Компьютер за 9 долларов стал главной техносенсацией мая. Вы наверняка о нём слышали: группа ребят из Соединённых Штатов заявила проект на Kickstarter и собрала вместо запланированных $50 тысяч аж полтора миллиона (по состоянию на текущий момент; сбор средств продолжается). Ажиотаж вокруг сверхдешёвой электронной диковинки — лучшее подтверждение того, насколько близка эта тема ИТ-публике. К сожалению, посвящённые ей обзоры отчего-то ограничены сухим перечислением ТТХ и восторгами по поводу цены. На самом деле, если посмотреть шире, девятидолларовый ПК окажется звеном в длинной цепочке и частью интереснейшего процесса, начавшегося больше тридцати лет назад и до сих пор не завершённого: процесса движения к эпохе бесплатных вычислений.
На случай, если вы пропустили, речь идёт о проекте C.H.I.P. Это не сокращение, а скорее игра слов: одновременно и «чип», «микросхема», и «дешёвый» (англ. cheap). Оба варианта в данном случае имеют смысл. C.H.I.P. — крохотный, размером с кредитку, компьютер, построенный на серийной ARM-совместимой однокристальной платформе с достойной производительностью (аналогичные устанавливаются в планшетки с Android 4).
За 9 долларов пользователь получает полгигабайта RAM и 4 Гбайт флэш-памяти, композитный видеовыход (можно цеплять к телевизорам), USB, Wi-Fi, Bluetooth, предустановленный Debian Linux. Желающие могут добавить ещё сорок долларов и получить комплект PocketC.H.I.P., дарующий автономность (пластиковый корпус, 4.3-дюймовый TFT-дисплей, аккумулятор и QWERTY-клавиатура). Поставки начнутся в конце текущего или начале следующего года. Такова ситуация вкратце, за подробностями обращайтесь на официальную страничку на Kickstarter.
Так что же такое C.H.I.P.? На первый взгляд — игрушка для энтузиастов, достойный продолжатель дела Raspberry Pi (которая, при цене на последнюю модификацию в $25, разошлась уже миллионами экземпляров). Применять её можно там же и для того же: изучения основ вычтехники, постройки моделей и «умных» вещей. Но как и Raspberry Pi, ничто — кроме наших предубеждений — не мешает применить её и как замену домашней, офисной, образовательной персоналке: производительности хватит для решения типичных задач — и на офисный пакет, и на казуалки. Иначе говоря, в отличие, например, от нашумевшей в марте Micro Bit (которая действительно годится лишь для обучения и экспериментов), C.H.I.P. вовсе не обречена до конца дней своих считаться неполноценной. И потому интересно оценить её в исторической перспективе, как этап в многолетней тенденции удешевления вычислительной техники.
Сравнивать цены на компьютеры разных эпох сложно, этому мешают множество причин. Первая — инфляция: полторы тысячи долларов США в начале 80-х равноценны по покупательной способности пяти тысячам нынешних. Другая — периферия: клавиатуры, дисплеи, носители, устройства ввода и тому подобное в прошлом часто были привязаны к конкретной компьютерной архитектуре, сегодня же существуют сами по себе и потому в цене собственно компьютера часто не учитываются. Изменились требования к вычислительным машинам: если на заре ПК средний пользователь довольствовался электронной таблицей и текстовым процессором, нынче в порядке вещей плавная многозадачность, мультимедия, глобальные коммуникации. Изменились цены на софт: и прикладной, и системный, он стоит намного дешевле, а подчас и вовсе стал бесплатным. Наконец размылась грань между компьютерными категориями: бытовые «8-битные» компьютеры, популярные в 80-х и 90-х, следовало бы отнести к персоналкам, но тогда картинка получается чересчур сложной.
Так что пусть наш анализ будет грубым, и всё-таки — прикинем, как выглядит кривая цен на обладание вычислительной машиной, которая в равной степени удовлетворяет запросы бизнеса и домашнего пользователя, т.е. персоналкой. Apple II и IBM PC 5150, открывшие эру ПК в начале 80-х, предлагались по 1300 и 1600 долларов соответственно. Десять лет спустя цены бюджетных клонов IBM PC (к тому моменту подмявшей рынок под себя) уже штурмовали психологическую отметку в одну тысячу долларов, но потребовалось ещё почти целое десятилетие, чтобы ниже тысячи опустилась цена на средний персональный компьютер.
Дальше дело пошло быстрее. Уже к концу нулевых средняя цена упала ещё вдвое, вплотную приблизившись к следующей психологически важной черте: 500. Где на несколько лет застряла, поскольку опуститься ниже не могла физически: при таких ценах большинство PC-производителей уже работали себе в убыток. Результаты кризиса вы знаете: регионы, которые нуждались в сверхдешёвой персоналке, обратились к мобильным устройствам нового поколения (смартфонам, планшеткам), а в экономически благополучных странах застой обещают окончить только что появившиеся стики — благодаря смежным тенденциям в электронике (большие цифровые телевизоры нынче в каждом доме, в каждом офисе) прорвавшиеся к отметке $100.
Raspberry Pi и C.H.I.P., с «торчащими» из них проводами, в эту картину вроде бы не вписываются: велико искушение считать их неполноценными, приравнять к «игровым» «восьмибиткам» недавнего прошлого. Однако, повторюсь, такая точка зрения — результат предубеждения. На самом деле, если восьмибитные компьютеры для серьёзных дел не годились, то C.H.I.P. и Raspberry Pi годятся почти без оговорок. Их вычислительная мощь сопоставима с десктопами. Их системные параметры те же: память, ёмкость накопителей, графическое разрешение. Их коннективность та же самая: периферийные устройства, сети. Наконец, тот же самый софт: этот материал, например, я готовлю в «Дебиане», так что, пересев на C.H.I.P. или Raspberry Pi, чувствовал бы себя как дома. Да, они лишены дисплея, но мы уже договорились считать это второстепенным фактором. Главное — способность вычислять.
И вот какой вывод приходится сделать. Проломив десятидолларовую отметку, компьютерная индустрия вводит нас в эпоху бросовой вычислительной мощности. Задумайтесь: впервые в истории доступ к вычислительным ресурсам, достаточным для решения практически полезных задач, не стоит практически ничего! Вопрос в том, какими последствиями это отзовётся.
Последствия неизбежны — так же, как были неизбежны они, когда электронные вычисления вообще стали доступны простому человеку. Вообразите какими были бы последние тридцать лет без персоналок — упростивших бухгалтерию, сделавших легче прогнозирование, перевернувших обработку текстов, открывших дорогу работе на расстоянии, в корне поменявших развлечения, и пр. и пр. И всё это благодаря доступным (т.е. по адекватной цене) вычислениям.
Что подарят вычисления бесплатные?