Почему мы тринадцатые в e-commerce?

В глобальной экономике — кризис, как рассказывают нам деловые каналы и ленты. Но вот есть одна сфера (причём завязанная непосредственно на потребителей), которая переживает бурный рост, увеличивая в минувшей пятилетке свои объёмы в среднем по планете на семнадцать процентов в год. Сфера эта — электронная торговля, покупка товаров через интернет. И недавно аналитическое агентство A.T. Kearney представило обзор состояния дел на этом рынке. В нем нашей стране — вполне динамично развивавшейся — отведено тринадцатое место. Давайте разберёмся, почему.

Итак, вот этот отчёт — Online Retail Is Front and Center in the Quest for Growth. The 2013 Global Retail E-Commerce Index™. Главная его черта обозначена в самом названии. Дело в том, что ранжирование стран в нём проведено не на основании абсолютного показателя, а по синтетическому индексу Global Retail E-Commerce Index™. Как видим — фирма A.T. Kearney озаботилась тем, чтобы зарегистрировать его как свою товарную марку. Ну а само ранжирование трёх десятков лидирующих стран согласно нему показано ниже.

Что же показывает синтетический индекс от A.T. Kearney? Он состоит из компонентов, учитывающих размеры рынка, поведение потребителей, развитие инфраструктуры и потенциал роста. То есть учтены не только текущие размеры (тут по прежнему лидируют богатейшие США), но и тенденции. Как видим, на первом месте идёт Китай. Такой ход дел мы предположили пару лет назад, когда пришли статистические данные об объёмах покрытия КНР интернетом. («Нейросеть Поднебесной«). Что ж, теперь они подтверждаются…

В Китайской Народной Республике больше всего на планете пользователей интернета — целых 517 миллионов душ! И больше всего онлайн-покупателей — 220 миллионов! В условиях роста зарплат (та самая тенденция, что заставляет вкладываться в робототехнику), осуществляемой после кризиса 2008 года политики властей по поддержанию внутреннего спроса и продвижения интернета в сельские районы объёмы китайского рынка в ближайшие пять лет вырастут с $64 до $271 млрд. Авторы отчёта говорят даже о «расширяющейся онлайн-империи»…

То есть — Китай самое привлекательное на планете место для желающих заняться электронной торговлей. Огромный рынок — и не освоенный ещё потенциал роста! Но это рост в парадигме классического капитализма. Понятный и Рокфеллеру, и Морозову (имеются в виду основоположники династий), перенесись они в наши дни. А интереснее оценка экспертами A.T. Kearney Страны восходящего солнца, занимающей второе место в списке. Для описания состояния дел в ней бизнес-аналитики ввели даже новый термин — Digital DNA markets!

«Рынки с цифровой ДНК» — концепция очень интересная, в том числе говорящая о полезности биологических аналогий и распространённости их в среде зарубежного хайтек-предпринимательства. Она используется для описания стран с развитой, высокотехнологической инфраструктурой — естественно, цифровой; кроме Японии, к таковым относят Гонконг, Новую Зеландию, Южную Корею и Сингапур. «Обычные» цифровые сервисы здесь уже внедрены — и речь может идти только о дальнейшем внедрении самых передовых и инновационных технологий.

То есть рост здесь может быть только очень медленным — ведь речь идёт о том, чтобы отталкиваться от «высокой базы». Но, поскольку изначальные объёмы и проценты покрытия уже высоки, а требуемые инфраструктуры уже созданы и оптимизированы, то внедрение самых передовых технологий, вроде «больших данных» и «умных» машин, отслеживающих потребительское поведение и доставляющих товары самым быстрым способом здесь будет приносить ощутимую выгоду.

Находящиеся на третьем месте США позиционированы как «Established and Growing market», то есть «сформированный и растущий рынок». Тут огромны абсолютные объёмы, довольно высоки степени покрытия интернетом. Эксперты от A.T. Kearney отмечают, что Новая Европа — Австралия, Канада и США — обгоняет Старую Европу в качестве обслуживания на «последней миле» — по доставке товаров непосредственно покупателю. Тем не менее Британия, Германия и Франция, хоть и имеют меньше интернет-пользователей, чем Россия, обгоняют нашу страну по индексу электронной коммерции.

А наше место… наше место — тринадцатое. По оценкам A.T. Kearney, текущие размеры российского рынка составляют $10 млрд, а предполагаемые до 2018 года ежегодные темпы роста оцениваются в 18%. Покупки в интернете сейчас совершают тридцать три миллиона россиян. И отнесена наша страна в ту же группу — «Next Generation Markets» («Рынки следующего поколения»), — что и лидирующий Китай. Так что потенциальный — но в длительной перспективе — рост у нас возможен весьма высокий.

А что же ему мешает? Ну, прежде всего эксперты отметили очень большое «цифровое неравенство» в России. Три четверти сделок осуществляется в двух городах — Москве и Санкт-Петербурге. Большинство комментаторов полагают, что это вызвано малым развитием широкополосного доступа в регионах… Но, наблюдая процесс из Нечерноземья, можно сказать, что это вряд ли так. Пенсионерки в эфире местного радио терзают чиновников вопросами о нестабильной работе интернета. 3G-сети накрывают регионы практически полностью…

А вот с «последней милей» довольно скверно. Как доставляются интернет-покупки в столицах? Да курьерами, оплата услуг которых ненапряжна тамошним потребителям… В этом помогает как высокий уровень доходов, так и концентрация населения. (Роль последней в экономическом развитии мы описывали в материале «Волны в Lebensraum’е«.) Да ещё цены на столичную недвижимость и уровень зарплат персонала заставляют бизнесы уходить в онлайн.

А вот в деревнях курьеров нет. И в губернских полумиллионниках их сеть много реже, чем в столицах. А «Почта России» — ну, о её текущем состоянии даже говорить не хочется, это как в старом анекдоте, где мужик вместо листовок чистые листы разбрасывал… Проблема частично решается созданием своих сетей выдачи покупок (тут составители отчёта выделили интернет-магазины Ozon) и собственными курьерскими сетями, за которые была отмечена Lamoda.

Есть и ещё одна проблема — неразвитость платёжных систем. С ними у нас ещё далеко не так хорошо, как в странах первого мира. Скажем, недавний отзыв лицензии у Мастер-Банка оказал негативное воздействие на целый ряд предприятий интернет-торговли (это финансовое учреждение было банком-эквайером для многих операторов пластиковых карт, которые оказались лишёнными привычного сервиса). Но и это решается: у A.T. Kearney отмечена эффективная работа платёжной системы QIWI.

И общий вердикт в целом положительный: «Россия быстро превращается в один из лидирующих рынков розничной онлайн-торговли, привлекательный как для отечественных, так и для зарубежных ритейлеров». Но — тринадцатое место. Притом что по населению мы девятые в мире, а по оценённому ЦРУ объёму экономики — шестые… И — крупнейшая интернет-аудитория в Европе! Что же не так в консерватории? Похоже, что дело именно в логистике, в «последней версте». И ещё представляется, что ситуацию тут можно исправить путём внедрения «умных» машин…

Скажем, «Почтой России» на днях открыт на Боровском шоссе логистический центр, задачей которого будет таможенная обработка международной почты — известный тромб для интернет-торговли. Он оснащён «умными» машинами — автоматизированными системами сортировки и обмена почты, устройствами объёмного взвешивания отправлений… И проходит через него каждая четвёртая посылка в стране, а после увеличения в ближайшие годы в четыре–пять раз его трафик составит три четверти всех посылок.

Аналогичные центры до 2016 года появятся в каждом федеральном округе. Ну что же, посмотрим, как это скажется на доставке рождественско-новогодних покупок… И отметим, что речь идёт о работе госпредприятия, вложившего в это 3,8 миллиарда рублей. А ведь Россию оценили как страну, привлекательную и для частных инвестиций в интернет-торговлю. Которые, как представляется, в немалой степени должны пойти в логистику. На работающие в этой сфере сервисные (это тележки) и декартовы (это стационарные манипуляторы) роботы; возможно, тогда наше место окажется выше тринадцатого…

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях