Неуловимый Джо облачного рынка: почему персональные облака никому не нужны

Прошедшая недавно в Лос-Анджелесе выставка потребительской электроники CES была не то чтобы сильно богатой на облачные новинки. Все более или менее заметные новинки мы осветили в материале «CES 2014: облачные новинки из Лос-Анджелеса». Пожалуй, наиболее громким событием из мира облачных технологий на этой выставке стало утверждение концепции personal cloud.

«Пожалуй, наиболее значимое открытие CES с нашей, облачной точки зрения — это появление класса устройств и вообще концепции под названием “персональное облако” (или personal cloud на языке оригинала). Сразу несколько компаний, от крупных до совсем небольших, представили на выставке собственное видение этой технологии. Однако компания Lenovo провела, пожалуй, наиболее убедительную презентацию. Она представила устройство Lenovo Beacon Home Cloud Center.

Персональное облако — это звучит гордо! Но на деле это не что иное, как хранилище данных, которое позволяет складировать информацию и пользоваться ей, не вынуждая пользователя вручную транслировать свои файлы с устройства на устройство. Beacon Home Cloud Center оснащается двухъядерным процессором Intel Atom, 1 Гб памяти DDR3 и поддерживает два жёстких диска суммарной ёмкостью 6 Тб».

Но несмотря на то, что персональное облако оказалось не более чем подключённым хранилищем, технологический мир с восторгом воспринял эту концепцию. Причём не только потребительский, но и корпоративный.

Дабы подчеркнуть сей восторг приведу довольно громкую цитату из колонки Джонатана Фельдмана, по совместительству являющегося CIO американского городка Эшвилла. Он считает, что появление персональных облаков — это не менее подрывное явление, чем появление персональных компьютеров. Вот как он комментирует феномен персональных облаков в тексте, опубликованном на InformationWeek:

«Когда я впервые прочитал о персональном облаке от Western Digital, я не думал, что из этого что-то выйдет. Это было просто NAS с некоторыми “умными” приложениями, которые предоставляли удалённый доступ к данным. Но теперь я предсказываю, что всеобъемлющее распространение персональных вычислений и хранилищ изменит облик ИТ, тот облик, который мы знаем».

О применении персональных облаков в корпоративном случае мы ещё поговорим позднее, но вот с клиентской стороны такие облака смотрятся неубедительно. Практически все производители устройств для хранения данных сейчас ринулись производить девайсы с высокопарным ярлыком personal cloud, но основных среди них, по сути, три — Western Digital, Lenovo и HP. В общем виде устройство действительно является продвинутой системой хранения данных с процессором, оперативной памятью и сетевыми интерфейсами на борту. Последние, конечно, представляют особый интерес и по большому счету позволяют называть эти внешние HDD персональным облаком. Как правило, домашние облака оснащаются Wi-Fi с максимально навороченными характеристиками и Bluetooth для утончённых ценителей, обладающих особым чувством прекрасного. В нагрузку к «умным» жёстким дискам (для тех, у кого кошелёк потолще, — SSD) предоставляется софтверная платформа для синхронизации всего и вся, от телевизоров до планшетов. Нормально сообщаться между собой и домашним облаком могут пока только устройства на Android: никто не удосужился снарядить владельцев iOS-девайсов и их Windows-братьев по несчастью соответствующими приложениями.

Так что если кто-то из достопочтенной публики ожидал чуда, то мне придётся его разочаровать. Персональное облако — это в лучшем случае продвинутое хранилище NAS. Ни больше ни меньше. В связи с этим всеобщий восторг по поводу personal cloud вашему покорному слуге совершенно непонятен. За $100 в среднем (и это — не считая самих жёстких дисков) потребитель получает подключённое хранилище. Конечно, сервер за такие деньги не соберёшь, но ведь и классом это устройство пониже: оно не выполняет и половины серверных функций.

Впрочем, если отвлечься от технической составляющей, становится понятно, что персональное облако существует уже давно, и имя ему — SaaS. Технология удалённого динамического хранения данных, которую в последние годы активно продвигали все мало-мальски заметные облачные сервисы. И наиболее «потребительские» из них — это Dropbox. Box.net, SugarSync. Все эти компании предоставляют своим клиентам дешёвое хранилище на удалённом сервере без всяких дополнительных устройств. И стоимость хранения данных при этом оказывается достаточно невысокой, чтобы такого рода сервисами продолжали пользоваться миллионы клиентов. Например, Dropbox предоставляет 100 гигабайт на год за $99, Box.net позволяет взять в аренду такой же объём данных за $60, а SugarSync продаёт 100 Гб за $100 долларов в год. И это не говоря уже о том, что некоторые облачные провайдеры сегодня раздают терабайты бесплатного хранилища направо и налево. При средней цене терабайтного внешнего HDD на уровне $100 окупаемость персонального облака займёт не менее двух лет (с учётом стоимости сетевого устройства).

И это притом, что новомодные подключённые хранилища обладают рядом недостатков. Самый очевидный уже был озвучен: это совместимость софтверной платформы с мобильными устройствами, телевизорами и другими потребительскими «игрушками». Другой, находящийся не настолько на поверхности, но весьма актуальный, — физическая уязвимость персонального облака. Жёсткие диски разрушаются со временем, могут выйти из строя по ряду причин, а облачные сервисы хранят вашу информацию как минимум в двух экземплярах, так что даже если ваш провайдер свернёт деятельность, вы всегда сможете скачать данные. Третья серьёзная проблема персональных облаков — это доступность. В пределах домашней сети вы, за редкими исключениями, сможете получить доступ к своим данным. А что насчёт получения своих данных извне? Хранить важную информацию в персональном облаке — дело неблагодарное, поскольку вероятность падения вашего локального интернет-провайдера значительно выше, чем вероятность проблем на стороне какого-нибудь облачного гиганта.

Выходит, что персональное облако — это далеко не спасение и прорывная технология. Это не более чем хороший маркетинговый ход. И тут я, господа, должен снять шляпу перед маркетологами WD, Lenovo и прочих. Потому как ход и в самом деле гениален. Вдумайтесь только: сделать простенький мини-сервер, поставить на него опенсорсную операционную систему и написать софт, упаковать это все в красивый корпус с двумя–тремя жёсткими дисками и отпустить в свободное рыночное плавание. Продавать personal cloud значительно проще, чем очередное устройство для банального хранения данных. А уж продвинуть такую идею на CES и запустить вирус по западной прессе — это дорогого стоит.

Несмотря на это, персональные облака едва ли станут массовым продуктом, ведь это просто попытка «железного» воплощения виртуального софтверного продукта, и без того успешно продаваемого гигантами ИТ-рынка. Это, впрочем, касается в большей степени потребительского рынка. А вот корпоративному персональные облака, в принципе, могут быть интересны. Продвинутые NAS с возможностью быстрого и безопасного развёртывания и использования в локальной инфраструктуре — чем не сказка? И, главное, над персональным облаком можно установить тотальный контроль, о котором так мечтают все без исключения CIO.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях