Cloud OS: как Microsoft видит рынок облаков и дата-центров

Ещё в конце октября Microsoft представила российской публике Cloud OS — единую платформу инфраструктурных решений компании, для работы в облачной среде, создания частных, публичных и гибридных облаков. Мы в «Облаках и ЦОДах», признаться, упустили сам новостной повод (российская премьера облачного продукта), но в наши задачи входит не столько оперативное освещение происходящего, сколько поиск закономерностей и выявление причин. Поэтому о том, что такое Cloud OS от Microsoft, мы поговорим именно сегодня.

Microsoft Cloud OS — это не столько облачная операционная система, сколько платформа, состоящая из набора продуктов компании: Windows Azure, Windows Server, System Center, SQL Server и других. Тем, кто зрит в корень, релиз Cloud OS подсказывает как минимум направление, в котором видит себя и рынок компания Microsoft. А как бы ни отнекивались от продуктов этой компании бывалые айтишники-линуксоиды, наиболее важная часть корпоративных продуктов в подавляющем большинстве компаний лицензирована именно Microsoft. ИТ-менеджеры среднего звена и системные администраторы упомянуты отнюдь не просто так — ведь и здания строятся не руками архитектора, а рабочими-строителями.

Однако вернёмся к корпоративно-облачной структуре Microsoft. Как уже было сказано, это не только ОС, но и платформа. Более того, если абстрагироваться от продуктовой сущности Cloud OS, то становится понятно, что это чисто визионерское решение. Судя по перечисленным функциональным компонентам Cloud OS, Microsoft мягко, но настойчиво указывает на то, из чего должен состоять и как должен функционировать современный ЦОД. И, по мнению компании из Редмонда, эффективный корпоративный дата-центр — это гибрид локальной инфраструктуры и публичного облака. 


Основной замысел такой гибридной структуры состоит в том, чтобы сделать ЦОД глубоко виртуализованной средой и дополнять его ресурсами публичного облака, но при этом не отказываться от текущих инвестиций в локальную инфраструктуру. А для того, чтобы это сделать, необходимы единые технологии в локальной и облачной среде; только в этом случае возможна полноценная интеграция. Собственно говоря, такие технологии Microsoft и предлагает в рамках Cloud OS.

Какие предпосылки заставили вывести продукт Cloud OS на российский рынок? В первую очередь это повышенный интерес заказчиков к облачным технологиям. По данным IDC, отечественный рынок облачных вычислений вырос на 70% и достиг $208,9 млн за 2012 год. Предполагается, что в 2013-м он вырастет ещё на 40% — и столько же будет прибавлять в последующие годы. Недавно IDC опубликовала отчёт под названием Russia Cloud Services Market 2013-2017 Forecast and 2012 Competitive Analysis, не только обозначив вышеописанные прогнозы, но и определив наиболее активных потребителей облачных услуг на корпоративном рынке. Крупнейшим заказчиком в нише публичных облаков стал сектор оптовой и розничной торговли. Второе место поделили СМИ и телекоммуникационный сектор, третье досталось отрасли всевозможных ИТ-услуг. Лидером в потреблении частных облаков стал, как легко догадаться, финансовый сектор, а торговля и телеком заняли здесь соответственно вторую и третью ступеньки. Наиболее значимыми сдерживающими факторами для роста рынка стали, как обычно, информационная безопасность при использовании облачных решений и отсутствие конкретики в долгосрочной стоимости владения ими.

Другой немаловажный тренд отрасли, подтолкнувший к выходу Cloud OS на российский рынок — это «большие данные». По оценкам всё тех же IDC, к 2020 году количество серверов в мире вырастет более чем десятикратно, а объём информации в корпоративных ЦОДах увеличится в 14 раз. Ожидается, что информационный рост будет происходить в основном за счёт данных, генерируемых автоматически. Большую часть информации составят данные с систем видеонаблюдения, медицинских систем, компьютеров, телефонов, бытовой техники. Кроме того, возрастёт объём неструктурированных данных из социальных сетей, блогов, всевозможной текстовой и графической информации. В результате возникновения такого объёма данных ИТ-компании столкнутся с необходимостью обработки, хранения и защиты корпоративной информации. IDC сообщает, что в 2013 году расходы на обработку Big Data составят $10 млрд. Это огромный рынок, который Microsoft по понятным причинам не желает упускать.

Для того чтобы облачная стратегия корпоративных клиентов могла соответствовать текущим трендам, главенствующие из которых я только что перечислил (на пресс-конференции Microsoft говорила ещё о мобилизации и социализации), редмондовцы и выпустили Cloud OS. Это комплексное решение позволит компаниям развёртывать любые виды облаков — частные, гибридные, публичные. Виртуализация инфраструктуры дата-центров, на которой в определённом смысле настаивает Microsoft, позволит переносить между ними вычислительные нагрузки, использовать бизнес-инструменты на всех типах устройств, включая мобильные, а также обрабатывать и анализировать большие объёмы данных.

Если разбирать Cloud OS по компонентам, то внутри у этой платформы есть Windows Azure для виртуализации серверов, работы с сетями и хранилищами, операционная система Windows Server, специальные инструменты для работы с ИТ-активами System Center, система управления реляционными базами данных SQL Server, среда разработки Visual Studio.

Как пишет сама Microsoft, благодаря Cloud OS организации смогут:

  • выбрать наиболее удобную для их бизнеса модель облака (частное, публичное или гибридное);
  • использовать преимущества концепции BYOD;
  • повысить качество принятия бизнес-решений и продуктивность сотрудников;
  • создавать современные бизнес-приложения, которые могут работать на всех устройствах — телефонах, планшетах и ПК;
  • извлекать знания из разных типов данных, независимо от того, где и как они хранятся.

Судя по многочисленными интервью и пресс-конференциям, Microsoft возлагает большие надежды на развитие Cloud OS в России. С точки зрения основных выгод, предоставляемых облачным решением, российский рынок мало чем отличается от любого другого. Разница состоит лишь в том, чтобы ориентироваться на основные «боли» этого рынка, а компания уже далеко не первый год присутствует в России.

С помощью Cloud OS корпоративные клиенты сумеют избавиться от необходимости вкладываться в инфраструктуру, смогут быстро запускать новые бизнес-приложения и, как следствие, быстрее выходить на региональные и другие новые рынки. Бизнес-модель Cloud OS такова, что клиентам нет необходимости покупать серверы и СХД с запасом — в случае чего часть нагрузки можно перенести в облако Microsoft. Поэтому бизнес может оценить окупаемость конкретных инструментов и исходя из этого оптимизировать операционные расходы, параллельно сократив капитальные.

В целом прогнозы для развития Cloud OS на российском рынке пока благоприятные: Microsoft — проверенный корпоративный вендор, и многие бизнесы ждали облачного решения именно от компании, продукты которой уже давно используют. А недоверие ИТ-индустрии к облакам, вероятнее всего, будет нивелироваться за счёт гибридного подхода к развёртыванию вычислительных мощностей.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях