Средство Макропулоса, версия 2.0

Великий чешский писатель Карел Чапек (прибывающие в Прагу англичане с университетским образованием, похоже, знают его больше, чем чтимого нашими соотечественниками Гашека, хоть и меньше, чем Кафку да Майринка…) навечно вписал свое имя и в историю информационных технологий, приспособив феодально-крепостническое robot для обозначения основного класса работников следующего этапа развития технологий.

Проделал это Чапек в пьесе “R.U.R”, которая в советских театрах ставилась редко… А вот пьеса другая, чуть более поздняя, “Věc Makropulos”, «Средство Макропулоса», имела куда более счастливую сценическую судьбу. Ее часто ставили и провинциальные, и столичные театры. На ее основе создавали оперные либретто. Она легла в основу музыкального фильма Евгения Гинзбурга «Рецепт её молодости» с блистательным актерским ансамблем – Гурченко, Абдулов, Борисов, Джигарханян…

Дело тут в благодарности фактуры. Если судьбы людей и роботов в “R.U.R” представляют преимущественно интеллектуальный интерес, то судьба дочери-алхимика Елены Макропулос, прожившей благодаря могущественному снадобью три сотни лет, сохранив красоту и здоровье, но незаметно потеряв где-то на дорожках веков душу (используя этот термин не в теологическом, а в обыденном смысле),

720-makropulos

Так что выразить себя на таком материале мог и актер, и режиссер… Причем сюжет, переходя в разряд вечных, обретает актуальность для каждого нового поколения. Так что интерес театралов к этой пьесе вполне объясним. Но вот сверхидеей ее заинтересовались и технологи. А именно – вездесущая фирма Google, посредством своего фонда Google Ventures, управляющего двумя миллиардами долларов инвестиций, вложившаяся в 280 стартапов, таких как недавно описываемый Uber…

Как рассказал в интервью Bloomberg президент и управляющий партнер Google Ventures Билл Марис (Bill Maris), он в этом году свободу инвестирования $425 млн. И сейчас, чтобы вложить эти средства, он ищет компании, работающие в области медицины для продления длительности жизни. (Google Ventures and the Search for Immortality)

Билл Марис по образованию нейробиолог, ближайший сподвижник Рэя Курцвейля и адепт технологической сингулярности. По его мнению в ближайшем будущем нас непременно ждет технологическая эволюция, путем преобразования биологических основ существования человека, как вида, с помощью впрыскиваемых в организм наноботов и внешних машин, которые улучшат наши анатомические особенности и исправят к лучшему саму суть природы человека, нашу ДНК.

Благодаря такому вмешательству человеческий век, по мнению Мариса, может быть продлен аж до пятисот лет, что превзойдет достижения Елены Макропулос, папа которой обходился философским камнем и о существовании дезоксирибонуклеиновых кислот не знал. Теоретические основы этих правок и чисток содержатся в книге 2009 года Molecular Biotechnology: Principles and Applications of Recombinant DNA…

Интерес к этой сфере мегапоисковик проявляет достаточно давно – пару лет назад Google инвестировала в стартап Calico, занятый решением проблем продления жизни. И хотя сам Марис, перед приходов в Google работал в некоммерческой медицинской организации, борющейся с катарактой в Индии, его приглашение в поисковик было чисто коммерческим ходом руководителей компании, нуждавшихся в том, чтобы взглянуть на проблемы с новой стороны.

Дело в том, что владельцам мегапоисковика отнюдь не нравится то, что случилось с BlackBerry, прозевавшей появление смартфонов. Да и то, как славный в свое время Yahoo! упустил нишу для Facebook также не является вдоховляющим примером. Поэтому-то Google Ventures и оказалась четвертой среди наиболее активных венчурных фирм США в прошлом году, поучаствовав аж в восьмидесяти семи солидных сделках.

И сверхзадачей Мариса – для чего ему были выделены солидные ресурсы – является отслеживание появления перспективных технологий и вложение денег в них на ранних, самых перспективных этапах развития. Делается это в достаточно вольной и неформальной обстановке, заметно отличающейся от нравов обычных венчурных фондов.

И возможные вложения в наномашины – всего лишь один из способов зарабатывания денег. Многочисленные комментаторы, обсуждавшие текст от Bloomberg, уже поспешили сделать вывод о том, как станет хорошо всем; что мол, исцеленные от рака, они будут жить долго и счастливо. Ну, это очень странный взгляд. В таблетки и наноботы бессмертия Google инвестирует чисто в деловых целях, чтобы не пропустить появление нового рынка.

Смогут ли долго и счастливо жить все, случись Google создать своих наноботов и результаты работы которых вдруг да достигнут объявленных параметров? Ну, займемся элементарной арифметикой. Лет восемь назад среднепланетная продолжительность жизни оценивалась экспертами ООН в 64 года для мужчин и 68 для женщин. А тут речь идет об увеличении ее аж в восемь раз – это ж приведет к резкому, в разы, увеличению численности населения.

Графики такого роста могут быть разными, но конечный результат один. Планета будет перенаселена, на массы населения не будет хватать ни еды, ни воды. В принципе, возможны строгие меры нормирования, массово-принудительный переход на растительную пищу, налаживание системы очистки и опреснения воды (ну, пока организмам будет хватать фосфора…).

Только верится в это с трудом. Призывы к равенству кончаются одним, как это описал в чудесном «Хулио Хуренито» молодой Илья Эренбург – « Чем эта шикарная лестница пайков, от восьмушки хлеба до бутербродов с икрой, хуже шестнадцати классов нашего несчастного друга?».

То есть постулировать можно одно, если технологическая наноалхимия и даст технологическое нанобессмертие, доступно оно будет немногим. Толстосумам в нынешней планетарной экономической модели. Высшим бюрократам и приближенным к ним лицам (ДОРы, ЖОРы да ЛОРы из советского анекдота…) сменись нынешний капитализм ограниченной конкуренции планетарно-плановым хозяйством. И никакие инвестиции Google в ракеты Маска этого не изменят.

Гостеприимных планет в Солнечной системе нет, а воздвигать в открытом космосе «эфирные жилища», от цилиндров О’Нейла до сфер Дайсона дело довольно сомнительное… Колонизация космоса, скорее всего, будет выглядеть как в «Райской машине» безвременно усопшего Михаила Успенского. Так что общественная польза от трудов нынешних алхимиков будет примерно такая же, как и от алхимиков прошлого. Впрочем, химии-то они немало поспособствовали…

Но давайте предположим, что все у Билла Мариса получилось, и толстосумы могут приобрести у фирмы порцию наномашин и пакет услуг по продлению жизни, обеспечивающие те самые пять столетий. И вот тут-то начнется самое интересное… Дело в том, что наша личность есть наша асинхронная нейросеть головного мозга. Сформированная в детстве и юности. Поддерживать ее в активном состоянии можно, скажем, периодически уча новые языки (можно и сачкануть, долго выбирая между испанским и португальским, между Сервантесом и Камоэнсом…).

Но по большому счету – изначальная самость человека может быть изменена лишь в незначительных пределах. (Отсутствие, точнее ограничение, восстановления нервных клеток и обеспечивает сохранение нашей личности…) И вот представим себе, что она консервирована на пять сотен лет? Когда-то историк Соловьев писал – «Мы видели, что, несмотря на столкновение разных народов у берегов понтийских, несмотря на их движения и борьбы, в странах этих во все продолжение так называемой древней истории господствует мертвенное однообразие: сменялись имена народов, но быт их оставался одинаков.»

Так и быт пятисотлетних долгожителей, имеющих тот же головной мозг, что и у нас будет мертвенно обнообразен, десятилетия лишь протянутся на века, ничего не изменяя в сути. Именно это Елена Макропулос и называла отмиранием живой души, и именно это и любили играть актрисы. Тогда – как страшилку…

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях