Око Саурона: компания, которая перерабатывает секретные данные спецслужб

В кино у каждой уважающей себя спецслужбы имеется компьютерная система, готовая по первому запросу выдать подробное досье на кого угодно. Разработки компании Palantir Technologies — ближайший аналог таких систем, существующий в действительности. В Соединённых Штатах их применяют, с одной стороны, военные, разведывательные и правоохранительные органы, а с другой — крупные финансовые корпорации.

Несмотря на относительную малоизвестность, Palantir Technologies процветает. 27 сентября стало известно, что она получит новую порцию инвестиций — около $200 млн. Компания бурно растёт: ещё несколько лет назад её штат насчитывал лишь пятьдесят человек, а теперь в ней трудится более тысячи специалистов. Стоимость Palantir Technologies оценивают в $8 млрд.

Впрочем, есть и более яркий (пусть и не очень приятный) признак успеха Palantir Technologies: с некоторых пор её исполнительному директору Алексу Карпу пришлось перейти на осадное положение. Он не расстаётся с телохранителем, а подступы к штаб-квартире охраняют дюжие ребята, по виду и повадкам напоминающие подручных агента Смита из «Матрицы». Это не пустая паранойя: Карпу не раз угрожали расправой. Если знать, для чего именно используют решения Palantir, это не удивляет.

Как и у многих нашумевших технологических компаний прошлого десятилетия, корни Palantir Technologies уходят в платёжную систему PayPal. Выходцами оттуда были двое из четырёх основателей Palantir — Питер Тиль, спустя несколько лет получивший известность в качестве инвестора Facebook, и инженер Натан Геттингс. И тот и другой покинули компанию вскоре после того, как она в 2002 году стала собственностью eBay.

Чтобы натолкнуться на свежую идею, достаточно было включить телевизор. Память о террористических актах 11 сентября 2001 года была ещё совсем свежей, и «война с террором» оставалась одной из главных тем новостей. Чтобы продемонстрировать невозможность повторения терактов, американские власти спешно вводили всё новые и новые меры безопасности. Одна из предложенных для этого правительственных программ называлась Total Information Awareness (TIA).

Авторы TIA предлагали разработать информационную систему, комбинирующую информацию спецслужб с данными о всех телефонных переговорах, электронной переписке и банковских платежах в стране, а затем автоматически отыскивающую в них подозрительные признаки, которые могут навести на след потенциальных террористов или преступников.

Если бы такая система существовала до 11 сентября, аргументировали они, то катастрофы можно было бы избежать. У спецслужб имелись разрозненные факты о действиях организаторов теракта, но никто не сложил их воедино и не понял, что происходит нечто экстраординарное. Важные зацепки утонули в море нерелевантной информации и бюрократической переписке между различными ведомствами.

Создателям PayPal были хорошо знакомы принципы, на которых базировалось это предложение. Они самостоятельно пришли к ним, когда придумывали, как защитить PayPal от мошеннических платежей.

Те, кто отмывает деньги, зарабатывает обманом или платит ворованными кредитками, ведут себя немного иначе, нежели другие пользователи. Чтобы автоматизировать поиск различий, в PayPal разработали систему «антифрода» под названием Igor (имя позаимствовали у одного из самых назойливых киберпреступников, атаковавших платёжную систему).

«Игорь» следовал жёсткому набору правил, который составили аналитики компании. Например, он бил тревогу, когда пользователь регулярно снимал со счёта максимальную сумму: чаще всего так поступают мошенники. Другой тревожный признак — обращение к платёжной системе не из той страны, где зарегистрирован пользователь. Платежи, попавшие под подозрение, направлялись для изучения специалистам PayPal.

Современные средства «антифрода», как правило, обходятся без готовых правил. Их внимание привлекают любые заметные отклонения от нормального поведения. По сравнению с ними «Игорь» примитивен, но на первых порах хватало и его: он помог PayPal справиться с волной мошеннических платежей, захлестнувшей компанию после 2000 года.

Питер Тиль предложил разработать аналогичную систему, но адаптировать её к потребностям спецслужб. Идея не вызвала энтузиазма у крупных инвесторов из Кремниевой долины (они сторонятся проектов, рассчитанных на государственные органы), однако привлекла внимание венчурного фонда In-Q-Tel.

В определённой степени In-Q-Tel можно сравнить с DARPA — исследовательским ответвлением Пентагона. In-Q-Tel создан ЦРУ для финансирования стартапов, которые разрабатывают технологии, по той или иной причине представляющие интерес для американской внешней разведки.

Поначалу вложения In-Q-Tel были невелики — меньше $2 млн, — но со временем сумма инвестиций ЦРУ выросла до $301 млн. По данным Mattermark, к 2013 году In-Q-Tel вложила в Palantir Technologies больше средств, чем в любую другую организацию за весь срок своего существования.

В течение нескольких лет ЦРУ оставалось единственным клиентом компании, но к 2008 году дела пошли на лад. Продукты Palantir не только делали именно то, что требовалось аналитикам спецслужб, но ещё и стоили много дешевле, чем предложения Lockheed Martin, Booz Allen и других традиционных военных подрядчиков.

В Palantir Technologies держат в секрете список своих клиентов, но известно, что сейчас решения Palantir установлены и используются в ЦРУ, ФБР, Министерстве обороны США, Военно-воздушных силах США, Корпусе морской пехоты США, американской армии и департаментах полиции Лос-Анджелеса и Нью-Йорка. Кроме того, их применяют в финансовом конгломерате JPMorgan Chase и в Bank of America.

Как и система «антифрода», созданная в PayPal на заре двухтысячных, продукты Palantir Technologies представляют собой не столько средство автоматической обработки данных, сколько инструмент аналитика. Они комбинируют информацию из множества источников, преобразуют их в сложную структуру, отражающую скрытые и явные связи между анализируемыми объектами (например, людьми или компаниями), и преподносят их в наглядном виде. Когда поступают новые сведения, построенная структура немедленно корректируется. При необходимости аналитик может проследить происхождение любых фактов, которые использовала система.

Важная особенность разработок Palantir — их умение приводить к общему знаменателю самые разномастные данные. В отличие от Igor, который имел дело только с хорошо упорядоченными записями в базе данных PayPal, решениям Palantir приходится сталкиваться с целым зоопарком форматов и сервисов, причём лишь некоторые из них подразумевают хоть какую-то структуру.

«Истории успеха», которыми могли бы похвастаться в Palantir Technologies, на редкость остросюжетны. Несколько лет назад программные средства компании помогли канадцам обнаружить шпионскую организацию, взломавшую электронную почту далай-ламы и Минобороны Индии. В другом случае программу использовали для того, чтобы идентифицировать и арестовать без малого семь сотен бойцов мексиканского наркокартеля. С помощью разработок Palantir следят за перемещением автомобилей по номерам, которые фиксируют камеры слежения на дорогах. Известен случай, когда таким образом удалось обнаружить похитителя ребёнка.

Американская морская пехота использовала софт Palantir в Афганистане для анализа и предсказания направлений атак противника или расположения самодельных взрывных устройств. Кроме того, на основе продуктов компании была создана своеобразная база знаний, позволяющая сохранять накопленный опыт при постоянной ротации войск, дислоцированных в Афганистане. Ходят слухи, что Palantir Technologies имеет отношение даже к поимке бен Ладена, но официального подтверждения этому нет.

В Palantir Technologies не любят афишировать эту сторону своей деятельности. Чтобы найти на сайте компании следы её военно-полевых похождений, требуется приложить некоторые усилия. На поверхности проще встретить отчёты о том, как программы Palantir помогают изобретать новые лекарства, спасают жертв стихийных бедствий или, на худой конец, ловят мошенников.

Название компании Palantir Technologies взято из толкиновского «Властелина колец»: так назывались волшебные камни, которые сделали для того, чтобы правители Средиземья могли узнать о происходящем в дальних землях. Всё кончилось плохо: палантиры показывали только то, что выгодно врагу, и толкали людей к ужасным ошибкам.

Одна из причин, по которой в Palantir не склонны хвастаться своими связями со спецслужбами, — сомнительная этичность тотальной слежки, инструментом которой эта компания фактически стала. Но есть и другая: она заключается в том, что зависимость Palantir Technologies от государственных заказов действительно становится меньше. В последнее время больше половины оборота компании даёт «мирное» применение технологий, которые были разработаны для спецслужб. Они годятся не только для военных и шпионов. Они могут найти применение в страховой и фармацевтической индустрии, в сфере недвижимости и в медицине.

Финансовая корпорация JPMorgan Chase сэкономила сотни миллионов долларов, используя софт Palantir в качестве системы «антифрода». «В своё время поисковик Google открыл людям доступ к информации в интернете, — цитировал еженедельник Businessweek похвалы, которые отпускал в адрес компании информационный директор JPMorgan Chase Гай Чиарелло. — Я считаю, что Palantir сделает нечто похожее для информации, которую накапливают корпорации».

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях