На стартовавшей вчера в Сан-Хосе конференции NVIDIA GTC был представлен ряд новинок. Большинство циркулировавших накануне анонса слухов подтвердились в официально озвученных характеристиках и ценовой политике. Однако не обошлось и без сюрпризов – как приятных, так и не очень.

Наиболее значимая презентация первого дня была посвящена топовой видеокарте семейства – GeForce GTX – Titan X. В её основе лежит графический процессор GM200, существующий пока только в модификации 400 ревизии A1. Он создан по архитектуре Maxwell, пришедшей на смену Kepler. Графические процессоры Maxwell уже успели хорошо себя зарекомендовать. Первым из них был чип GM107, появившийся в видеокартах GeForce GTX 750 (Ti) год назад.

Видеокарта GeForce GTX TITAN X (фото: geforce.com).
Видеокарта GeForce GTX TITAN X (фото: geforce.com).

За это время архитектура подверглась глубокому редизайну. Второе поколение Maxwell стало представлять собой более сбалансированные и функциональные решения, адаптированные в том числе для мобильной графики и конфигураций с несколькими видеокартами. В них переработаны потоковые мультипроцессоры, улучшена энергоэффективность, добавлена поддержка CUDA Compute v.5.2 и PureVideo HD v.6.0. Всё это реализовано и в модели Titan X, ставшей сегодня самым мощным решением на базе обновлённой архитектуры Maxwell.

На кристалле площадью 601 мм2 разместились около 8 млрд микротранзисторов, среди которых 3072 ядер CUDA, 192 текстурных и 96 растровых блока. Двадцать четыре чипа памяти GDDR5 общим объёмом 12 ГБ размещены в обеих сторон платы и подключены по шестиканальной схеме (шина 384 бита). Они работают на эффективной частоте 7,0 ГГц, обеспечивая пропускную способность 336,5 ГБ/с.

Референсный дизайн GeForce GTX TITAN X (фото: geforce.com).
Референсный дизайн GeForce GTX TITAN X (фото: geforce.com).

Сам графический процессор в 3D-приложения работает на частоте 1 ГГц, незначительно (на 75 МГц) повышая её в режиме boost. Потребляет Titan X в пике до 250 Вт, в разы снижая нагрузку во время работы офисных приложений и простоя (что для такого чипа практически одно и то же). Помимо шины PCI-Express v.3.0 питание подключается через дополнительные разъёмы – восьми- и шестиконтактные, обеспечивая восьмифазную схему. Ориентировочная стоимость видеокарты составляет тысячу долларов – после долгих раздумий компания решила удержаться в рамках психологического ценового барьера.

Сравнивать Titan X корректнее не со своим предшественником Titan Black (построенном на совершенно другой архитектуре – Kepler), а с флагманской видеокартой GeForce GTX980 – ближайшей родственницей в линейке Maxwell, представленной в сентябре прошлого года. Её графический процессор GM204 отличается по ключевым параметрам в полтора – два раза. Площадь кристалла 398 2, 2048 ядер CUDA, 128 текстурных и 64 растровых блока. Схема подключения чипов памяти в нём используется четырёхканальная (256 бит), а их общий объём втрое меньше, чем у Titan X – 4 ГБ. Пиковое энергопотребление GTX980 скромнее всего на 85 Вт, а цена отличается меньше чем наполовину.

Система охлаждения NVTTM с испарительной камерой на GeForce GTX TITAN X (фото: geforce.com).
Система охлаждения NVTTM с испарительной камерой на GeForce GTX TITAN X (фото: geforce.com).

Понятно, что на практике разница между Titan X и GTX980 будет видна только на системах с топовыми ЦП, причём исключительно в «тяжёлых» приложениях и при использовании высокого разрешения. По результатам первых синтетических тестов Nvidia, в режиме Full HD преимущество Titan X составляет около четверти и вырастает до трети по мере приближения к разрешению 4K.

Реклама на Компьютерре

Основным конкурентом нового «Титана» остаётся видеокарта AMD Radeon R9 295X2 с двумя ГП Hawaii XT. При тех же нормах технологического процесса 28 нм, её потребляемая мощность приближается к отметке в полкиловатта, что требует использования системы водяного охлаждения и сертифицированных для работы с ней компонентов (материнских плат, блоков питания, корпусов). С позиции грубой силы решение AMD обладает большей производительностью, но за счёт тонких программных оптимизаций Titan X может обойти и его.

Сравнение трёх топовых видеокарт в Metro Redux (изображение: kotaku.com).
Сравнение трёх топовых видеокарт в Metro Redux (изображение: kotaku.com).

Максимально поддерживаемое разрешение для одной видеокарты составляет 5120 x 3200. В референсном дизайне набор портов представлен Dual Link DVI-I, HDMI и 3x DisplayPort 1.2, что даёт возможность подключить к Titan X до четырёх мониторов. Размеры платы составляют 267 x 111 мм. За счёт системы охлаждения с испарительной камерой видеокарта занимает два слота. Встроенная система управления оборотами вентиляторов плавно повышает их по мере приближения температуру поверхности чипа ГП к критической отметке в 91°С.

Видеовыходы GeForce GTX TITAN X (фото: Nvidia).
Видеовыходы GeForce GTX TITAN X (фото: Nvidia).

Благодаря технологии SLI с одним ЦП могут работать до четырёх видеокарт Titan X. Это используется при создании графических станций и вычислительных кластеров, где «Титаны» используются в качестве векторных ускорителей для расчётов общего назначения.

Quadro M6000

Следом за «Титаном» была представлена новая модель в серии видеокарт профессионального назначения – Nvidia Quadro M6000. В её основе лежит тот же чип GM200 (только версии GL), поэтому она очень похожа на GeForce GTX Titan X архитектурно. Слегка удивляет тот факт, что и внешне карты практически идентичны. У M6000 используется такой же набор видеовыходов, два коннектора SLI и даже такая же система охлаждения NVTTM.

Профессиональная видеокарта Nvidia Quadro M6000 (фото: slashgear.com).
Профессиональная видеокарта Nvidia Quadro M6000 (фото: slashgear.com).

Отличия коснулись системы питания: вместо пары 8+6 pin используется только один восьмиконтактный разъём. Ради повышения стабильности и уменьшения потребляемой мощности до 225 Вт в M6000 немного снижена производительность. ГП работает на частоте 988 МГц, а эффективная частота памяти составляет 6612 МГц. Теоретическая производительность при операциях с плавающей запятой одинарной точности (FP32) составляет 6,07 ТФлопс.

К видеокарте Nvidia Quadro M6000 можно одновременно подключить до четырёх мониторов, работающих в разрешении до 4096 x 2160 при частоте обновления 60 Гц с 30-битным цветом. Среди фирменных технологий заявлена поддержка 3D Stereo, GPUDirect, Quadro Sync и Mosiac. На презентации ориентировочная цена M6000 не была озвучена, но по неофициальным данным она окажется в районе $4500.

Анонс архитектуры Pascal (фото: anandtech.com).
Анонс архитектуры Pascal (фото: anandtech.com).

В заключительной презентации первого дня соучредитель и президент Nvidia Джен-Сан Хуанг сообщил, что уже в мае на смену Maxwell придёт новая архитектура Pascal. Она должна на порядок увеличить производительность решений Nvidia в области высокопроизводительных вычислений и технологий машинного обучения. С ней будут использоваться чипы памяти многослойной структуры (3D-упаковка) и внутренняя скоростная шина NVLink.