Стоит ли бороться с пиратами посредством «всемирного заговора»

На фоне страстей по поводу антипиратского соглашения ACTA появились сведения о его «наследнике». Документ носит невинное название Trans-Pacific Partnership («Транстихоокеанское партнёрство»), и когда в прошлом году черновик той его части, которая посвящена охране интеллектуальной собственности, утёк, отдельные эксперты заявили, что в нём есть «всё то, что США хотели получить от ACTA, но не смогли».

«Trans-Pacific Partnership Agreement — секретное международное соглашение, грозящее распространением репрессивного законодательства об охране интеллектуальной собственности по всему миру, — говорится в заявлении правозащитной организации «Фонд электронного фронтира». — TPP содержит главу об интеллектуальной собственности, которая может оказать весьма существенное влияние на права граждан, будущее мировой инфраструктуры интернета и инновации во всём мире. Утекшая черновая редакция документа, датированная февралём 2011 года, указывает, что представители США добиваются принятия мер по охране копирайта куда более репрессивных, чем те, что сейчас оговорены в международных соглашениях, включая Anti-Counterfeiting Trade Agreement».

EFF может запросто перегибать палку, однако с чем спорить невозможно, так это с фактами, а факты таковы, что переговоры заинтересованных сторон и по ACTA, и по TPP велись и ведутся в условиях жесточайшей секретности. И только благодаря утечкам широкая публика вообще узнала об их существовании. И только в результате массированного проявления недовольства со стороны мировой общественности из ACTA убрали некоторые наиболее настораживающие пункты, например запрет на доступ к интернету для людей, троекратно застигнутых за пиратской деятельностью.

TPP тоже пытались спрятать от посторонних взглядов и обсудить среди своих, по-тихому. Настолько по-тихому, что ситуация начинает приобретать какие-то джеймсбондовские очертания. В частности, как пишет Ars Technica, когда правозащитные организации каким-то образом (видимо, через своих шпионов во вражеском лагере) выяснили, что очередной раунд секретных переговоров будет проходить в лос-анджелесском отеле Sofintel с 31 января по 4 февраля, они решили в те же дни провести открытые общественные слушания по тому же поводу и в том же отеле. Однако руководство отеля, рассыпаясь в извинениях, сообщило, что вынуждено отказать. Как они объяснили, там будет проходить закрытая встреча, организаторы которой настаивают на конфиденциальности, поэтому другие мероприятия в эти дни в отеле невозможны. Тут же, впрочем, выяснилось, что невозможны они лишь для правозащитников. Когда организаторы встречи попытались оставить заявку без упоминания TPP, отказа не последовало. «Стойкая идиосинкразия» распространялась исключительно на мероприятия противников TPP. В результате общественные слушания всё-таки прошли, но не в самом отеле, а в ресторане напротив.

Комедия? В общем-то, да. Проблема лишь в том, что тем самым заинтересованные в TPP политики и бизнесмены добиваются лишь растущего раздражения среди широкой общественности — и дальнейшей компрометации самой идеи копирайта, защита которого приобретает прямо-таки закулисно-заговорщицкую форму.

Интересно, что за считанные дни недели мы стали свидетелями семнадцатимиллиардного иска к Grooveshark, уничтожения Megaupload, заочного приговора хозяевам Pirate Bay, демонстраций против ACTA, «помрачения интернета» по случаю обсуждения законопроектов SOPA и PIPA и новых атак Анонимусов. Всё это звенья одной цепи. Многолетняя вялотекущая позиционная «копирайтная война» вдруг стала полномасштабной и открытой, да ещё насколько.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях