Yahoo! всё

Технологии
автор: Евгений Золотов  20 июня 2017

Истории такого сорта, что будет рассказана сегодня, принято начинать со слов «С прискорбием извещаем». Но в данном случае если и осталось по чему скорбить, то только по имени — остальное давно уже не вызывает никаких эмоций, кроме разве что ностальгии. Потому примите как данность: корпорация Yahoo! более не существует — по крайней мере в качестве самостоятельной единицы: на днях была завершена сделка по поглощению её американским гигантом мобильной связи и телекоммуникаций Verizon Comms.

За сумму в 4,5 миллиарда долларов веб-портал, когда-то бывший самым посещаемым местом Сети, станет жемчужиной солянки под названием Oath: (именно так; кроме неё там будут ещё AOL, Huffington Post, Engadget и пр.) и продолжит зарабатывать рекламные деньги тем же способом, которым делал это всегда. Деньги, впрочем, давно уже не такие большие…

Если кто-то помнит — поделитесь, а я, к сожалению, самый ранний период Yahoo!, когда она существовала в виде простого списка адресов, не застал. Зато в 96-97 годах, когда начал работать с интернетом плотно, вопроса, куда пойти в первую очередь, не стояло: конечно на Yahoo! В те времена глобальных медиа ещё фактически не существовало, так что видеть новости со всей планеты, собранные на одной странице, немедленно после самих событий, казалось невероятно крутым. Конечно всем хотелось знать всё! И формат веб-портала был тогда самым очевидным, самым удобным: поиск в качестве центральной компоненты, плюс новости, почта, домашние страницы, мессенджер и т.д.

Именно так Yahoo!, начинавшая как один из первых путеводителей по Сети, и стала самой популярной площадкой юной World Wide Web. И по сей день остаётся в глобальной десятке — с чем как раз связан главный и печальный парадокс.

На протяжении всей свой истории, Yahoo! старалась (порой отчаянно, затрачивая миллиарды на одну покупку) удержаться среди самых прогрессивных интернет-бизнесов. И тем не менее ухитрилась пропустить целых три — все три! — важнейших социально-технологических сдвига. Первым из них стал поиск. Yahoo!, как и все её сверстники, начинала с самого простого поискового алгоритма — ставя выше те страницы, которые содержали больше ключевых слов. И уже тогда было очевидно, что алгоритм требует доработки: SEO были уже тогда, хоть оптимизация чаще всего и сводилась к тупому тысячекратному повторению одних и тех же терминов и фраз.

Однако родиной следующего большого скачка в поиске — ранжированного поискового алгоритма, учитывающего в первую очередь то, сколько страниц на данную ссылаются — стала не Yahoo!, а Google, чьими услугами Yahoo! начала пользоваться на переломе веков, тем самым взрастив своего могильщика. Сегодня в составе алгоритма ранжированного поиска насчитываются сотни переменных, многие из которых секретны — но для Yahoo! это уже не имеет значения: снова и снова пытаясь вернуть себе титул популярнейшего поисковика, она лишь теряла пользователей.

Второй пропущенный: социальные сети. Когда Facebook в середине нулевых формировала облик современной соцсети, в Yahoo! отнюдь не считали это детскими играми и уже экспериментировали с собственным проектом (Yahoo! 360). Однако формат, предложенный Yahoo!, успеха не имел — и уже к концу десятилетия компания свернула работы на этом направлении. А Facebook и ей подобные стали не только основным поставщиком ежедневной информационной жвачки для сетян, но и фактически поисковыми машинами новой волны — тем самым отобрав хлеб у веб-порталов.

Социальный поиск — так ещё недавно называли концепцию, сформулированную соцсетями, но в последнее время её перестали обособлять. Суть: если учитывать социальное окружение пользователя, подыскать для него релевантный контент оказывается проще. Да, это уже не поисковик в классическом понимании, но важнее то, что если соцсеть без поисковика современного сетянина в принципе удовлетворить может, то поисковик без соцсети уже нет. Парадигма сменилась и Yahoo! снова оказалась не у дел.

Наконец, пропущенный третий — это мобильные устройства. Хоть наладонные компьютеры фактически существовали уже в девяностых, отсчёт правильней вести с появления «Айфона» в 2007-м, когда сформировался современный мобильный интерфейс и пристрастие публики к приложениям. И тут тоже Yahoo! поучаствовать пыталась, но безуспешно. Само по себе наличие очень посещаемого сайта ей не помогло — именно потому, что люди на смартфонах и планшетках чаще пользуются не браузером, а приложениями, приложения же Yahoo так никогда и не стали популярны (это объективная оценка: за исключением Yahoo! Mail ни одно не входит в топы апп-сторов, в отличие от приложений Google и Facebook, топы оккупировавших).

Таким образом если в поиске и соцсетях Yahoo! как-то ещё запомнилась, в эволюции мобильных устройств она не оставила никакого следа. Это, кстати, заставляет по-новому взглянуть на её последние десять лет: считается, что спад, начавшийся для Yahoo! во второй половине нулевых и длящийся по сию пору, связан с глобальным финансовым кризисом, однако на самом деле рекламные деньги попросту стали перетекать с компьютеров в мобильный мир.

Чистый итог её почти четвертьвековой борьбы: сегодня Yahoo! принимает лишь каждый двадцатый поисковый запрос в Сети и владеет всего полутора процентами мирового рынка цифровой рекламы. Это по-прежнему немало, однако никакого фактического влияния на рынок она не имеет, вынуждена плестись за лидерами, в указанном ими направлении. Марисса Мейер, увы, совершить чуда не смогла. Она не сделала хуже, но и не помогла, что бы там ни утверждала сама в прощальном письме.

На неё возлагались большие надежды как на харизматичного лидера а-ля Стив Джобс, однако весь тот рост, что акции Yahoo! продемонстрировали за пять лет её руководства, собственно к Yahoo! отношения не имеет. Акции росли благодаря тому, что Yahoo! владеет значительной долей во всем известной китайской Alibaba — инвестировать в которую напрямую долгое время было невозможно, почему инвесторы и искали обходные пути. За вычетом этого, Yahoo! стоит сегодня почти ровно столько же, сколько стоила после краха бума дот-комов полтора десятилетия назад: факт, говорящий сам за себя! За эти деньги её и купила Verizon. Доля в Alibaba и ещё кое-какое имущество, оставшееся нераспроданным, будут выделены в холдинг Altaba.

Таким образом Yahoo! прекращает существование — не первая, но и не последняя из тех, кто сформировал облик современных массовых ИТ, но более к ним не относится: мы уже распрощались с Nokia и Research In Motion, следующая на очереди, думается, Microsoft.

Что интересно в этой истории и что не даёт поставить точку, так это тот факт, что yahoo.com до сих пор остаётся шестым по посещаемости сайтом глобальной сети. И вот это требует объяснения. Как, почему? Моё предположение: он попросту забит в качестве стартового у слишком многих сетян — и потому принимает ежемесячно сотни миллионов посетителей, хоть влияния никакого уже не имеет. Как объясните вы?

Поделиться
Поделиться
Tweet
Google
 
Читайте также
Почему стоит быть бдительным, работая с бесплатной почтой
Почему стоит быть бдительным, работая с бесплатной почтой
Не стесняйтесь, снимают! Кого Большой Брат видел без штанов, кого увидит и как защититься?
Не стесняйтесь, снимают! Кого Большой Брат видел без штанов, кого увидит и как защититься?
Ищите женщину! Марисса Мэйер и тяжёлая доля руководителя в юбке
Ищите женщину! Марисса Мэйер и тяжёлая доля руководителя в юбке
  • Кирилл Новиков

    …заканчивал все свои статьи (вне зависимости от их тематики) фразой: «Кроме того, я думаю, что Майкрософт должен быть разрушен»…

    Думается мне, что и лет через 20-30 Евгений все так же будет предрекать скорую гибель Майкрософта.

    • Stanislav Shevchuk

      Ну Майкрософт — не Карфаген, никто не даст гарантии, что через лет пять какой-нибудь выкидыш Андроида типа PhoenixOS не захватит эдак 60-70% рынка, оставив Виндовс уделом офисных ПК и хардкорных геймеров.

      • Victor Serpentus

        Вы про какой рынок? На рынке офисных ПК Windows по прежнему почти что монополист. Среди серверных решений доля MS тоже довольно большая. На рынке домашних ПК его доля также высока, но сам рынок сжимается.

  • VG In Rock

    96-97 гг? Altavista конечно. покойся с миром, Яху — тебя никто не побе3покоит!

  • Alexei Sirotkin

    Проблевался несколько раз от слова «сетяне», спасибо.

  • Vicktor Brovikoff

    «Зато в 96-97 годах, когда начал работать с интернетом плотно, вопроса, куда пойти в первую очередь, не стояло: конечно на Yahoo!»

    Ммм… ну, ещё была альтависта. :)

  • Gennadiy Novikov

    Обидно будет, в отличии от судьбы яхи как поисковика, если они и фликер угробят окончатеоьно

Хостинг "ИТ-ГРАД"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2017
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.
«Партнер Рамблера» Почта защищена сервером "СПАМОРЕЗ" Хостинг "Fornex"