Уроки неудач: почему не взлетел микродрон ZANO?

Умные машины
автор: Евгений Золотов  25 ноября 2015

Историю, как известно, пишут победители — но в этом правиле скрывается даже большая несправедливость, чем кажется на первый взгляд. Применительно к бизнесу проблема не только в эксклюзивном праве победивших на учебники, огромная проблема ещё и в том, что мы привыкли не замечать массовых захоронений павших по дороге к успеху. Образно говоря, мы сметаем с прилавков труд «Путь к вершине», написанный финалистом конкурса русской рулетки, но закрываем глаза на судьбы тысяч тех, кто в нём участвовал, но до финала не дошёл.

Этому феномену давно дано название: ошибка выживших. Дано и объяснение: блеск успеха мешает понять, что победитель может быть (и часто является) всего лишь баловнем судьбы, результатом счастливого стечения обстоятельств. Мы превозносим победителей и пытаемся у них учиться, тогда как на самом деле учиться следует в первую очередь у потерпевших неудачу! Только неудачи выявляют все подводные камни, ждущие следующих ступивших на ту же тропу. Увы, неудачи чаще всего и некрасивы, почему о них не говорят. Разве что случится какая-нибудь особенно большая — и вот тогда да, она вскрывает глубинные процессы во всей их неприглядной красоте. Сегодня речь пойдёт об одной из таких, совсем ещё свежей: крахе микродрона ZANO.

Zano

Этот проект, анонсированный ровно год назад, на первый взгляд был лишь одним из десятков подобных. Квадрокоптер, способный держаться в воздухе несколько десятков минут, сопровождать пользователя, вести HD-съёмку, даже работать группой и избегать препятствий благодаря бортовому сонару и интеллектуальной прошивке. Изюминкой обещали стать габариты: при размерах 6.5х6.5 см и весе менее сотни грамм он был абсолютно самым функциональным представителем автоматических многовинтовых в своей весовой категории.

Представьте, какой полезный спутник для тысяч людей самых разных профессий и увлечений! Больше не нужно тащить с собой чемодан аппаратуры, чтобы провести аэросъёмку местности, не нужна селфи-палка, чтобы сделать групповой снимок, не нужен помощник, чтобы заснять ваши трюки на скейтборде или мотоцикле (или моноколесе!) со стороны, и так далее, и так далее. ZANO вынимается из чехла, словно сотовый телефон, взлетает прямо с ладони и делает всё необходимое. При цене ниже 300 долл. и наличии работающего прототипа у авторов, британской компании Torquing Group Ltd., он конечно привлёк внимание. Заявленный на Kickstarter, в короткий срок стал одним из самых популярных краудфандинговых проектов всех времён и народов: более 12 тысяч человек собрали в общей сложности 3.5 миллиона долларов!

Было это, повторюсь, минувшей зимой, а поставки намечены на лето — однако большинство людей, пожертвовавших деньги, так ничего взамен и не получили. Какая-то летающая заготовка у авторов была, но задача создания интеллектуальной прошивки, способной эффективно избегать препятствий, стабилизировать камеру, да даже и просто ровно держать аппарат в воздухе, очевидно, оказалась им не по зубам. Журналистов, навещавших лабораторию, кормили «завтраками», публику — пустыми пресс-релизами. Но когда дело дошло до поставок, из предзаказанных 15 тысяч коптеров были поставлены только 600, да и те, судя по отзывам, ничем не отличались от прототипа: держались в воздухе буквально минуты, не умели почти ничего, даже не управлялись.

Короче говоря, уже летом оптимизм публики сменился настороженностью, но худшее было впереди. Протянув до ноября, CEO и ведущий инженер компании Иван Ридман уволился с невнятной формулировкой (упомянув состояние здоровья и разногласия с коллегами), а сама компания спустя считанные дни объявила себя банкротом, так же невнятно пообещав, что, мол, по вопросу возврата средств с участниками свяжутся. На этом всё.

Иван Ридман и первая партия ZANO.

Иван Ридман и первая партия ZANO.

Тут, конечно, разразилась буря. Тысячи участников сочли себя обманутыми и теперь рвут и мечут — подписывая петиции, жалуясь властям, изливая свою боль в социальные сети и форумы. Но нам, как сторонним наблюдателям, есть смысл попытаться выделить рациональное зерно из переполненной эмоциями дискуссии. Это даст возможность сделать три важных вывода — о которых успешные краудфандинговые проекты не рассказывают ничего.

Вывод первый касается тех, кто пожертвовал свои деньги. Kickstarter — краудфандинговая площадка с весьма строгими правилами, но даже здесь рядовым пользователям следует помнить, что они пришли не в магазин и не в банк: они не покупатели, не кредиторы, они — инвесторы. У покупателей есть права: если у них взяли деньги, а товар не доставили или качество оказалось плохим, они могут надеяться на защиту государством. У кредиторов тоже есть права: если компания не сможет вернуть долг, то средства, вырученные от распродажи её имущества, будут пущены в первую очередь на оплату взятых кредитов. А вот у венчурных инвесторов прав почти никаких.

Финансируя понравившийся проект, инвестор меняет свои деньги на долю в будущем бизнесе (или, в данном случае, на продукт). Да, вероятно, организаторов предварительно проверили (их личности известны, у них есть прототип и описание более-менее соответствует продемонстрированным возможностям), но гарантии, что проект удастся довести до конца, нет и быть не может. И если выдать продукт не удастся, деньги будут потеряны. Возможно, зацепившись за нюансы (вроде розданных обещаний), после банкротства удастся что-то отсудить. Возможно, жалоба регуляторам тоже поможет, особенно если выяснится, что авторы мошенничали с самого начала. Но проще и практичней, влезая в краудфандинг, сразу попрощаться с потраченной суммой. Как и любая инвестиционная затея, краудфандинг — лотерея с невысокими шансами на успех.

А идея, в общем, жива! Кто следующий в очереди на реализацию?

А идея, в общем, жива! Кто следующий в очереди на реализацию?

Второй вывод касается организаторов проекта. Почему Torquing Group не смогла поставить даже предзаказанные дроны? Ведь прототип у неё был и деньги были. Причина, как полагают некоторые комментаторы, в сложности массового производства. Мало сконструировать квадрокоптер, мало собрать несколько штук «на коленке», нужно ещё суметь масштабировать производственный процесс. А несколько сотен штук и десятки тысяч — это очень разные процессы.

В первом случае хватит собственных сил и местных партнёров (чем создатели ZANO и воспользовались: у них был контракт с локальным сборщиком электроники). Для второго нужен редизайн, новые связи и совсем другие деньги. Предположительно, пытаясь заручиться поддержкой новых партнёров для полномасштабного производства, Torquing и прогорела. Три с половиной миллиона долларов — огромная сумма для стартапа масштабов гаража, но сущая мелочь для «железячного» проекта с интернациональными амбициями.

Наконец, третий вывод касается в равной степени организаторов и инвесторов. Нынче, когда «умные» вещи стали делом привычным, очень легко стать жертвой иллюзии их простоты. Мы не первые и не последние, кто от подобного страдает: полтора десятилетия назад тысячи компаний и несчётное количество инвесторов стали жертвами похожего заблуждения, спровоцированного лёгкостью создания веб-сайтов. Но тем более важно понимать, что «умная» электроника на самом деле — штука чрезвычайно сложная. И верить словам здесь нельзя, верить можно только делам!

Создатели ZANO, вероятно, того не желая, сами же попались на этот крючок. Нетрудно собрать из стандартных узлов летающую четырёхвинтовую машинку — но вот превратить самоделку в продукт они не смогли. Для инвесторов это урок: в следующий раз, встретив человека, обещающего наделить электронное устройство интеллектом, стоит поинтересоваться, есть ли у него опыт в такого рода делах.

Поделиться
Поделиться
Tweet
Google
 
Читайте также
«Умные» вещи: слежка и противоядие
«Умные» вещи: слежка и противоядие
Чужого дрона не тронь! Практика охраны личного воздушного пространства
Чужого дрона не тронь! Практика охраны личного воздушного пространства
Провал как топливо успеха: почему китайцы поступают правильно, финансируя лженаучный двигатель?
Провал как топливо успеха: почему китайцы поступают правильно, финансируя лженаучный двигатель?
  • Александр Елсуфьев

    «почему не взлетел микродрон ZANO?»

    Первое же впечатление, строго исключительно по фотографии — потому что слишком тяжёлый!!!
    Нет, он конечно маленький и лёгкий, но при ТАКИХ размеров винтов, и ТАКИХ общих габаритах (вместо масштабной линейки рука вполне подходит) это чудо в принципе не могло ДОЛГО продержаться в воздухе. А ведь у прототипа наверняка ни камеры, ни всего остального ещё не было установлено, это всё ещё только обещали попробовать установить позже. Но электроника не бывает невесомой (а уж мощные аккумуляторы — тем более), так что данное чудо просто не имело шансов на полноценную реализацию.
    Видимо авторы долго смотрели фильм Аватар. Там тоже были боевые вертолёты с подобными же пропорциями. Но в фильме на той планете были левитирующие минералы, и плюс к тому неизвестная плотность атмосферы (даже драконы могли летать). А на Земле плотная атмосфера закончилась десятки миллионов лет назад. Вот в те времена этот дрон наверно имел бы шанс на успех…. у динозавров

  • // способный держаться в воздухе несколько десятков минут
    нет таких. максимум 15 минут. а обычно 5-10.

  • Artem Artemenko

    Шанс был. Продаться гуглу-фейсбуку-и-т-д. Большая команда смежных специалистов и надсмоторщиков допилила бы в срок девайс. Пусть размер в 2 раза больше, камера не смартфоная. Но застолбить первооткрывателя дорогого стоит.

  • kue

    После первых пары абзацов почему-то про Ельцина подумалось, а оказалось, что дрон какой-то. Может действительно это эгрегор Ельцина такой вот, ну, так получилось..

  • Mike

    Да в этом дроне не взлетело ничего, он не то чтобы не мог летать за вами 15 мин, он не мог просто летать и 5 мин и это без работы камеры

    • Artem Artemenko

      12000 чел и 220 млрд руб это серьёзная заявка. и 300$ это цена и вполне серьезного дрона типа патриота. купить радиозавод в РФ или организовать СП в Китае вполне реально. Пусть хоть увеличенный бы поставили.

  • AlexHa

    Купил на ебее как-то микродрон, ещё меньше этого. Хотел проверить пару идеек, но после испытаний от идеек отказался. Дрон летает, управляется, время работы в воздухе не измерял — но управление ОЧЕНЬ сложное. Искусство, фактически. Малейшее движение рукоятки — завалил вбок, вниз, верх. На большом открытом пространстве это не страшно, места много, подправил и летай себе, но в объеме комнаты управлять невозможно. А ведь именно это и заявляли авторы — «сопровождение», «стабилизация». Т.е. фактически, удержание в объемах намного меньше комнаты. Сложная задача, требующая дополнительных датчиков для опоры на внешние ориентиры. Иначе, любое дуновение ветерка — дрон собьётся с позиции, для его удержания гироскопов и акселерометров на МЕМS недостаточно. Нужны какие-то активные системы местной навигации, на базе оптики или на базе ЭМ волн. Их можно совместить с системой беспроводной подачи энергии на дрон, так чтобы он мог держаться в воздухе часами. Но это всё ооочень непросто, система автоматического регулирования, система беспроводной передачи энергии, над этим работают весьма крупные предприятия и успехи пока не вдохновляют.

    • Artem Artemenko

      То же квадрик был? я думал одноосные только такие.

      • AlexHa

        Да, 4 винта. 5х5 см, наверное. Их и сейчас продают, тогда 1700 р стоил.

        • Gravity

          Та же хрень. Валяется уже год, ждет ремонта после крайнего полета…или мусорного ведра.

  • плотник

    Возникает вопрос, а почему нигде не поставлен вопрос о радиоклипсе, отдельному устройству (смартфону), прикрепляемому к любителю экстремальных телодвижений? Подобная клипса могла быть той самой радиобашней-датчиком, на который ориентируется микродрон, а в случае смартфона – ещё и дополнительным вычислительно-управляющим центром.

    • AlexHa

      Для построения системы навигации минимум 3 базовых точки нужно.

      • плотник

        Вторая точка должна браться от рельефа местности (ну чтоб в ландшафт не влететь) и вектора гравитации (хотя экстремальщик может возжелать кадров с переворотами камеры). Для обсчитывания препятствий рельефа нужно что-то вроде эхолокатора, на который едва-едва хватит вычислительной мощности смартфона. А третью точку тоже на спортсмене закрепить, скажем на плече: повёл рукой, изменил ракурс на более выгодный. Но должно быть и что-то вроде программы аварийной посадки, а то спортсмен влетит в местность всеми костями, зачем же дрону за ним нырять? Программное обеспечение действительно получается нетривиальным.

        • AlexHa

          Для удержания дрона все 3 точки должны быть неподвижными. Если сделать одну подвижной, дрон проблематично будет удержать в заданном положении. Система автоматического регулирования с интегрирующими звеньями — или вы что-то другое предлагаете?

          • плотник

            Именно спортсмен в моём примере и является системой отсчёта для микродрона, ведь снимать нужно именно спортсмена. То есть дрон вращается вокруг спортсмена, а уж спортсмен как-то вращается-переворачивается вокруг Земли. Соответственно и маркер-маячок надо крепить на любителя экстремальных покатушек. Математически система вполне осуществима, просто объём вычислений будет немаленький. А вот если точки-маркеры расставить на местности, то как дрон будет сопровождать нужное лицо, выделяя его из фона и отличая от прочих участников? Проблема распознавания образов требует всё-таки больше вычислительных ресурсов, нежели отслеживание радиомаячка (смартфона)

          • AlexHa

            3 точки для задания системы координат. Навигационные системы без опорных точек не работают. Если вы систему координат «на спортсмене» постоянно плющите, дрон удержать на месте не сможете — ведь плющите вы её непредсказуемо. 3 точки на местности и маркер-радиомаяк на спортсмене, да это осуществимо и даже не слишком сложно — такие системы делали мобильными даже при ламповой технике.

          • плотник

            Дрон не надо удерживать на месте, он должен следовать и следить за спортсменом, который динамичен исходя из базового условия. Дрон должен оставаться на безопасном расстоянии от спортсмена, от предметов местности, включая землю и от других участников (или дронов). Про последнее (иные участники и дроны) можно точно сказать: вычислительной мощности не хватит, да и камер слежения надо больше одной. В статье не отражён главный секрет: как именно дрон должен был следить за конкретным спортсменом. Согласитесь, что расстановка маркеров на местности не лучший вариант с точки зрения компактности. Просто селфицентрическая (эгоцентрическая) система координат (фактически полярная и динамическая) представляется наиболее рациональной, по сравнению с классическими осями XYZ Декарта.

          • AlexHa

            Полярная, декартова, цилиндрическая или ещё какая-то, но система должна быть одна для спортсмена и для дрона. По маяку на спортсмене определяется его местоположение, а затем дрон перемещается в заданную точку, на определенном расстоянии от спортсмена, где-то так. Сделать систему отсчёта на спортсмене, это примерно то же самое, что селфи-палку к нему прикрутить. Мотаться изображение будет так, что потом не восстановишь.

          • плотник

            Это спортсмен перемещается по возможности в заданную точку, а дрон движется следом, ловя в фокус объектива радиомаяк. Это виртуальная селфи-палка. Отличие от физической в том, что даже если радиомаячок будет трясти с амплитудой 5-10 см с частотой в несколько Гц, камера зафиксирует лишь тряску спортсмена на фоне проплывающей местности. Сам дрон и его камера трястись будет слабо (разве только быстролетящий спортсмен будет создавать турбулентные потоки). Дрону не надо записывать маршрут заранее (записать маршрут заранее можно, но невозможно угадать скорость ветра, импровизацию спортсмена из-за раскисшей дороги).

          • AlexHa

            В фокус объектива радиомаяк — это как?

          • плотник

            У объектива есть фокус (оптический передний). Чтобы в оптическом фокусе камеры был именно спортсмен, а не кактусы или берёзы, система приводов дрона должна сориентировать камеру на спортсмена. Способ 1: распознать лицо (шлем помешает, да и вычислительные мощности для динамического ведения объекта нужны немаленькие), способ 2: радиомаяк в шлеме. Дрон не видит камерой, он её ориентирует по радиомаяку. Дрон должен быть слеп визуально, но зряч сонарно и радиомаячно. Так вот в статье и не ясно, какой сонар (эхолокационный или радиолокационный были или не были использованы). А прикрутить разумное зрение (The Intellegent Eye) к камере никакого hardware для автономной компактной системы не хватит (тяжеловат будет для полётов), да и Google для распознавания дорожных образов использует фактически компьютеры на колёсах (о полётах автономных авто в 2015 ни слова, а так мечталось…)

          • AlexHa

            Сонар по определению это звук :) Радио это радар. Ультразвуковой приёмопередатчик, скорее всего китайский за 100 рублей с ебея :)
            ЗЫ: по вашему сообщению, понятно, как стартап набирал свои миллионы. Сила эта необорима… :)

          • плотник

            Ожидания редко соответствуют реальности, но ведь и у стараперов были какие-то свои амбиции и надежды, вряд ли это задумывалось как откровенное мошенничество.

  • Злой

    Самые интересные заявленные, но не реализованные функции — исключительно программные. Если их не сделали, значит не смогли — а какой смысл тогда говорить о массовом производстве? Почему не смогли? Очевидно потому, что не смогли попасть в иголочное ушко разработки ПО, которое со всех сторон ограничено кучей условий — наём именно тех специалистов, которые требуются, выплата им точно тех зарплат, на которых они будут эффективно работать, выбор точно того инструментария, с которым накладные расходы будут минимальны, расстановка точно тех приоритетов и в том порядке, который необходим и т.д. В условиях ограниченного финансирования неверный выбор в любом из случаев — и всё, результата нет, деньги ушли. Сложно сказать, но наверняка еще и не все собраные лимоны были потрачены на разработку софта, а следовало потратить на разработку ПО максимум из этой суммы. И даже не дергаться по поводу серийного производства — сначала надо было реализовать весь обещанный функционал в моделях. Тогда можно было бы искать более крупного инвестора для серийного производства — ему можно было бы показывать как всё работает, а не только обещать. Для серийного производства уже только редизайн аппаратной части, возможно мелкие правки ПО, выпуск документации, организация производства и т.д.. Главное — ОНО БЫ ЛЕТАЛО.

    • AlexHa

      «Самые интересные заявленные, но не реализованные функции — исключительно программные»

      Огласите весь список.

      • Злой

        Quote: Квадрокоптер, способный держаться в воздухе несколько десятков минут, сопровождать пользователя, вести HD-съёмку, даже работать группой и избегать препятствий благодаря бортовому сонару и интеллектуальной прошивке.

        • AlexHa

          Ну это журналисты написали :) Да и то, упомянули про сонар (крайне ненадёжный как средство навигации). Вы-то сами как это представляете, держаться в воздухе десятки минут благодаря прошивке? Силой машинного слова что ли? :)

          • Злой

            Ну там, кроме времени, много чего еще было. Но и время работы тоже — не только моторы потребляют энергию, вся электроника тоже. Если программно управлять потреблением, можно увеличить время работы. Знаете сотовые телефоны Philips? Там патентованный контроллер, который регулирует потребление так, что от одного заряда телефон может работать до двух месяцев.

          • AlexHa

            Моторы там потребляют процентов 90, не меньше.

  • Кто

    >>верить можно только делам!

    А ведь тысячелетия назад сказано было нам: «Итак по плодам их узнаете их.»

    Господи как слепы!

  • triod pentod

    как правило описания концептов на Kickstarter и т.п. носят рекламный характер,
    технические тонкости и прошивки невозможно оценивать на основе таких текстов,
    а наукоёмкие тяжёлые тексты никогда не приведут к сбору неких солидных сумм.
    поэтому качественное определение положительных концептов явно не очень очевидно.
    авторам проектов можно посоветовать стиль продвижения «карманных» спутников:
    http://www.cubesatkit.com
    http://www.cubesatkit.com/docs/datasheet/DS_CSK_ADACS_634-00412-A.pdf

Хостинг "ИТ-ГРАД"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2017
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.
«Партнер Рамблера» Почта защищена сервером "СПАМОРЕЗ" Хостинг "Fornex"