Россия — пятёрка: Всемирный банк отдал России 5-е место в рейтинге крупнейших экономик, хоть и по загадочному паритету покупательной способности

В июле 2013 года пришла радостная весть. Всемирный банк (World Bank) поставил Россию на пятое место в списке крупнейших экономик планеты. Ее валовой внутренний продукт составил 3 380 071 миллиона долларов.

Лидеры мировой экономики по паритету покупательной способности.

Правда, исчислены эти три с третью триллиона в неких «международных долларах» (international dollars); был такой анекдот в 90-х, что их доллары есть наши баксы, но меньше… Анекдот вполне уместный: рейтинг стран в данном случае (на первом месте США с 15,685 трлн долларов, затем КНР с 12,471 трлн, Индия — 4,793 трлн, Япония — 4,491…) исчислен по некоему паритету покупательной способности (purchasing power parity). Если же считать по-честному — без блекджека и девочек — в долларах не «международных», а США, то цифры России выглядят заметно скромнее — 2 014 775 млн. И уступает наша страна ещё и Германии, Франции, Британии и Бразилии, хотя и обходит Индию.

Лидеры мировой экономики, исчисленные в честных деньгах.

Неплохо обстоит дело и с доходами на душу населения. Россия отнесена в группу стран с высоким уровнем дохода. Если считать в честных деньгах, в 2012 году он составлял #14 037, а с учётом покупательной способности возрастает до 23 549 загадочных международных долларов. Проиллюстрируем эти измерения следующим образом: в «живых» деньгах Россия уступает в доходах на человека бывшим Остзейским губерниям, а вот при учёте неясного паритета покупательной способности Эстонию, Литву и Латвию превосходит. В Прибалтике, вероятно, бывали многие читатели, и оценить адекватность PPP они могут сами. (Живущие на восточных рубежах нашей страны могут сравнить, сколько можно купить на эквивалент доллара у нас и в Поднебесной.)

Саймон Кузнец придумал концепцию ВНП довольно поздно, а Нобелевскую получил еще позже…

Что ж, в российском правительстве уже высказали по этому поводу подобающую радость. Автору же этих строк при прочтении данной новости вспомнилась ситуация вековой давности. В 1913 году Сёма Кузнец не только не получил еще Нобелевской премии и не выдумал концепцию ВНП, а был просто реалистом в Ровно. Поэтому государства мерились не этим параметром, а куда более исчислимыми объемами промышленного производства. Деньги были золотыми, и сравнивать их было легко. Так Россия — тоже шла пятой! Лидировали США. За ними располагалась Германия, обогнавшая Британию. Четвёртой была Франция… Последний год нормальной экономики. Последний перед эпохой мировых войн ХХ века… Но это так, сугубо субъективные ассоциации.

Натан Ротшильд умел зарабатывать на новостях задолго до эры ИТ.

А мы попытаемся понять, как эти вести влияют на отечественный рынок ИТ. Точнее, не вести; новости умеют сотрясать рынки финансовые… Ну, как, например, воспользовался новостью о победе Веллингтона под Ватерлоо Натан Ротшильд. А тут скорее надо смотреть на то, как повлияет на ИТ-рынок в России объективная ситуация, которую описали новые отчеты Всемирного банка. (Скажем, Рикардо заработал на Ватерлоо, исходя из общей ситуации. Он понимал: опоздай Блюхер и не потерпи Бонапарт поражения в тот раз, ничего бы не изменилось; вернулся бы Барклай с армией, еще раз простучали бы по булыжникам Парижа копыта казацких лошадей…)

Итак, самое главное. Российская экономика весьма велика. В неё закачано достаточно денег, чтобы обеспечивать развитие и корпоративного, и государственного, и потребительского секторов ИТ. Есть деньги — есть возможности для функционирования и развития бизнеса!

А вот какими могут быть бизнесы, в которые стоит вкладывать деньги и на потребности которых стоит ориентироваться «информационщикам», — тут надо думать. И думать очень серьезно… В том числе и глядя на доходы россиянина, исчисленные по паритету покупательной способности. Почти пара тысяч «международных долларов» в месяц в среднем. А у китайца — меньше в два с половиной раза (9 233 в год). А у камбоджийца — так почти на порядок меньше (2 494 «международной денежки» за оборот Земли вокруг Солнца), чем в стране родимых осин. Из этого следует вывод: вкладывать в наших условиях деньги в развитие трудоёмких производств, мягко говоря, нерентабельно. Ведь то, что для работника доход, зарплата, для предпринимателя это издержки, стоимость труда. А стоимость воспроизведения рабочей силы имеет склонность коррелировать с доходами на душу населения… Так что чиновная дама, возглавляющая нечернозёмный район, может сколько угодно сокрушаться по поводу закрытия мебельной фабрики на вверенной ей территории. Себе она купит мебель из Юго-Восточной Азии, из некоей весьма твердой древесины неизвестной породы (с качеством таким, что сборка осуществляется отверткой в карманном ноже, а местную продукцию такой же цены приходилось собирать с сундуком инструмента и запрещенными к поминанию в СМИ словами). Так что ориентироваться на ИТ-сопровождение трудоёмких бизнесов явно не стоит…

А вот автоматизация — наоборот! Она очень полезна и рентабельна. Ведь сокращение живого работника сэкономит деньги, коррелирующие со стоимостью рабочей силы и с доходами на душу населения. Так что бизнесмены будут волей-неволей в это вкладываться, а ИТ-отрасль получит рынки сбыта. Автоматизация производства, автоматизация торговли (точнее, лучшая организация), оптимизация логистики…
Кроме того, можно предвидеть появление более рационально выстроенных бизнесов. Проектирование продукции для местного рынка (ну и тех рынков, которые удастся захватить) и ее дистрибуция — в России. А производство — вынесено в Юго-Восточную Азию. Где и труд, и энергия подешевле будут… Абсолютно очевидна ключевая роль информационных технологий для предпринимательства, организованного таким образом. (Приятели десяток лет так торгуют по России и паре братских стран сантехникой, произведенной в Китае: местный завод, неосторожно купленный в конце 90-х, им удалось в начале «нулевых» впарить одной госкорпорации, прельстившейся славным прошлым и громким именем предприятия времен «сталинской» индустриализации…)

Вполне пригодно для лакшери-рынка…

А вот ещё одно забавное наблюдение. Оно касается распределения доходов. На долю 10% самых богатых людей в России приходится 29,7% национального дохода. (В развитых странах величина эта обычно гуляет между четвертью и пятой частью.) Выводы можно сделать самые разные. Скажем, о наличии регионов и социальных слоёв с доходами куда ниже «средних». И действительно, из столицы в Нечерноземье интенсивно переносятся колл-центры. Размещающиеся в цехах, скажем, швейных фабрик. (Что симптоматично – камбоджийцы всё равно окажутся дешевле, чем жители самого дешёвого местного региона.)

Ну и — возможность работы в некоем аналоге luxury-сегмента рынка. Его в ИТ традиционно не было. Но вот, скажем, сразу масса производителей выводит в свет свои телевизоры 4К. На первых порах они будут весьма дороги — как плазма дюжину лет назад. Почему бы этим не воспользоваться фирмам и дистрибьюторам — организуя соответствующее позиционирование, работая на жажде демонстративного потребления, описанной Вебленом? Почему бы этим не воспользоваться производителям контента — предлагая видеоматериалы сверхвысокого разрешения? И опять-таки предлагая их как «элитные». Равно как и «бытовые» видеокамеры формата 4К… Возможность такая будет недолгой: формат 4К быстро станет массовым. Впрочем, контент-то не пропадёт: наоборот, при сохранении тенденции обретёт массовый рынок…

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях