Радио с приставкой i: для чего Apple своя интернет-радиостанция?

IT-рынок
автор: Евгений Золотов  11 июня 2013

Стартовавшая сегодня ночью в Сан-Франциско девелоперская конференция Apple WWDC — традиционно используемая для анонсов нового софта, железа и технологий — уже принесла несколько ярких новинок. Поклонники фруктовой компании заждались хороших новостей и теперь им будет о чём поговорить: тут вам и Mac OS X 10.9, в имени которой (Mavericks) более нет кошачьей темы, тут и поумневший Safari, сам перепрыгивающий на следующую страницу, тут и Maps для десктопа, и iOS 7 с переработанным (плоским!) интерфейсом. Но самый большой, самый вкусный подарок, реально с нервной дрожью ожидавшийся последние недели, команда Тима Кука оставила напоследок. Это продукт, который вытолкнет Apple на рынок, где она пока что присутствует только мечтами своих фанатов, но который должна или покорить, или как минимум занять на нём видное место. Это интернет-радио или, что правильней, музыкальный сервис потокового вещания iTunes Radio. Если позволите, краткости ради, я буду называть его iRadio, как называли его все до анонса.

Аналитики характеризуют iRadio просто: самый масштабный проект Apple в околомузыкальном бизнесе со времён зачатия Айпода и iTunes Music Store. Пользователь запускает его на любом совместимом устройстве (везде, где работает iTunes), «настраивает» на канал с интересной ему музыкой (двести штук плюс социальные хит-парады в Twitter) и слушает без ограничений, хоть, правда, и без перемотки: радио всё ж таки! Понравилась песня? Можно сразу же её приобрести, потому что записи для iRadio предоставлены теми же гигантами музыкальной индустрии, что наполняют и iTunes: за последние недели Apple заключила контракты на потоковое вещание контента с Universal Music, Warner Music, Sony Music, кое-кем ещё.

Ни сползающие акции, ни переход iOS в категорию догоняющих платформ не помешали аншлагу: билеты на WWDC 2013 были распроданы за рекордные 71 секунду.

Ни сползающие акции, ни переход iOS в категорию догоняющих платформ не помешали аншлагу: билеты на WWDC 2013 были распроданы за рекордные 71 секунду.

Без лицензионных соглашений с этими воротилами строить интернет-радио не имело смысла, а теперь яблочники могут сыграть по-крупному, в очередной раз показав класс простоты, качества, встряхнув застоявшееся музыкальное болото. Впрочем и выбора-то у них особого не было: Apple должна была запустить iRadio, ибо этого требует время. Курс на мобильные устройства, который она же сама и помогла сформировать с помощью iPod, iPhone и iPad, провоцирует обывателя на отход от владения музыкой в пользу потоковых сервисов — и пионер цифрового звука iTunes, всё так же по старинке продающий треки поштучно или альбомами, начинает теряться на фоне мелких, новых игроков, занятых интернет-вещанием.

Сегодня называть музыкальный бизнес «болотом» можно лишь с большой натяжкой: может быть продажи CD тухлые, и MP3-треки в среднем по миру расходятся не так хорошо, как хотелось бы многим, зато есть сегмент интернет-радио, который бьёт все рекорды роста. Уже сегодня вещаемая через интернет-потоки музыка приносит каждый пятый доллар, зарабатываемый на цифровом звуке — и доля интернет-радиостанций продолжает расширяться. Здесь царствуют гиганты вроде Spotify (с её условно-бесплатной дискотекой), Pandora (с автоматическим подбором музыки), Deezer, Rdio. Все они предлагают доступ к огромным, в десятки миллионов записей, фонотекам почти бесплатно (с рекламой) или чрезвычайно дёшево (единицы долларов в месяц). А в ближайшее время к ним подключатся или уже подключились Google (All Access), Nokia, Amazon.

Вот почему хоть iRadio и ждали, в успехе его уверены далеко не все. Возвращаясь к аналогии с Айподом, на дворе уже не девяностые и даже не ранние нулевые, когда MP3 был в диковинку. Рынок интернет-радио отработан технически и концептуально, роли распределены, клиенты разобраны. Apple будет здесь не первой — и как же она надеется отбить клиентуру?

WWDC-2

Помочь iTunes Radio пробиться в люди должны два обстоятельства. Во-первых, громкий бренд. iTunes Store сегодня — это крупнейший или один из самых крупных и успешных онлайновых магазинов цифровой музыки, занимающий примерно треть мирового рынка. Каждый месяц здесь продаётся около миллиарда аудиозаписей — и полмиллиарда активных клиентов, обеспечивающих эту покупательную способность, очень естественно сформируют аудиторию и для iRadio. Опросы показывают, что чуть ли не каждый второй потенциальный пользователь готов попробовать iRadio безотносительно его функционала, уже только потому, что это продукт Apple.

Удивительно, что при таком спросе «яблочное» интернет-радио не было запущено раньше, но дело тут не столько в недальновидности постджобсовского менеджмента, сколько в чисто денежных нестыковках. Если продажа MP3 механически реализуется относительно просто (скачал-заплатил-отдал правообладателям проценты), то потоковое вещание ставит целый ряд новых вопросов.

Доход iRadio образуется от показа рекламы (бесплатным сервис будет только для подписчиков iTunes Match, платной личной облачной фонотеки). Но какую долю отдаст Apple правообладателям? Должна ли она оплачивать те песни, которые слушатель промотал? Начиная с какой секунды считать песню «прослушанной»? И вот здесь всплывает второе обстоятельство, которое поможет iRadio: если верить рассказам инсайдеров, заключенные с правообладателями контракты предполагают выплату 60% от получаемых Apple денег. Что, якобы, значительно больше, чем платят звукозаписывающим компаниям другие интернет-радиостанции.

WWDC-3

Это, понятное дело, обеспечит Apple особенно тёплое отношение звукоиздателей, что тоже важно. Ведь большинство компаний, занятых сегодня потоковым вещанием, сильно ограничены лицензионными соглашениями с поставщиками музыки: им позволено работать лишь в некоторых странах, что не лучшим образом сказывается на прибыльности. Даже Pandora с её 70 миллионами активных пользователей перебивается с хлеба на воду и по-прежнему не решается или не может выйти за пределы родных для неё США и Австралии. Apple планирует начать с Соединённых Штатов, после чего провести быструю экспансию на весь цивилизованный мир. Не обойдёт вниманием она, вероятно, и Восточную Европу, и бывшее СНГ, и Россию — где назревает грандиозное околомузыкальное сражение.

На означенных территориях рынок потокового вещания подмят социальной сетью В Контакте. Вы не слышали про успешные российские или восточноевропейские проекты коммерческого интернет-радио потому, что среднестатистическому обывателю здесь нет нужды подписываться на услуги каких-то сервисов, терпеть рекламу или тем более оплачивать месячную подписку. С ролью лучшего в мире, абсолютно бесплатного интернет-радио у нас справляется наша самая популярная соцсеть — предлагающая доступ к беспрецедентно большой фонотеке почти на любом цифровом устройстве. Противостояние правообладателей и владельцев ВК пока сводится к одиночным стычкам, в ходе которых выплачиваются какие-то компенсации, чистятся файлы, даже сдаются IP-адреса злостных нарушителей (ВК пробует самоустраниться из игры, переложив бремя ответственности на пользователей). Но проблема в целом остаётся, а значит рано или поздно должна быть решена. Может быть приход iTunes Radio поможет российскому рынку цифрового звука стать цивилизованным?

В статье использованы иллюстрации с сайтов Mercury News, Business Insider, Anandtech
Поделиться
Поделиться
Tweet
Google
 
Читайте также
Быть проще! Как стала хитом игрушка Dots и почему ИТ-индустрия возвращается к простым интерфейсам
Быть проще! Как стала хитом игрушка Dots и почему ИТ-индустрия возвращается к простым интерфейсам
И снова номер один: как Билл Гейтс опять стал самым богатым человеком в мире?
И снова номер один: как Билл Гейтс опять стал самым богатым человеком в мире?
Друзья. Дорого. Сколько стоит друг в социальной сети?
Друзья. Дорого. Сколько стоит друг в социальной сети?
  • HOOTY

    Подписка на «музыку», покупка треков, показ/просмотр рекламы — кто все эти люди?

  • гость

    я думал самая ожидаемая новинка иОСь для авто, а оно вон чо

  • Alex Krylov

    Ещё один гаджет, который мне не нужен.

  • Сергей Кропачев

    Да, с присутствием вконтактика у эпла нет шансов. Ща полно приложений (типа vLast, @to Music, Liquid Bear) совмещающих плюсы вконтакте и ласт.фм.
    Реклама еще куда ни шло, но платить — не буду. Буду тогда shoutcast слушать. Там на любой вкус найдется станция.

    • HOOTY

      «Реклама еще куда ни шло» — ну вот, приехали. Появились господатоварищи с настолько засранными мозгами, что соседство торгашей и искусства воспринимается ими как нечто органичное.

      • Сергей Кропачев

        Кушать всем хочется. Органичным это назвать трудно, но как компромисс — вполне подходит.

        • HOOTY

          У нас в городе театры нищенствуют, актеры лампочки меняют, электропроводку всякую починяют…
          Может им тоже где-нибудь на декорациях размещать рекламу? В органном зале тоже лакомое место — битых полтора часа зрители пырятся на гольные трубы и никуда не могут деться (деньги то уже уполчены!). Чем не место для вашей рекламы?

          • Сергей Кропачев

            Пусть размещают. Просто есть продукты, в которых потребитель готов терпеть некоторое количество рекламы, а есть продукты, в которых реклама будет последним гвоздем…
            Взять ту же КТ. Готовы терпеть рекламу?

          • HOOTY

            «Взять ту же КТ. Готовы терпеть рекламу?» — у меня адблок и рекламу я вижу только на улице, если голову не туда поверну.
            Считаю, что реклама — это идиотизм чистой воды. С помощью рекламы, как правило, проталкивают только то, что само почит не продается, т.е. ненужное покупалке. В итоге имеем ситуацию, когда под наслоениями всяких реклам нужное отыскать очень сложно. В выигрыше оказывается тот, кто может больше и дороже продать ненужной фигни (или нужной, но не в таком объеме и не за такую цену). Страдают только покупалки и производители нужных товаров, которые не имеют возможности достучаться до целевой аудитории.
            Если запретили рекламу алкоголя и табака как вредную, то и остальную рекламу в нынешнем ее виде надо запретить под тем же соусом. Никто же не будет в здравом уме утверждать что какая-нибудь газировка и жвачка полезны. Реклама лекарств и товаров для здоровья — то же самое. Если действительно нужно, то покупают. рекламе здесь не место.

  • jno

    мне тут рекомендовали ВК как музыкальный сервис :)
    но первая же попытка найти интересное полностью провалилась…
    я так понял, что ежели вы не фанат какого-нибудь стаса михайлова, то и речь не про вас во всех этих статьях/сервисах и т.п.: «неправильный потребитель» — ваш диагноз :)

    • kue

      Может стоить попробовать по фамилиям, а не по жанрам ? Я вроде нашел тех, кого хотел.

      • jno

        а х его з как у тех перуанцев фамилии :)

        • kue

          Сюда вроде можно насвистеть, если Рабинович способен )

          • jno

            свистунов — на мороз! :)

          • Саша

            Гражданин Свистунов смотрит на Вас неодобрительно :)

          • jno

            а билет за просмотр он оплатил? :)

    • HOOTY

      а что именно искали, если не секрет?

      • jno

        да тот же meditation (группа австрийских перуанцев)

  • kue

    Да пусть приходят и «цивилизуют» — сначала в «масквабад», далее везде. Мы смотрим на все это с сочувствием и интересом )

    • HOOTY

      «как он в ней на лестницу поднимался» — судя по гуглмапсному стритвью, там справа есть достаточно пологий въезд-съезд.
      Вообще в америке колясочникам намного проще перемещаться в городе, чем, скажем, в какой-нибудь Нигерии или РФ.

      • kue

        Спасибо, конечно, что специально потрудились рассмотреть вьезд на карте. Остальной патриотизм тоже весьма похвален )

        • HOOTY

          Служу сове… э… кхм…

    • arseny

      Так это «Сигвей» у Воза, вроде. Уже и не дюже новая тележка.

  • Dzhon Novak

    я вот не пойму немного тут говорится о реальном вещании в потоке? или просто плейлист составленный по тегам и играет когда ты нажимаешь плей (остановил перелистнул следующий и т.д.)? (то есть типа яндекс музыка и музыка ВКонтакте) если это так то мне кажется какое же это интернет радио? просветите пож-ста кто в курсе тоесть если это типа ласт фм так это не радио это породия

Хостинг "ИТ-ГРАД"
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2017
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.
«Партнер Рамблера» Почта защищена сервером "СПАМОРЕЗ" Хостинг "Fornex"