Пару недель назад мы писали в колонке «PRISMой по облакам», как в священную битву за передел глобального рынка информационных технологий включились «большие парни» – европейский киберкомиссар Нели Круз, германский министр юстиции Йорг-Уве Ханн… Отражая волю народных масс, выходящих на многотысячные – реально многотысячные – демонстрации против заокеанского кибертихушничества, они формируют рынки для национальной промышленности информационных технологий (что вообще-то и является главнейшей задачей политиков). Активно участвовала в этом процессе и «железная фрау» современной Европы федеральный канцлер (Kanzlerin на русский и сам Бисмарк бы не перетолмачил) Ангела Меркель.

Ангела Меркель бывает сурова…
Ангела Меркель бывает сурова…

А теперь мы можем посмотреть, с какой оперативностью германский ИТ-бизнес приступает к освоению представившихся возможностей. В соответствии с древними заветами «программирования сверху вниз» перейдём от рассмотренных ранее вопросов большой политики и коллективной воли масс сначала к институтам гражданского общества, а потом и к конкретным фирмам.

Итак, гражданское общество. Длительные попытки прорастить его в стране родимых осин вызывают смех не меньший, чем былые попытки насадить в Нечерноземье кукурузу, над чем потешался ещё Герцен в «Письмах из России». Но вот в Германии оно вполне органично и занимается делом. Есть там такая организационная форма – eingetragener Verein, сокращённо e. V., «зарегистрированный союз». Законсервированная в языке память о временах лоскутных княжеств, когда общественная деятельность была хоть и весьма развита, но осуществлялась не как право, а как привилегия. Есть среди зарегистрированных союзов и Eco. Verband der deutschen Internetwirtschaft e. V., «Объединение германского интернет-предпринимательства». И вот это объединение на своём официальном сайте, в статье Wirtschaftsmotor Cloud Computing (“Облачные вычисления – мотор экономики”) оценивает состояние дел с облачными вычислениями не иначе как Vormarsch, наступление. Оно прогнозирует, что годичный объём данного сегмента отрасли, оцениваемый ныне в €3,7 млрд, распухнет к 2016 году до приблизительно €9,6 млрд (что частично будет обусловлено немалой стоимостью ИТ-специалистов в Германии). Прибавив 150% нынешнего объёма, что составит годичный рост в 37%. Мало какие отрасли могут надеяться на аналогичные результаты. И разоблачения Сноудена позволяют интернет-деятелям Старого Света наращивать свою рыночную долю в этом привлекательном сегменте (напомним, что 26,5% европейских руководителей считают облачные вычисления критически важными для роста их компаний).

Но это – в среднем. Для германской экономики информационных технологий в целом. Ну а как это всё выглядит для конкретного бизнеса? Какие перспективы открывает для него? Посмотрим на небольшой интернет-бизнес Posteo, основанный в 2009 году как платный сервис электронной почты. Вообще говоря, поразительно обидно, что не замечаешь мелькнувших перед глазами верстовых камней технологий. Как появился первый провайдер – и как он издох, оставив на какое-то время без сетевого доступа. Когда появился первый, платный почтовый ящик и какие параметры он имел. Как потом почтовые ящики стали предоставлять провайдеры клиентам. Как пошло распространение бесплатных (то есть – оплачиваемых рекламодателями) почтовых служб, всё больше и больше интегрирующихся в интернет-пространство.

И вот крошечный бизнес Posteo, возникнув, предстал, казалось бы, попыткой идти против хода времени. Платным почтовым-сервисом в эпоху бесплатных гигантов вроде Google, интегрировавших всё и вся. Проявлением германского экологического безумия – когда вместо бесплатного пластикового пакета в магазине предлагают купить пакет из вторичной бумаги, по виду напоминающий серую обёртку советских времён, – основатели Posteo акцентировали внимание на том, что энергия, потребляемая их серверами, является натурально экологичной и гринписовской, echte Ökostrom von Greenpeace Energy. (Эх, интересно было бы взглянуть на ненатуральный и экологически вредный электрон…)

Но в политкорректной Германии какое-то количество потребителей, привлечённых таким рыночным позиционирование, находилось. Кого-то привлекала обещанная экологичность (к которой в ФРГ относятся серьёзно: очень привлекательным выглядит решение транспортных проблем с помощью развития общественного транспорта). Кого-то – нежелание следовать нормам мира потребления (бесплатные сервисы оплачивают свои расходы за счёт рекламы и накопления маркетинговой информации): в Германии очень много людей реально «левых» взглядов. И набралось таких клиентов у Posteo за четыре года десяток тысяч. Не много… Но достаточно для существования семейного бизнеса в стабильной стране. Где высокие налоги сочетаются с возможностью (правда, связанной с необходимостью представления налоговым службам объёмистой отчётности) получения очень значительных налоговых вычетов.

Учредитель Posteo Патрик Лёр, похоже, экологично экономит энергию на бритье
Учредитель Posteo Патрик Лёр, похоже, экологично экономит энергию на бритье.

А вот в начале лета ситуация для учредителей Posteo изменилась к лучшему. Причиной тому были разоблачения Сноудена. Граждане Германии осознали, что, присутствуя в интернет-пространстве, они непрерывно находятся под пристальным взглядом американского Большого Брата. И реакция была болезненной, пожалуй куда более болезненней, чем стоит ждать от страны, на чьей территории по-прежнему находятся американские военные базы (Рамштайн – это не только преемники мейстерзингеров, но и база ВВС США). Причём это – очень интересно. «Простые люди», будь то сборщик автоматических коробок передач из Штутгарта или банковский клерк из Франкфурта-на-Майне, осознают, какую роль безопасность информации играет в международной конкурентоспособности. А последняя – в их зарплатах и рабочих местах. Но это – по-крупному. На уровне большого и среднего бизнеса. Однако есть и уровень мелкий, обычных людей и малого бизнеса. Которые и поставляют клиентуру Posteo.

720р-Реклама Постео

Посмотрим на рекламный плакат этого «почтаря». И особое внимание обратим на симпатичную свинку внизу справа. Подпись под ней – NACHHALTIGE WIRTSCHAFTEN, “УСТОЙЧИВЫЙ БИЗНЕС”. Именно в этом суть: надёжно защищённые данные необходимы для функционирования предпринимательства. Ну или хотя бы для того, чтобы не проявляла излишнего любопытства налоговая инспекция и прочая контролирующая бюрократия, которой в Европе немало. А о том, как электронная переписка фигурирует и на заокеанских судах между компьютерными гигантами и позволяет отправить в узилище отечественного интернет-предпринимателя, мы писали не раз. Так что в Германии нашлось немало людей, готовых, пожертвовав маленькой денежкой (от одного евро в месяц), повысить свою приватность. Причём вряд ли их занимает экологичность, с которой начинается рекламка. Она не менялась после разоблачений Сноудена, а вот число клиентов Posteo за пару месяцев удвоилось, достигнув двадцати тысяч.

И в деятельности Posteo нет ничего сложного. Обычная Perfect Forward Secrecy на протоколе SSL, пара гигабайт пространства на сервере и полная (что важнее всего!) анонимность. Каким образом достигается экологичность – не ясно. Даже если поставить сервер рядом с ветряком, то дыхание Эола переменчиво… А Гелиос по ночам не светит. Да и непонятно, что вреднее для планеты – жечь газ на теплостанции или производить металл для ветряков и кремний для солнечных панелей. Так что дело, видимо, не в этом. Успех (пока локальный) германской компании (пока маленькой) основывается на творческом использовании сложившейся ситуации. Интересно, а какие конкретные выгоды получит ИТ-бизнес России, предоставившей Сноудену временное убежище?