Миллион идей на миллион

Российская компания Collective Intelligence Systems (CIS) сообщает о сборе свыше десяти тысяч идей, направленных на повышение комфорта пассажиров авиарейсов. Это уже второй конкурс, который проводится по заказу ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии». Развитием технологий краудсорсинга в России CIS занимается шестой год. Фирма охотится за ценными идеями, которые способны оптимизировать или полностью преобразить существующие бизнес-процессы. Лучшие из них уже внедряются «Аэрофлотом», а платформу компании использует для отбора молодых специалистов на конкурсной основе государственная корпорация «Росатом».

Стоящие идеи – высшая ценность в деловой среде. Именно они становятся ключевым фактором появления новых технологий, инновационных продуктов и услуг, напрямую способствуя развитию общества. Проблема в том, что специалисты с годами оказываются в плену стереотипов, а услышать интересное стороннее мнение им мешает отсутствие налаженного взаимодействия.

 Ideas for Aeroflot

Желание заниматься «мозговым штурмом» в промышленных масштабах у будущих учредителей CIS возникло в 2009 году. Тогда они были выпускниками факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ, а краудсорсингом в России практически никто не занимался. Для молодого коллектива это был скорее научный, чем коммерческий проект, но практическое применение этой инициативе нашлось быстро.

За шесть лет коллектив CIS стал опытной командой, занимающейся технологиями краудсорсинга в сфере управления идеями и инновациями, а также методиками коллективного прогнозирования. За рубежом эти направления называются соответственно idea management и prediction markets. Они быстро развиваются в США и Европе, а в России их история только начинается.

По заказу крупных компаний Collective Intelligence Systems объявляет открытый (для всех желающих) или закрытый (только для сотрудников) конкурс новых идей. В рамках каждого конкурса множество предложений по улучшению качества работы и внедрению инновационных услуг поступает от тысяч участников. Некоторые из них действительно оказываются авторами «идей на миллион» и получают за это призы.

В этом году успешно завершены два проекта для отечественных компаний. Первым из них стал проект по улучшению программы «Аэрофлот Бонус» для авиакомпании «Аэрофлот». За два месяца он собрал девятнадцать тысяч идей, из которых тринадцать тысяч были одобрены для участия в конкурсе.

Мария получила X-Box за идею "Подбор билетов исходя из текущего состояния счета участника и дат поездки" (фото:
Мария получила X-Box за идею «Подбор билетов исходя из текущего состояния счета участника и дат поездки» (фото: «Аэрофлот»).

Первый этап, посвященный «Аэрофлот Бонусу», завершился 14 марта и превзошёл ожидания экспертного совета. Через два дня начался второй этап конкурса, направленный на поиск актуальных предложений для повышения комфорта во время полёта. В основном идеи касались улучшений в порядке накопления и расходования бонусных миль, но высказывались и мысли о совершенно новых услугах и привилегиях.

Например, программа «Доктор на борту» позволит врачу, путешествующему рейсом авиакомпании, получить дополнительные бонусы. Бортпроводники же сразу будут иметь информацию о наличии в салоне квалифицированного специалиста.

Победительница конкурса Екатерина получила поездку на двоих в Вену (фото:
Победительница конкурса Екатерина получила поездку на двоих в Вену (фото: «Аэрофлот»).

Показательным стал и турнир молодых профессионалов «ТеМП-2015», проведённый для компании «Росатом» и его Корпоративной академии. Он стал крупнейшим на сегодня проектом по масштабному поиску и отбору молодых специалистов методом краудсорсинга.

Онлайн-часть турнира проходила в течение двух месяцев на платформе Collective Intelligence Systems. Из почти четырёх тысяч заявок на участие со всех городов России и даже зарубежья было отобрано 1292 человека. Затем через специализированную веб-платформу они решали производственные задания, сформированные компаниями ГК «Росатом», и доводили их до уровня настоящих проектов, объединяясь в команды.

Полученный опыт позволил выявить знания и способности к совместной работе претендентов на реальных заданиях, актуальных сегодня для предприятий атомной отрасли. Присутствовал и элемент бесплатного обучения: эксперты предприятий активно работали с конкурсантами, давая им профессиональные рекомендации, а Корпоративная Академия «Росатома» провела ряд вебинаров для участников.

По итогам онлайновой части турнира было отобрано шесть лучших команд, которые приняли участие в очном финале. Жюри высоко оценило все представленные работы и признало лучшим проект выпускников «Компенсация температурных деформаций шахты главного циркуляционного насосного агрегата реакторной установки с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем», решавший производственную задачу АО «ЦКБМ». Победители получили приглашение выступить с презентацией своего проекта на Европейском молодежном ядерном конгрессе в Париже.

День карьеры Росатома в НИЯУ МИФИ (фото: rosatom-career.ru).
День карьеры Росатома в НИЯУ МИФИ (фото: rosatom-career.ru).

Основные эффекты от внедрения свежих идей и решений будут очевидны в ближайшее время, но прошлый опыт Collective Intelligence Systems и отрасли в целом показывает, что они будут весьма ощутимы. К примеру, Сбербанк, также активно использующий технологии краудсорсинга, заявлял экономию от внедрения собранных идей на уровне 17 млрд рублей только за один год.

В коллективном сознании витает много интересных решений, которые за счёт методов краудсорсинга достаются компаниям с минимальными затратами. Вероятность из нескольких тысяч найти хотя бы десяток действительно стоящих – очень высокая.

В последние два года всё больше коммерческих компаний и структур государственного сектора России внедряют те или иные системы краудсорсинга. Именно они позволяют привлечь дополнительные человеческие ресурсы для решения текущих и стратегических задач. Если давняя практика «мозгового штурма» была рассчитана на ограниченное количество участников, то современные крауд-платформы помогают привлечь практически неограниченное число людей как внутри, так и за пределами компании. Это особенно актуально в кризисный период, когда сокращается время поиска новых источников оптимизации.

В каждом секторе экономики свои бизнес-процессы и цели, а двух одинаковых компаний не бывает. Поэтому Collective Intelligence Systems развивается по пути увеличения гибкости платформы. Данная версия – уже третья по счёту. Она прошла сложный цикл от простого «ящика рационализаторских предложений» до комплексной системы управления идеями и инновациями.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях