Где родился, там и пригодился: рынок ЦОДов ждет тотальная локализация

Есть на глобальной ИТ-арене такие игроки, которые обладают поразительным рыночным чутьём. То есть если они делают какой-то значительный шаг, то с большой вероятностью рынок будет развиваться именно в этом направлении. Одной из таких компаний, вне всяких сомнений, является IBM. Причём если помножить действия «Голубого гиганта» на глобальные тренды, то становится понятно, что одна из тенденций облачных технологий, которую мы предсказывали на текущий год, уже начинает воплощаться. Речь о «тотальной локализации» дата-центров и размывании границ между CDN и облаками.

В самом конце предыдущей рабочей недели, 17 января, мир ЦОДов и облаков облетела новость: IBM вкладывает в свою облачную инфраструктуру $1,2 миллиарда, добавляя 15 новых дата-центров. Учитывая тот факт, что действия IBM практически всегда оказываются индикатором масштабных событий или тенденций, такую новость мы не могли пропустить. И в самом деле, сведущим людям эта новость сама по себе может многое сказать.

Что до «провидческого дара» IBM, то современная нам история знает сразу несколько примеров, когда компания выходила из бизнеса или, напротив, поглощала какую-либо компанию, а потом оказывалось, что рынок рушился или, соответственно, развивался.

Так было с рынком персональных компьютеров. IBM, конечно, не стала последней каплей, уронившей продажи PC: тому были другие причины. Но компания предельно чётко отследила тенденцию и сделала важный шаг:

«В 2004 году компания IBM продала Lenovo свой ПК-бизнес за $1,75 миллиарда. И это сделало Lenovo третьим в мире производителем персональных компьютеров. Прозорливость IBM, о которой мы ещё сегодня поговорим, заключалась в том, что компания оставляет за собой 18,9-процентную долю в объединённом предприятии, таким образом продолжая держать руку на пульсе индустрии. Тогда один из членов совета директоров объяснил такой шаг очень просто: потеряв существенную долю прибыли, мы всё же расширяем своё присутствие на глобальном рынке и диверсифицируем активы.
Только сейчас мы с вами можем осознать всю мощь стратегической мысли IBM. Напомню: IBM решила уйти с рынка за три года до iPhone и за шесть лет до iPad. Едва ли стратеги компании догадывались о том, что произойдёт спустя почти десять лет после продажи ПК-бизнеса. IBM просто продала часть компании, которая перестала быть эффективной бизнес-единицей по той или иной причине. Но важно то, что компания сделала это в тот момент, когда почувствовала сдвиг в индустрии. Сдвиг, который сыграл не на пользу рынку и компании. Так и произошло: сегодня у нас есть статистика, утверждающая, что у ПК только что закончился худший квартал за 10 лет».

А в прошлом году «Голубой гигант», будучи третьим по величине производителем интернете-серверов, на которых до недавнего времени держалась добрая половина всех вычислительных нагрузок веб-компаний, объявил о продаже своего бизнеса. Бизнес в целом чувствовал себя хорошо, но вот незадача: интернет-гиганты перестали покупать серверы, предпочитая воплощать собственные технологические наработки с помощью азиатских производителей. Поэтому подразделение IBM снова отошло к Lenovo.

«Wall Street Journal сообщила, что IBM ведёт переговоры о продаже своего бизнеса интернет-серверов. То есть тех серверов на базе ×86, на которых держится большая часть современного интернета. И в качестве покупателя называют, не поверите, Lenovo! Сумма сделки не разглашается, но это совершенно точно больше миллиарда долларов. По оценке Morgan Stanley, бизнес по продаже серверов ×86 сгенерировал $4,9 миллиарда из тех $15,4, которые компания заработала на серверах в 2012 году. Вот, казалось бы, опять — зачем продавать успешный бизнес? Но у IBM на это есть причины».

Это всё движения компании в том пространстве, которые мы, жители «Облаков и ЦОДов», хорошо понимаем. Однако в смежных областях также наблюдаются интересные M&A-сделки. Едва ли кто-то станет спорить с утверждением о том, что «большие данные» сегодня развиваются более чем активно и уже не только как абстрактная концепция, но и как рыночная ниша. В подтверждение тому привожу ещё одну сделку с участием IBM, а именно покупку компании The Now Factory. Не нужно мудрствовать лукаво, чтобы утвердиться в рыночной состоятельности «больших данных».

«Корпорация IBM объявила о намерении приобрести ирландскую компанию The Now Factory, которая специализируется на решениях для анализа больших объёмов данных. Наработки компании войдут в портфолио IBM MobileFirst Analytics. Финансовые условия сделки не разглашаются.
The Now Factory была образована в 2007 году. Сейчас она ориентирована главным образом на операторов связи, развивающих мобильные сети с поддержкой LTE. Среди её клиентов более сорока крупных поставщиков услуг.
Операторы связи испытывают взрывной рост объёма трафика. Согласно исследованию, которое провела компании Informa Telecoms and Media, к 2016 году абоненты мобильной связи будут загружать в восемь раз больше видео и музыки, одновременно передавая вдесятеро больше данных за счёт игр. Это повысит требования к телекоммуникационной инфраструктуре».

Информация о сделках с участием IBM представлена вовсе не для того, чтобы подчеркнуть успехи отдельно взятой компании. Однако для вашего покорного слуги эта компания служит индикатором происходящего в индустрии. Надо сказать, что пока этот индикатор меня не подводил. И вот этот индикатор вкладывает баснословные деньги в облачную инфраструктуру, предварительно купив за $2 миллиарда компанию SoftLayer, также занимающуюся строительством дата-центров.

Дата-центры будут построены в Китае, Японии, Индии, Канаде и Гонконге, а также конкретно в городах Лондон, Вашингтон, Мехико, Даллас. Экспансия на Ближний Восток и в Африку начнётся в 2015 году. Что всё это значит и почему география именно такова?

Все эти города и страны — мощные финансовые точки на карте мира. И любой компании, будь то IBM или Microsoft, необходимо присутствие в этих точках. Но ведь раньше дата-центры, предназначенные для предоставления облачных услуг, не были локальными. Достаточно было построить пару ЦОДов на каждом континенте и предоставлять услуги посредством мощных каналов связи, которыми изобилуют страны, представленные выше. Однако теперь парадигма развития на рынке дата-центров и облаков изменилась.

И, как это часто бывает в последнее время, глобальные перемены спровоцированы конечными потребителями. Концепция развития рынка ЦОДов перетерпела свои первые изменения на кончиках пальцев пользователей мобильных устройств. Мобильным пользователям нужны очень быстрый доступ к данным и пропускная способность большинства операторов связи это позволяет. Однако сами данные зачастую хранятся в облаке, физически находясь на другом континенте. Это создаёт определённую задержку в передаче информации, которая абсолютно недопустима на мобильных устройствах, если говорить о серьёзном бизнесе.

При этом нельзя не заметить, что большинство потребителей не то чтобы активно путешествуют, а, наоборот, большую часть жизни проживают в одном и том же городе, в одной и той же стране. Увидев это, провайдеры облачных сервисов осознали потребность в локальном размещении собственных данных и пользовательской информации. И это спровоцировало глобальных провайдеров коммерческих ЦОДов — по эффекту домино —размещать свои проекты локально.

Отсюда прогноз на ближайший год: ЦОДов станет значительно больше — а значит, инвестиции в строительство дата-центров значительно возрастут. Соответственно, на рынке останутся только те компании, которые смогут объединить преимущества локальных ЦОДов и глобальных сетей. Мелким компаниям придётся консолидироваться либо становиться сугубо локальными и рассчитывать только на очень узкую аудиторию. Не исключены и дальнейшие поглощения, поскольку глобальным провайдерам нужно будет расширяться в том числе за счёт покупки мелких игроков.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях