Компьютерные чудовища, которые навсегда изменили киноиндустрию

Технологии
автор: Кирилл Тихонов  06 апреля 2013

Двадцать лет назад на экраны вышел фильм «Парк Юрского периода», в котором впервые в истории была использована фотореалистичная компьютерная графика. Его создатели не планировали устраивать революцию и открывать новую страницу в развитии кинематографа. Это произошло почти случайно.

Игрушечные динозавры

Поначалу авторы «Парка» даже не думали о компьютерной графике. Они намеревались изобразить динозавров при помощи испытанных методов: покадровой кукольной мультипликации и аниматронных роботов.

Покадровую мультипликацию поручили специалисту по спецэффектам Филу Типпету, который анимировал гигантские шагающие машины во второй части «Звёздных войн». В начале девяностых никто не снимал динозавров лучше, чем он. Во-первых, Типпет был одержим динозаврами: в середине восьмидесятых он на собственные средства сделал десятиминутный фильм про доисторических чудовищ. Во-вторых, он знал, как снимать их так, чтобы они не выглядели куклами.

У анимированных кукол есть небольшой недостаток, который становится очевиден при совмещении с реальными актёрами. Кадры с движущимися объектами, снятыми обычной кинокамерой, всегда получаются немного смазанными, а при покадровой анимации никакого смазывания нет. Что бы ни происходило на экране, куклы остаются чёткими, и это бросается в глаза.

Чтобы решить эту проблему, Типпет изобрёл специальную технологию. Он встроил в куклы моторчики и подключил их к компьютеру. При съёмке каждого кадра компьютер запускал моторчики и чуть-чуть передвигал куклу по заданной траектории. Кадр получался смазанным и выглядел куда реалистичнее.

Аниматронные роботы

anim3

anim2

anim1

Второй метод — аниматроника. Несмотря на звучное название, намекающее на высокие технологии, он восходит к старому доброму кукольному театру. Хотя к началу девяностых традиционные марионетки и тростевые куклы сменились дистанционно управляемыми роботами, но суть осталась та же.

Аниматронными ящерами для «Парка Юрского периода» занималась студия Стэна Уинстона, делавшего ксеноморфов для кэмероновских «Чужих». Она построила гигантского гидравлического тиранозавра для сцены атаки на автомобили, а также сделала аниматронного трицератопса, плюющегося ядом дилофозавра (именно его встречает в фильме беглый программист), и, самое главное, велоцирапторов.

«Велоцирапторы», по сути дела, представляли собой ростовые куклы, внутри которых скрывались скрючившиеся в неудобных позах люди. Мимику динозавра приводили в движение с помощью электромоторов, которыми управляли по многочисленным кабелям находящиеся за кадром кукловоды.

Скачок, меняющий всё

cg1

cg6

cg2

cg3

Компьютерную графику использовали в кино и до «Парка Юрского периода», но иначе, чем теперь. С её помощью рисовали либо стилизованные сцены вроде компьютерного мира в «Троне» 1982 года, либо спецэффекты, изображающие нечто, не имеющее аналогов в реальности — например, робота из жидкого металла во втором «Терминаторе».

Никто и никогда не применял компьютерную графику для изображения реалистичных объектов, а тем более — для анимации животных, пусть и давно вымерших. Никто не знал, возможно ли это в принципе, и режиссёр «Юрского парка» Стивен Спилберг не собирался тратить бюджет на рискованные эксперименты.

Идея возникла в недрах студии спецэффектов Industrial Light & Magic, принадлежавшей Джорджу Лукасу и давно сотрудничавшей со Спилбергом (она делала спецэффекты в фильмах про Индиану Джонса). Для пробы они нарисовали на «Амиге» скелет динозавра, анимировали его и совместили с фотографиями природы. С этого короткого ролика всё и началось.

Помните сцену в «Парке Юрского периода», когда герои фильма впервые видят динозавра и не верят своим глазам? Тестовое видео, снятое Industrial Light & Magic производило почти такой же эффект. «Это был один из тех моментов в истории, как изобретение лампочки или первый телефонный звонок, — вспоминал потом Лукас. — Гигантский скачок, меняющий всё». Когда компьютерную анимацию показали Типпету, он мрачно заметил, что теперь его профессии грозит вымирание.

Он был прав: все сцены, которые собирались снимать с помощью покадровой кукольной анимации, в итоге нарисовали на компьютере. Поскольку полной уверенности в возможностях компьютерной графики не было, аниматронику всё же оставили для крупных планов. Впрочем, под конец Спилберг осмелел и снял несколько эпизодов, где даже на крупном плане действуют компьютерные динозавры.

Первые шаги

sgi

Этот снимок лучше всего показывает, насколько необычной была затея для того времени. Груды компьютеров Silicon Graphics, беспорядочно громоздящихся на полу и друг на друге среди запутанных клубками проводов, — это одна из трёх рендер-ферм Industrial Light & Magic, просчитывающая кадры для «Парка Юрского периода».

Она выглядит так, будто её собирали в страшной спешке без всякого плана — и так в действительности и обстояло дело. В Industrial Light & Magic не были готовы к тому, что им предстояло сделать. Этой компании никогда не требовались такие вычислительные мощности, и ей никогда не приходилось наращивать их так быстро. А планы… Планы, как быстро узнают первопроходцы, ничего не стоят, когда направляешься в места, где не ступала нога человека.

Внезапная свобода

При съёмке «Парка Юрского периода» почти не использовали зелёные экраны. Передний план отделяли от фона, по которому бродят динозавры, вручную обводя элементы переднего плана на каждом кадре.

Движение камеры всегда вызывало трудности при комбинированных съёмках. Для правильного совмещения нескольких слоёв требуется, чтобы при съёмке каждого из них камера двигалась по одинаковой траектории. Сейчас для этого используется так называемый «моушен контрол»: роботизированные камеры, способные автоматически повторять свой путь и воспроизводить изменения фокусного расстояния объектива. Двадцать лет назад эта технология ещё не достигла нужного уровня, поэтому в сценах, состоящих из нескольких снимаемых по отдельности слоёв, камеру старались не двигать.

Компьютерная графика позволила не делать скидку на такие ограничения. Движения камеры оказалось не так уж трудно восстановить по запечатлённым на плёнке ориентирам. В результате оператор мог менять ракурс, почти не задумываясь о спецэффектах, которые потом добавят в отснятый материал.

В движении

run

Чтобы снять сцену, в которой герои фильма спасаются бегством от стада галлимимов, потребовались более серьёзные приготовления. В ней камера не просто меняет ракурс, но ещё и двигается.

Чтобы отследить передвижения камеры, на землю с регулярными интервалами поместили теннисные мячики. На компьютере нарисовали трёхмерную модель поверхности земли и поместили на ней отметки в тех же местах, где согласно проведённым заранее измерениям лежали мячики. После этого осталось добиться того, чтобы при движении виртуальной камеры меток совпадали с мячиками.

Картонные чудовища

Сцены, в которых используется компьютерная графика, необходимо тщательно планировать. Сейчас работа над ними, как правило, начинается с создания аниматика — примитивного компьютерного мультфильма, который служит своего рода черновиком будущего фильма и помогает всем участникам процесса понять, что они получат в итоге.

Для части сцен подошли тесты, которые во время подготовительного периода успел снять Типпет. В других случаях Спилбергу пришлось работать на глазок. Особых усилий потребовал один из последних эпизодов фильма, где тиранозавр встречается с велоцирапторами. Её снимали в пустых декорациях, поэтому камеру приходилось направлять вслепую, отслеживая несуществующих чудовищ. Движения камеры репетировали в перерывах с помощью голов динозавров, сделанных из картона.

Та же история повторилась во время монтажа: фильм сначала вслепую смонтировали без спецэффектов и лишь затем отправили в Industrial Light & Magic добавлять недостающие детали.

В роли галлимима

Когда делали «Парк Юрского периода», современных методов захвата движения не существовало, но это не значит, что аниматоры Industrial Light & Magic руководствовались лишь собственным воображением. В качестве образцов, переносимых в компьютер, они использовали видеозаписи движений крупных животных, а в некоторых случаях даже разыгрывали недостающие сцены сами.

Это видео — один из образцов, снятых Industrial Light & Magic, чтобы понять, как галлимимы будут перепрыгивать через бревно. Сходство с финальным результатом можно увидеть невооружённым взглядом.

Контроллер Типпета

dinodoll-good

Трёхмерная графика в самом начале девяностых была такой редкостью, что найти аниматора, умеющего работать с соответствующим софтом, было почти невозможно. Мастера вроде Типпета владели традиционными методами анимации, но ничего не смыслили в компьютерах.

Для того, чтобы переучиться, требуется время, а его при работе над фильмами всегда не хватает. Требовался выход, который позволил бы Типпету и его аниматорам, управлять динозаврами, не отвлекаясь на освоение новой технологии.

Специально для «Парка Юрского периода» разработали компьютерные контроллеры, котрые напоминают куклы динозавров для покадровой мультипликации. Внутри они напичканы датчиками, поэтому когда аниматоры придавали контроллеру нужную позу, трёхмерная модель динозавра на экране в точности повторяла его позу.

Цифровой дублёр

trexcar

cg4

Один из распространённых трюков в современных фильмах — незаметная подмена актёра или объекта его трёхмерной моделью как раз перед тем, как с ним случится что-то «спецэффектное». Первые цифровые дублёры были использованы в «Парке Юрского периода».

В первых кадрах человек перед тираннозавром — это актёр Мартин Ферреро, который играет представителя инвесторов парка. Компьютерный динозавр, конечно, не может схватить его. Он хватает точную трёхмерную модель актёра. Подмена происходит, когда челюсти чудовища смыкаются на нём.

Ещё раз эту технологию применили в том кадре, где тиранозавр грызёт шины перевёрнутого электромобиля с детьми. Дети сидели в настоящем электромобиле, а тиранозавр грыз его точную 3D-модель, наложенную сверху.

Другое лицо

face

scarlett
Невидимые иллюзии: cемь доказательств того, что вы не различите спецэффекты в кино и реальность Настоящий на экране дом или нарисованный? Человек в самом деле стоял на том месте, или его добавили в постпродакшн? И человек ли это? А автомобиль? Не думайте, что способны догадаться сами. Любой кадр в современном кинофильме, даже самый простой и бесхитростный, может представлять собой нагромождение невидимых спецэффектов.

Некоторые эффекты, использованные в фильме, невозможно заметить. В сцене, где девочка едва не падает велоцираптору в лапы, снимался каскадёр, а лицо актрисы наложили во время пост-продакшн. Сейчас этот приём часто применяется, когда сцена требует крупного плана, но слишком опасна для того, чтобы в ней снимался сам актёр.

Другой приём, найденный авторами «Парка Юрского периода» — наложение дополнительных слоёв с мелкими деталями, сглаживающими взаимодействие компьютерных объектов с реальными. К этой категории относятся, например, брызги от лап тиранозавра: настоящую воду сняли отдельно и поместили в нужных частях кадра под лапами нарисованного ящера.

***

Когда смотришь «Парк Юрского периода» сейчас, спустя двадцать лет, трудно не заметить параллели с реальностью. Реплика Типпета о том, что его профессия устарела, попала в кино без изменений (она адресована увидевшему оживлённых динозавров палеонтологу). Прогноз другого персонажа фильма исполнился: чудовища, воскрешённые с помощью новых технологий, действительно принесли кучу денег. Они никого не съели, но навсегда изменили курс киноиндустрии. Спилберг, видимо, что-то подозревал, потому что заранее вложил в уста создателя парка извинения: «Я просто хотел, чтобы всё было как настоящее».

Поделиться
Поделиться
Tweet
Google
 
Читайте также
Трёхмерный фотореализм: когда графика в играх начнёт казаться реальностью
Трёхмерный фотореализм: когда графика в играх начнёт казаться реальностью
Охота на инопланетные баги: почему космические компьютеры непохожи на обычные
Охота на инопланетные баги: почему космические компьютеры непохожи на обычные
Невидимые иллюзии: cемь доказательств того, что вы не различите спецэффекты в кино и реальность
Невидимые иллюзии: cемь доказательств того, что вы не различите спецэффекты в кино и реальность
  • Спилберг не работал на глазок. Аниматики (не путать с трехмерными превизами) для него делал Фил Типпет с помощью кукол и стом-моушн. Примеры таких аниматиков есть в допматериалах к фильму.

  • Al_Ra

    Спасибо, оч интересно.

  • kue

    Хорошо живет на свете ДиноПух,
    От того поет он эти песни вслух,
    И неважно, чем он занят,
    Если он худеть не станет,
    А ведь он худеть не станет
    (если конечно, вовремя подкрепиться), да!

    Конец моим страданиям и разочарованиям,
    И сразу наступает хорошая погода,
    Когда тебя или его,
    Когда, ну все равно кого,
    Отправят в День Рождения
    Гулять по парку.

Хостинг "ИТ-ГРАД"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2017
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.
«Партнер Рамблера» Почта защищена сервером "СПАМОРЕЗ" Хостинг "Fornex"