количестве психических расстройств в современном мире мы недавно рассказывали – «Как смартфон подался в психиатры». Да и радио в машине давеча бормотало о том, как дауншифтер, лишившись возможности валять дурака в Сиаме, зарезал двух мелких детей и не добил жену… Причины таких вещей не социально-экономических, а психиатрические…

То есть – людей с психическими отклонениями весьма и весьма много. Кому-то поможет химия. Но что делать с остальными? Ответ на этот вопрос дает статья A Shocking Way to Fix the Brain. Способ правки мозгов в ней действительно, описан шокирующий… И основывается он на том, что современные информационные технологии –та самая Big Data – позволяют собрать с высочайшим разрешением и в реальном времени гигантский объем информации, характеризующий функционирование головного мозга. Информация эта обращается в томограммы (предыдущий, на фурье-преобразованиях базирующийся этап ИТ), а потом распознается (тут технологии столь быстро развиваются, что желающие могут часами спорить – Большие Данные это или Глубокое Обучение…).

Суть же дела в том, что сегодня стало возможно выделить с большой точностью сотни и сотни участков в мозгу и составить достаточно полное представление о протекающих в них процессах. И дальше точность эта будет только расти… Но уже и сейчас накопленных в массачусетской Draper Laboratory хватает для того, чтобы Имад Искандер (Emad Eskandar), хирург из Массачусетской общеклинической больницы госпиталя (Mass. General Hospital ) приступал к действиям по оказанию помощи больным с обсессивно-компульсивным расстройством .

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) – это то, что заставляет мыть руки по сорок минут и застревать в душе на три часа. Невроз навязчивых состояний. Поскольку тем, кто не медик, в эти материи глубоко лучше не вникать, отошлем интересующихся к рассказу врача без диплома (отказался получать, дабы откосить от службы в Войске Польском) Станислава Лема «Ананке». И вот для того, чтобы избавить от навязчивых мыслей пациентов, доктором Искандером предложена действительно шокирующая технология.

В черепе сверлятся отверстия. В них вводятся пучки электродов, растаскиваемые по серому веществу мозга. При второй операции под кожей груди или живота размещается карман. В него помещаются аккумулятор и генератор импульсов, подключенные к этим самым пучкам проводов. Задачей этого устройства является стимуляция нейронных связей между примитивными и высшими областями мозга. В результате в половине случаев навязчивые мысли и состояния слабеют, а потом и исчезают вовсе… А ведь ОКР страдают 2,5 миллиона взрослых американцев!

Добрый доктор Искандер… Кингсли Эмис когда-то, в «Новых картах ада», писал, что первые опыты Хосе Дельгадо по прямому контролю мозга должны пугать больше, чем ядерная война…
Добрый доктор Искандер… Кингсли Эмис когда-то, в «Новых картах ада», писал, что первые опыты Хосе Дельгадо по прямому контролю мозга должны пугать больше, чем ядерная война…

Вроде бы эффективно. Но и жутковато… Впрочем, уже 125000 жителей США носят в мозгу электроды, установленные в целях борьбы с болезнью Паркинсона. И работает доктор Искандер в рамках President Obama’s Brain Initiative. Деньги по которой выделяются для лечения, скажем, такой вещи как PTSD. Забавная такая вещь, в форме Post-War Syndrome практически гарантированная каждому из участников недавней схватки между социалистическим Лыцком и демократическим Баклужино.

Которые, вернувшись к нормальной жизни, обнаружат, что соотечественники не только не испытывают ни малейшего желания возить их бесплатно на маршрутках, но и вообще не ощущают даже самого крошечного уважения к военным заслугам участника танковых боев « возле хутора Упырники (ныне – колхоз «Светлый путч»), где, по слухам, с одной стороны участвовало девять машин, с другой – семь»… Прекрасно понимая, что «герои войны» были простаками, таскавшими из костра каштаны для жирных котов, отвлекая народы от реальных экономических проблем.

И вот тут-то начинается интересное. Девкам и бабам лучше бежать от ветерана с максимальной шустростью, ибо иначе станут они безответными жертвами… Батюшка, восстанавливающий разрушенный сельский храм, а до этого служивший особистом в Гиндукуше и на Кавказе, мало кому из дембелей встретится. А медики это лечить не могут. Проблема серьезна везде, в США масса народа пострадала и от Вьетнамского, и от Заливного, и от Афганского синдромов. Поэтому на борьбу с PTSD денег жалеть не будут.

И все ближе неизбежный момент, когда технология начнет модифицировать человеческий мозг. Для интеллектуалов так, как описал Илья Варшавский в рассказе «Тревожных симптомов нет». Для тех представителей широких народных масс, кто еще не заменен роботами – так как у М. Емцева и Е. Парнова в «Приговорен к наслаждению». Впрочем, и про трансорбитальную лоботомию есть оптимистический – в отличие от «Полета над гнездом кукушки» Кизи рассказ. Называется он The Brain, «Голова». Так что все зависит от взгляда на проблему…

PS Ну, никак в этой теме без цитат из фантастики не обойтись! Мы уже в нем, в будущем.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях