«НормаСахар» как образец креативной ИТ-бизнес-модели

Сегодня хочу рассказать об очень интересном онлайн-проекте, который реализуется на стыке информационных технологий, медицины и нетрадиционных схем финансирования. Соединение в одном флаконе столь разнообразных направлений рождает, на мой взгляд, очень перспективную модель для развития ИТ-бизнеса в обозримом будущем, поскольку «междусобойные» схемы, похоже, себя уже исчерпали.

В 1990 году я изменил филологической науке (после защиты диссертации я работал в Институте мировой литературы АН СССР) и подался в предпринимательство. Волею судьбы мой американский партнер в СП занимался фармакологией и медицинским оборудованием — обстоятельство, навсегда соединившее в моём сознании необходимость зарабатывать деньги с общественной пользой.

Наша компания покупала в американских больницах бывшее в употреблении медицинское оборудование и стоматологические установки, восстанавливала его в московской мастерской (в основном речь шла о замене блока питания со 110 на 220 вольт) и продавала российским клиникам за одну десятую цены нового оборудования. Реально одну десятую: новый стоматологический кабинет стоил около $20 тыс., восстановленный нами — $2 тыс. Разлетались как пирожки.

Схема такой монетизации успешно работала несколько лет, а затем развалилась под нажимом «русского бизнеса»: закупается самое дорогое, новейшее, с иголочки медицинское оборудование под выделенные государством средства в обмен на откат, доходящий до половины контрактной цены. Против лома, что называется, нет приема, поэтому пришлось расстаться с американцами и переключиться на производство газированных напитков.

Обсуждать «русскую схему» не имеет смысла: сегодня она жива и здорова, потому что в нашей стране вечна. Однако никакого отношения к бизнесу не имеет, поскольку задействует совершенно иные социальные локомоции: умение правильно жениться, умение строить правильную карьеру в молодежных и партийных организациях, умение заводить нужные знакомства и т. п. Во всём этом я полнейший профан, поэтому ничего дельного читателям сказать не смогу.

Бизнес-модель молодого врача-эндокринолога Александра Подгребельного заинтересовала меня в первую очередь своей необычной схемой монетизации. Я, конечно, понимаю, что «Купи дешевле — продай дороже» либо «Сделай что-то своими руками и продай» являются универсальными и вечными двигателями бизнеса, однако именно эта универсальность и вечность превращает традиционные схемы монетизации в чрезвычайно сложную для успешной реализации модель предпринимательства.

То же относится и к чисто «доильным» схемам, популярным в отечестве: запусти проект и всеми правдами и неправдами попытайся подцепить его под какую угодно государственную программу финансирования. Штука замечательная, однако очень сомнительная в практическом отношении. Для того чтобы «доить» постоянно, одной удачи и случайного везения недостаточно: нужны «крепкие связи», которые возвращают нас к выше помянутой «русской схеме». В противном случае никакого бизнеса не построишь: даже если повезёт один раз и получишь грант (госзаказ), повторить успех вряд ли получится.

Бизнес-модель «НормаСахар» оригинальна именно идеями монетизации. В схеме их две, и обе не имеют никакого отношения ко всем традиционным подходам, которые я только что вскользь помянул.

Познакомился я с доктором Подгребельным летом (он прислал мне письмо по электронной почте с критикой технических ляпов в моем «Битом Пикселе» «Барнаби Джек и ствол без дыма»). Александр помянул в письме о своих диабетических проектах, которые, как вы догадываетесь, не могли меня не заинтересовать по медицинским соображениям. Я просмотрел сайты, очень заинтересовался стройностью бизнес-конструкций, хотя в тот момент ещё не знал о самом главном — коммерческом потенциале этих деловых начинаний, который как раз и обусловлен оригинальными схемами монетизации.

В сентябре мы с Александром встретились в Москве, побеседовали — и вот теперь с удовольствием делюсь полученным опытом с читателями.

Для начала пара слов о том, что такое «НормаСахар». Это автоматизированная система онлайн-слежения за состоянием больных диабетом, которая позволяет не только мониторить уровень глюкозы в крови и в полуавтоматическом режиме рекомендовать дозы инсулина, необходимые для компенсации заболевания, но и организует удаленные врачебные консультации.

Первое, что бросается в глаза: проект «НормаСахар» открыт как бы с обеих сторон — и для пациентов, и для профессиональных медиков. Первые получают уникальную возможность держать свой недуг в оптимально компенсированном состоянии. Вторые — оказывать врачебную помощь и при этом зарабатывать деньги.

Выглядит это следующим образом. Страдающий диабетом человек бесплатно регистрируется в системе «НормаСахар» на портале и скачивает мобильное приложение для любой платформы (iOS, Android, Windows Phone). Далее он заполняет опросный лист, вопросы в котором напоминают первичный прием у эндокринолога, а также вводит основные параметры инсулиновой и (или) медикаментозной терапии, которой он уже пользуется в настоящее время.

Делается это один раз: всё дальнейшее отслеживание вашего состояния происходит динамически в полуавтоматическом режиме. Вы лишь ведёте дневник самонаблюдения, фиксируя в мобильном приложении в реальном времени уровни сахара в крови, количество съеденных углеводов, количество введённого болюсного инсулина и ряд других параметров.

Программа на основании анализа введённых пользователем данных опять же в режиме реального времени и с учётом индивидуального набора коэффициентов рассчитывает размер болюса инсулина, который нужно ввести в настоящий момент времени, чтобы утилизировать то количество углеводов, которое вы собираетесь съесть. При этом калькулятор болюса инсулина учитывает активный инсулин, оставшийся в вашем организме от предыдущих инъекций, учитывает физическую нагрузку и работает таким образом, чтобы предотвратить развитие гипогликемических состояний, то есть — «не переколоть» и «не недоколоть» инсулин, а чётко рассчитать именно ту дозу препарата, которая нужна вам в данный момент времени. Калькулятор болюса инсулина работает как с мобильного приложения «НормаСахара», так и через веб-интерфейс на сервере «НормаСахара».

Далее начинается самое интересное. Вся эта информация, постоянно обновляемая в реальном времени, транслируется на сервер и аккумулируется в базе данных, привязанной к вашему индивидуальному аккаунту. Эту информацию вы можете использовать сами, но — главное! — ее использует врач-консультант, которому вы можете задать вопрос прямо из своего мобильного приложения НормаСахар.

Здесь включается обратная составляющая проекта. Врачи-эндокринологи, зарегистрированные в системе и принимающие участие в работе «НормаСахара», скачивают на свои смартфоны собственное мобильное приложение (оно называется «НормаСахар Доктор»), с помощью которого они постоянно взаимодействуют со своими пациентами: отвечают на заданные в рамках консультации вопросы, анализируют динамически изменяемые показатели в базе данных пациента и — самое важное! — по результатам анализа и консультаций меняет индивидуальные коэффициенты и настройки калькулятора инсулинового болюса для того, чтобы максимально оптимизировать калькуляции для каждого конкретного больного.

Такова модель «НормаСахар» в общих чертах. Разумеется, Александр Подгребельный ничего особенного здесь не придумал: подобные сервисы уже не первый год пользуются огромной популярностью в Соединённых Штатах и странах Западной Европы (за последнее не ручаюсь, но про американские аналоги мне Александр точно рассказывал). Заслуга доктора Подгребельного, однако, в том, что он не просто первым реализовал эту жизненно важную для общества социально-медицинскую услугу в нашей стране, но и организовал техническое обеспечение проекта по единственно верному сценарию, который я бы условно определил как «подход Apple».

Загляните на досуге в App Store или Google Play и потестируйте любые медицинские приложения. Подавляющее большинство этих приложений сделано программистами по собственной инициативе, поэтому выглядят они совершенно чудовищно. Вне всякой критики. Иначе и быть не может, потому что токарь не должен создавать космические корабли. Токарь должен вытачивать детали по переданным ему чертежам. Больше ничего.

Программист — это пролетарская профессия. Как токарь. Как слесарь. Как водопроводчик. Нравится ли это нам или нет. Единственное, что может хорошо сделать программист сам по себе, — это смастерить инструмент для собственных нужд. То есть — создать что-то компьютерное и для компьютеров же пригодное: утилиту для дефрагментации жесткого диска, антивирус, конвертор видео- и аудиоформатов и т. п. Ничего хорошего за пределами своей собственной профессиональной епархии программист сделать не может. И слава богу. Не его это забота.

«Подход Apple» заключается в том, что люди, понимающие в дизайне, маркетинге и бизнесе, приходят к программисту и говорят: «Сделай то-то и то-то! Так-то и так-то! И не дай бог тебе отклониться на микрон от поставленной задачи». Программисты, находящиеся в штате Apple, выполняют задания — и в результате мы получаем продукты, которые пользуются бешеной популярностью у тех, для кого они создаются, — у рядовых потребителей. Разумеется, профессиональным программистам и гикам эта продукция не нравится, однако тот факт, что один только «Айфон» приносит Apple больше денег, чем абсолютно ВСЕ хардверные и софтверные продукты Microsoft, для меня является истиной в конечной инстанции.

Точно по такой же модели создавалось техническое обеспечение проекта «НормаСахар»: врачи подходили к программистам и говорили: «Нужно написать программу, которая будет выполнять то-то и то-то, выглядеть именно так и никак иначе, а данные должны сводиться в таблицу такого вида, какой удобен для нас, врачей, потому что нам с этими таблицами работать и нам анализировать данные».

В результате мы получили совершенно уникальные мобильные приложения. В прямом смысле слова: у них нет аналогов. Александр Подгребельный специально сделал акцент во время демонстрации на виде динамически обновляемых таблиц в приложении «НормаСахар Доктор», где все нужные для анализа данные представлены в одном окне и сведены так, как это только бывает удобно для врача-эндокринолога. Аналоги, представленные на рынке, выводят данные по-программерски и перректально — в нескольких таблицах и разрозненных представлениях.

Теперь самое главное — какова монетизация проекта «НормаСахар»? Сегодня программа совершенно бесплатна для пользователей во всех своих функциональных аспектах, за исключением индивидуальных докторских консультаций. Для врачей это тоже пока единственный источник заработка. С учётом того, что стоимость этих консультаций много ниже того, что приходится платить при походе к эндокринологу в «риаллайфе», пользователей пока что такой расклад дел устраивает.

Подобная ситуация временна, считает Александр Подгребельный. Свой проект он видит полностью бесплатным для конечного пользователя. В том числе и в аспекте индивидуальных консультаций. «Неужели поможет финансировать проект государство?» — осеняет меня наивная мысль. «Полно вам бредить», — не сказал, но наверняка подумал Подгребельный. Какое к черту государство?! К «НормаСахару» некуда прикрутить «русскую схему» — значит, государству это не интересно.

Монетизация проекта светит из тех мест, которые даже в голову неспециалисту прийти не могут: от страховых компаний! Знаете, сколько людей страдает от диабета в России? 12 миллионов 600 тысяч человек! Это только те, у кого он выявлен. По мировому опыту можно сказать, что выявлена лишь четвертая часть. Остальные ходят с зашкаливающим сахаром в крови и даже не догадываются о процессах, которые тихо разрушают их организм. Всего в мире от диабета страдает 230 миллионов человек. К 2025 году, по прогнозам ВОЗ, число больных удвоится. В 2030 году диабетиков будет уже полмиллиарда.

Использование систем мониторинга и коррекции в реальном времени, подобных «НормаСахар», по многочисленным исследованиям, позволяет добиться качественного снижения уровня опасных осложнений этого заболевания (инфаркты, инсульты, нефропатия, гангрена нижних конечностей и т. п.). КАЧЕСТВЕННОГО! Для страхового бизнеса экономия в мировом масштабе выражается в миллиардах, если не в триллионах долларов. Можете себе представить меру заинтересованности страховщиков в развитии проектов, подобных «НормаСахару»?

В Соединённых Штатах все аналогичные проекты субсидируются полностью страховыми компаниями. Знаете, сколько они платят разработчикам за каждого пользователя, который ведет дневник самонаблюдения в рамках программы? $100 в месяц!

Сколько в России больных диабетом? 12,6 миллионов? По $100? 1,26 млрд долларов в месяц? Это и есть теоретический потенциал бизнеса. И такова роскошная схема его финансирования.

Зачем страховым компаниям тратить такие деньги? Затем, что, когда их клиенты свалятся от инсульта или инфаркта из-за некомпенсированного диабета, сотней долларов на лечение уже не отделаешься. И даже тысячью не отделаешься. Если клиент вообще выживет. Для ориентира: суммарный объём индивидуальных страховых полисов жизни в США сегодня составляет $12 трлн.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях