Ё-учебник для России: вся правда о Plastic Logic

Если угодно, считайте предвзятым, но когда видишь первых лиц государства (не обязательно нашего) в одном кадре с каким-либо продуктом высоких технологий, инстинктивно ждёшь подвоха. Политика несовместима с IT. И если сорвусь на резкости — не судите строго: наболело.

За последнюю неделю-две мне повезло лицезреть сначала В.В.Путина, а после А.Б.Чубайса с одним и тем же электронным устройством в руках. Встречайте: «буревестник цифровой революции в России», «будущее образования», электронный учебник Plastic Logic 100! Здесь и далее, в кавычках — цитаты из пресс-релизов, официальных речей и обзоров российской прессы.

Официальная презентация этого чуда научной мысли, при личном участии британского премьера Дэвида Кэмерона и Анатолия Чубайса, состоялась 12 сентября, в Москве. Plastic Logic 100 — «уникальный электронный учебник для безопасного чтения» с экраном, выполненным по необычной технологии (PlasticPaper TM). В качестве подложки использован органический полимер, благодаря чему экран гнётся и не боится ударов. В остальном, как внешне, так и внутренне устройство напоминает современные планшетки-читалки (iPad, Kindle и др.).

В наличии большой, чувствительный к нажатиям (но не мультитач), «не утомляющий глаз» 10.7-дюймовый экран, «исключительная» тонкость (7.65 мм), «непревзойдённая» лёгкость (475 грамм), «значительный» объём памяти (4 Гбайт), микро-USB. Завершает картину «интуитивно понятный» графический интерфейс (управление пальцем), «солидная» продолжительность работы в автономном режиме (заявлена неделя активной эксплуатации) и операционная система Windows CE, если кто-то из вас ещё помнит, что это вообще такое.

Производство и поставки PL 100 начнутся уже в сентябре, но не ждите новинку в магазинах США или Европы. Американо-британская компания Plastic Logic избрала, пожалуй, самую необычную бизнес-модель среди всех игроков рынка мобильных устройств. Заручившись поддержкой российского инвестора и отечественного же Министерства образования, она позиционирует своё детище именно как продукт для образовательных учреждений, причём — наших, российских.

Генеральным партнёром стала государственная корпорация Роснано, во главе всё с тем же А.Б.Чубайсом, пообещавшая вложить в Plastic Logic 700 миллионов долларов. На эти деньги компания построит завод пластиковых дисплеев в Зеленограде (старт в 2013/2014, проектная мощность сотни тысяч единиц в месяц) и выпустит пробную партию PL 100, которая будет распределена по российским школам. Вообще-то местами фигурирует слово «тендер», но, судя по размаху проекта (Путин, Роснано, 700 млн.), его будущее уже определено. Сейчас учебник (с зашитыми в память 40 книжками для 6 и 7 классов) получат школы избранных регионов, в следующем учебном году, видимо, все остальные российские школы. Кстати, цена устройства составит 12 тысяч рублей. Немного за удовольствие избавить школьника от килограммов бумаги в портфеле.

Что самое приятное, для Plastic Logic и Роснано это только начало. Они рассчитывают как минимум на мировую экспансию. Освоив школу, PL 100 попадёт в российские магазины. Потом — на прилавки Европы. Далее — США. Больше того, революционная пластиковая технология может стать основой и для массы других электронных устройств, от солнечных батарей до телевизоров.

Такова официальная часть — и для людей непосвящённых она, вероятно, звучит круто. Но давайте отбросим рекламную шелуху. Что в сухом остатке? Сенсорная читалка, единственным неоспоримым достоинством которой является устойчивость к средней силы механическим воздействиям (даже не изгибам; корпус PL 100 выполнен из жёсткого пластика, плата и аккумулятор тоже не гнутся). Всё остальное, буквально, атрибуты посредственного, технически устарелого продукта.

Габариты и вес не уникальны. Отсутствие беспроводной связи и, как следствие доступа в Сеть, скорее минус, хоть и выдаётся за плюс: якобы, ребёнок не сможет изменить контент, добавить новый софт или отвлекаться на уроке. ОС проприетарная и фактически мертва (дорогая, формально продолжает развиваться, но с нулевой экосистемой по сравнению с Android или iOS). Мощности устройства явно недостаточно: клавиатуру приходится ждать, странички неторопливы.

Интуитивность интерфейса даже для взрослого более чем сомнительна (посмотрите в любом видеообзоре процесс добавления закладок). Наконец, экран чёрно-белый и, видимо, построен на технологии электронных чернил от компании E Ink (полной ясности нет, в пресс-релизах момент замалчивается), причём устаревшего, первого поколения. Это значит, что контрастность изображения значительно уступает имеющимся на рынке продуктам (Kindle 3 как пример), а школьники будут лишены цветных иллюстраций (на ум приходят биология, химия, физика, история — где ещё важен цвет?).

Полевых испытаний PL 100 не было, да и не могло быть: к началу учебного года был готов всего один действующий экземпляр. Как повлияют на е-учебник российские температуры, насколько фактически прочны корпус и дисплей, сколько проживёт аккумулятор, сколь удобен или хотя бы понятен пользователям 13 лет интерфейс? Прояснить это планируется как раз в ходе опытной эксплуатации учебника в нескольких регионах. Попросту, на наши деньги.

Кстати, о деньгах. Повторюсь, нашим детям, а фактически — нам, PL 100 хотят продать за 12 тысяч рублей. Устройство будет закупаться Министерством образования, но вспоминая, что даже за бумажные учебники во многих школах сегодня платят родители, скажите честно: вы лично верите, что электронный учебник вашему ребёнку выдадут бесплатно? Когда же дело дойдёт до розничной продажи, цена может оказаться вдвое больше. А что вы хотели, если экраны пока производят в Германии, всё остальное — в США, а «чернила» и ОС взяты по лицензии?

Но откуда вообще взялась Plastic Logic со своей нечаянно революционной технологией? Компания была основана в 2000 году выходцами из Университета Кембриджа, для коммерциализации экспериментальных наработок в области пластиковой электроники (ещё её называют органической или полимерной). Если кратко, идея замены кремния полимерами была супергорячей десять лет назад, но к настоящему времени выяснился ряд принципиальных ограничений. Так что работы продолжаются, но про смерть классических полупроводников от руки полимеров давно уже никто не заикается. На волне интереса Plastic Logic перебралась в Кремниевую долину, насобирала полмиллиарда инвестиций, обзавелась заводом в Германии и в 2008 году наконец показала прототип своего первого продукта, устройство для чтения на электронных чернилах Que.

Que позиционировалась в качестве убийцы Amazon Kindle и отличалась от него в основном всё тем же пластиковым экраном и ценой: предзаказы принимались по 650 долларов. Это было дорого уже тогда, но Plastic Logic надеялась, что бизнесменов (на которых продукт ориентировали) высокая цена не испугает. Со временем планировался свой магазин цифрового контента, цвет, полная механическая гибкость. Но… Началось сражение за рынок читалок, родился iPad и рынок планшеток, и после двух лет обещаний и задержек Plastic Logic отменила все заказы и на время исчезла из поля зрения. Сколько миллионов она на этом потеряла, никто не знает, но известно, что часть инвестиций Роснано пойдёт именно на уплату долгов.

Второе пришествие Plastic Logic состоялось в ноябре прошлого года, когда компании удалось заинтересовать своими разработками Анатолия Чубайса. Que подредактировали, вырезав Wi-Fi и 3G, переориентировали на школьников, и — вот она, революционная PL 100!

Самое печальное в этой истории даже не утекшие миллиарды наших рублей, а то, что пластиковые нанобизнесмены выставляют нас дурачками, а Россию — полем чудес, существующим вне общих рыночных законов и тенденций. Если вы пропустили события последних шести месяцев, я напомню вкратце. Рынок недокомпьютерных мобильных устройств уже поделён. Единственный продукт, пользующийся интересом со стороны публики по цене от 500 долларов и выше — Apple iPad. Для всех остальных, вне зависимости от уникальности технических характеристик, присутствие (даже не выживание!) на рынке возможно только через снижение цены до уровня, на котором образуется хоть какой-то спрос. Печальный опыт HP TouchPad показал, что такой ценой является 250 долларов. Не учесть чужой опыт, совокупно обошедшийся HP, Motorola, Acer и другим в миллиарды (не рублей!), как минимум глупо.

Тот факт, что PL 100 не планшетка, а узкоспециализированное устройство, ничего не меняет. Да, есть одна (ОДНА) история успеха, в которой производитель сумел добиться продаж, хотя бы сравнимых с iPad, ориентировав свой продукт на узкую нишу. Это планшетка-читалка Nook Color от Barnes&Noble (см. «В самый-самый последний раз»). Но и она предлагается по 149 долларов. А на российских прилавках полно электронных книг по ценам от трёх тысяч рублей. Так назовите хоть одну вескую причину выкладывать вчетверо больше за устаревшую, несовершенную, несовместимую, закрытую PL 100!

Но проблема, к сожалению, не только в цене или примитивности конкретного изделия. В Штатах, с приходом нового учебного года, одна из самых продаваемых программ для iOS — бесплатная читалка, для которой можно дёшево докупить нужные из тысяч оцифрованных учебников. Так рынок сам, с минимальными затратами решил проблему перегрузка школьных ранцев. России, вместо оцифровки учебников и организации централизованной (а почему бы и не бесплатной?) образовательной веб-библиотеки, господа Чубайс и Фурсенко пытаются навязать новое устройство. Но если им неинтересно заниматься мелочами — коллеги, это же золотое дно, возьмитесь кто-нибудь?

Последний штрих — отношение самих британцев и Запада вообще к Plastic Logic. Её бизнес-модель там характеризуют не требующим перевода словом crazy, но из уважения к вложенным в компанию суммам пишут осторожно: мол, один из пионеров пластиковой электроники с неясным будущим. А в Англии как раз сейчас кипят страсти относительно роли ИТ в учебном процессе. Но — сюрприз! — на руках носят невероятно дешёвую, открытую экспериментальную разработку благотворительного фонда (см. «Raspberry Pi — персоналка за 25 долларов»), а не дорогое, полностью закрытое устройство, пусть и из необычных составляющих. К аргументам британских активистов стоит прислушаться: минусы дорогой техники для школ не так очевидны, как кажется, а открытость платформы критически важна.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях