jOBS: фильм, которого могло не быть

В любом книжном магазине зайдите в отдел бизнес-литературы — и вы непременно наткнётесь на полку с книгами о Стиве Джобсе. Думаю, не сильно ошибусь, если предположу, что секрету его успеха посвящены десятки томов, причём всплеск популярности такого рода литературы случился буквально в последние два года. Что ж, если вы когда-то интересовались содержанием этих изданий, то знаете и другой секрет: подавляющее их большинство имеют очень мало общего собственно с Джобсом.

Это воспоминания и мысли людей, которые с ним когда-то работали, пустопорожние рассуждения аналитиков и прочее, чем можно досыта и совершенно бесплатно наесться в Сети. Короче говоря, для обывателя, ищущего, что бы почитать про кумира миллионов, такая литература не стоит денег, которые за неё просят, — а имя Джобса на обложке позволяет просить за них много, чем мода на их написание и обусловлена. Впрочем, это моё личное мнение и я буду признателен за аргументированные возражения и наводки в комментариях.

Но речь сегодня пойдёт не о книгах, а о кино. Где, натурально, наблюдается тот же самый тренд. Ведь вы уже слышали про фильм «jOBS» с Эштоном Катчером в главной роли (на официальном сайте есть трейлер)? На минувшей неделе состоялся его закрытый премьерный показ для участников кинофестиваля Sundance. Немногие счастливчики, допущенные в зал, отзываются об увиденном весьма доброжелательно. Фильм, говорят, не блестящий, местами слишком осторожный, местами наигранный, но в общем по-своему хорош, напоминая духом и слогом независимое кино. Это достойное продолжение айтишной темы в кинематографе, хоть и получилось ближе к малобюджетным «Пиратам Кремниевой долины», нежели к «Социальной сети». Особенно ценной ленту делает тот факт, что снята она не просто как развлекательное кино: она претендует на большее — на раскрытие характеров и секретов.

Сыграть Джобса правильно было сложно, но ещё сложней было достать реквизит, например малолитражку Ford Pinto, на которой Стив гонял в 70-е. Зато к обстановке не подкопаешься: в jOBS она воссоздана скрупулёзно

Режиссёр Джошуа Стерн подобрал замечательную актёрскую команду. Катчер перевоплощается в Стива поистине волшебно, что неудивительно, если учесть его внешнюю схожесть с прототипом и то, сколько времени и сил он потратил на подготовку. Он просмотрел и прослушал сотни часов публичных выступлений Джобса, перенял манеру говорить и жестикулировать, общался с друзьями и коллегами сооснователя Apple, носил ту же одежду и даже пробовал сидеть на фрутарианской диете, которой почти до самой смерти придерживался Стив — и которая привела Катчера в больницу (после месяца на фруктах и овощах он якобы слёг с воспалённой поджелудочной железой).

Так же готовился и Джош Гад (вам он, возможно, знаком по роли второго плана в фильме «21»), играющий Стива Возняка. Впрочем, ему явно пришлось легче: Возняк — фигура непубличная, тогда как Катчеру было необходимо воссоздать героя, которого помнят все — и нужно было либо попасть точно, либо не браться вовсе.

Съёмки, проходившие в том числе и в гараже, где Apple была зачата (том самом гараже!), вместили ключевые этапы карьеры Джобса в главной компании его жизни. В «jOBS» не попал Pixar и почти нет NeXT, но ведь и публика в массе своей знает Стива только по «яблочным» наработкам. Так что — да, тут есть Джобс, с характерной улыбкой отмахивающийся от слова «невозможно», Джобс, орущий на сотрудников, Джобс, изобретающий на лету: случайный щелчок толкает его к мысли об Айподе — красиво, правда? И сходство персонажа с реальным человеком временами поистине сверхъестественное, что, конечно, добавит удовольствия от просмотра.

Однако не делайте из внешнего сходства далеко идущих выводов. «jOBS» — не документальная лента, и настоящий Стив Возняк (фильм не смотревший, но читавший сценарий и видевший трейлер) уже отозвался о нём в весьма жёстких выражениях. Персонажи показаны неверно («мы были детьми!»), диалоги выдуманы (сцены на парковке, показанной в трейлере, не было вообще, а если б и была, то героев следовало поменять местами — ведь это Возняк привёл своего друга в компьютерный мир), манера общения переврана («Ужасно и отвратительно! Не хочу иметь с этой лентой ничего общего»). Впрочем, Воз — известный добряк и не изменил своим принципам и здесь: беседуя на днях со студентами, он добавил, что если фильм получится увлекательным, то на огрехи можно закрыть глаза. Примерно тех же позиций придерживаются и Стерн с актёрами: они старались и надеются, что зрители (в том числе и Воз), увидев фильм, оценят вложенный в него труд.

Однако у «jOBS» есть ещё один козырь, делающий эту картину по-своему уникальной. Дело в том, что Джобса играет не просто актёр. Эштон Катчер — известный, успешный венчурный инвестор с акцентом на высоких технологиях. С компьютерами он знаком постольку поскольку: начинал в детстве с Apple II, но только для игр, а программировать начал лишь студентом. Но сегодня, лично и посредством фонда A-Grade Investments, который он соосновал, он участвует в таких проектах, как Skype, Foursquare, Airbnb, Spotify, Path, Flipboard, приложил руку к запуску нескольких менее известных техностартапов.

В инвестициях Катчер придерживается простого правила: вкладываться в компании, предлагающие элегантные решения для актуальных проблем. Так что когда на минувшей неделе на выставке MacWorld его спросили, поддержал бы он в Apple в 70-х, когда за ней стояли нестриженые ребята, давно не принимавшие ванну, он крепко задумался, после чего сказал достойное уважения: надеюсь, я был бы достаточно прозорлив, чтобы в неё вложиться. Что ж, венчурный инвестор, играющий великого компьютерщика и бизнесмена, по определению способен сыграть свою роль лучше простого актёра, лучше понять и передать характер прототипа. Купив билет на «jOBS» (премьера в апреле, по крайней мере для англоязычной аудитории), помните об этом.

Но, покупая билет, помните также и о том, что вы идёте смотреть очередную авторскую интерпретацию, очередное жизнеописание Стива Джобса глазами постороннего лица. Тут самое время вернуться к книгам. Издания с именем Джобса на обложке делятся на две неравных группы: справа стоит официальная биография от Уолтера Исааксона, написанная на основе бесед и воспоминаний лично Стива, плюс замечательная тоненькая «iWoz», принадлежащая перу Возняка. А слева толпятся книги мало кому известных людей, единственный шанс которых продаться — ассоциировать себя с официальной джобсовской биографией. Эти «левые» книги, конечно, представляют интерес для некоторого числа специалистов и фанов IT, но среднего читателя их содержание скорее разочарует.

С лентой «jOBS» та же ситуация, она — из левой стопки. Её автор широкому зрителю неизвестен, её сценарий сшит из затёртых до дыр общеизвестных истин, авторское видение режиссёра доминирует над фактами настолько, что Возняк публично открестился от любых ассоциаций с фильмом, и снимали его наспех, точно так же, как писали книги, чтобы успеть до выхода официальной биографии Исааксона — с той лишь разницей, что «jOBS» должна успеть до выхода на экраны другой картины про Джобса, «Стив Джобс» Аарона Соркина.

Соркин, известный, в частности, как сценарист «Социальной сети», играет по-крупному: у него права на экранизацию книги Исааксона, у него эксклюзивное право на консультации Стива Возняка, и подход у него необычный (лента будет состоять всего из трёх эпизодов, разворачивающихся в реальном времени). «jOBS» имеет шансы собрать кассу, только если выйдет раньше. Помните об этом и не требуйте от фильма слишком многого.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях