Компания Huawei предложила концептуально новое решение для развивающегося рынка «интернета вещей» – операционную систему размером в десять килобайт. Её анонс состоялся сегодня в Пекине во время Конгресса по сетевым технологиям (HNC2015). Прошивка с LiteOS оптимизирована для сбора и передачи данных простейшими устройствами и станет программной основой архитектуры Agile Network 3.0, с помощью которой разработчики планируют объединить собственные решения для IoT и продукты других производителей.

По словам представителей компании, архитектура Agile Network 3.0 позволяет предприятиям построить гибкую инфраструктуру IoT и оптимизировать бизнес за счёт сбора и обработки информации от множества сенсоров. Она помогает реализовать полный контроль над текущим состоянием в таких областях, как производство и логистика.

Уильям Сюй на презентации LiteOS (фото: huawei.com).
Уильям Сюй на презентации LiteOS (фото: huawei.com).

Аналитики Huawei прогнозируют, что через десять лет «интернет вещей» будет представлен объединением ста миллиардов устройств, а каждый час в глобальную сеть будет добавляться до двух миллионов новых датчиков. Проблема в том, что ни одна компания сегодня не имеет универсальных решений для их интеграции в единое информационное пространство даже на уровне предприятия.

Стандартизация инфраструктуры IoT по версии Huawei будет состоять из трёх ключевых компонентов: специализированных шлюзов Agile IoT, контроллеров с поддержкой Agile Network и операционной системы LiteOS (не путать с клоном Ubuntu – Linux Lite OS). Исходный код LiteOS будет открыт для всех разработчиков, что позволит им быстрее создавать свои собственные совместимые продукты.

Среди ключевых особенностей LiteOS отмечаются следующие:

  • упрощённое межмашинное взаимодействие (M2M) посредством LTE и других беспроводных интерфейсов с низким уровнем энергопотребления;
  • обработка событий в режиме реального времени;
  • поддержка нескольких профилей настроек;
  • интегрированная среда разработки

“Huawei считает, что стандартизации инфраструктуры «интернета вещей» будет способствовать развитию приложений для IoT”, – сказал в ходе выступления директор по стратегии и маркетингу Уильям Сюй.

К моменту выхода LiteOS станет самой миниатюрной из современных операционных систем. При размере прошивки в десяток килобайт она будет поддерживать автоматическое обнаружение доступных сетей и автоматическую настройку сетевых подключений. Благодаря нетребовательности к железу, она может встраиваться в любые физические объекты независимо от их назначения – от «умной» одежды с гибкой электроникой до промышленных систем контроля и компонентов класса «умный» город.

Президент Huawei Enterprise Business Group Ян Лида заявил, что вопрос эффективного использования «интернета вещей» уже выходит за рамки разработки аппаратных платформ и программных решений. «Развитие бизнес-ориентированной инфраструктуры IoT требует создания целостной экосистемы, – сказал он во время выступления. – Huawei стремится наладить для этого тесное деловое сотрудничество. Мы были вовлечены в образование промышленных альянсов, много работали над вопросами стандартизации, открывали инновационные научно-исследовательские центры и создавали открытые сообщества разработчиков».

Попытки сделать операционную систему для носимых и встраиваемых гаджетов предпринимались давно. Например, у Google это Android Wear. Однако LiteOS – это не попытка компании Huawei конкурировать с более функциональными (и тяжёлыми) программными решениями. Она предназначена для простых устройств, вроде термостата или светильника. Сюй привел пример электрической зубной щетки, которая сообщает приложению на смартфоне насколько долго и часто ей пользуются, после чего владелец получает рекомендации.

“За последние три года компания Huawei принимала участие в целом ряде инициатив по углубленному технологическому сотрудничеству, – уточнил руководитель направления Switch and Enterprise Communication Лю Шаовей. Мы разработали ряд решений, которые уже применяются для мониторинга зданий, удалённого считывания показаний электросчетчиков, контроля транспортных средств и городского освещения”.